Великий лидер любил и ценил искусство

 

 

 Недавно Азербайджан отметил 89-летие  Гейдара Алиева

 

 Майские дни нынче, как и прежде, окрашены особо праздничными тонами. Вслед за торжествами, связанными с победой над фашизмом, в которой наша республика — главный поставщик горючего на фронт — сыграла одну из решающих ролей, мы отметили знаменательную для каждого азербайджанца дату — день рождения общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева: ведь все то, чем может гордиться сегодня наша страна, прямо связано с именем этого Человека с большой буквы, Человека, в буквальном смысле слова, шагнувшего в историю.

 

 Да, именно Гейдару Алиеву обязаны мы тем, что конец 60-х, все 70-е и начало 80-х годов прошлого столетия по праву считаются периодом восхождения Азербайджана, его мощного экономического и культурного развития. Именно он, Гейдар Алиев, сумев вывести республику из прорыва, был назначен впоследствии одним из руководителей нашей тогда большой страны. Наконец, именно этот великий Человек, откликнувшись на призыв родного народа, возглавил в начале 90-х годов уже независимое Азербайджанское государство в самое трудное для него время, определил пути его прогресса. Несомненно, результатом величия мысли, слова и дела великого лидера стали и нефтяные контракты, и установленные в стране стабильность и спокойствие, и проведение экономических реформ, а также подъем сникшей было богатейшей культуры азербайджанского народа…

 

 Мысленно возвращаясь в эти дни в наше, увы, непростое прошлое, я думаю о том, что одним только тем, что Гейдар Алиев был, есть и всегда будет в нашей памяти и сердце, он внедрил в общественное сознание патриотизм, причастность к азербайджанству. А разве не это, во всяком случае, в значительной степени, и обеспечило успех всего задуманного им?!.

 

 С особым трепетом наш общенациональный лидер относился к культуре, в самом широком понимании слова, и прежде всего к искусству.

 

 Он любил, знал и ценил искусство, уважительно и бережно относился к людям, представлявшим его, стремясь всячески поддерживать их, оказывать им содействие.

 

 Любя, а главное, понимая классическую музыку, Гейдар Алиев старался приобщить к ней и тех, с кем работал. Помнится,  как на проводимые ежемесячно в бакинской филармонии  симфонические концерты с участием лучших азербайджанских музыкантов, таких как маэстро Ниязи, а также ведущих деятелей всей советской музыкальной культуры из Москвы и Ленинграда (нынешнего Петербурга) по инициативе руководителя республики  обязательно приглашались другие партийные работники, которые, надо сказать, охотно откликались на эти приглашения и с удовольствием посещали концерты.

 

 С огромной заботой Гейдар Алиев относился к подготовке молодых музыкантов. Мне не раз доводилось рассказывать на страницах печати о роли, которую наш общенациональный лидер сыграл в становлении многих из них и в целом в развитии музыкальной культуры. И эта его любовь к искусству, желание создать в республике атмосферу поклонения высоким морально-эстетическим идеалам, его трепетное отношение к деятелям, в частности, музыкального искусства, не проходили незамеченными. Вот что писал Гейдару Алиеву в начале 1980-х годов выдающийся дирижер, лауреат ряда престижных премий, народный артист СССР Евгений Мравинский:     «…Мне, старейшему дирижеру страны, ветерану советского музыкального искусства, приятно обратиться к Вам с этим письмом, зная Вашу глубочайшую любовь к музыкальному искусству, и в особенности к симфонической музыке. Закономерен тот факт, что за годы Вашего пребывания на посту руководителя Азербайджана азербайджанское музыкальное искусство достигло невиданных ранее высот и завоевало прочные позиции на всесоюзной и мировой музыкальной арене…» В том же письме Евгений Мравинский, отметив, что в Азербайджане особой любовью и почитанием окружено имя Дмитрия Шостаковича — ведь именно из  класса Шостаковича в Московской консерватории вышли два выдающихся представителя азербайджанского советского симфонизма Кара Караев и Джевдет Гаджиев, чьи произведения звучали и звучат по сей день, вызывая восторг слушателей, в самых разных залах мира,  — вспомнил и про то отрадное событие, когда по личной инициативе Гейдара Алиева выдающемуся композитору, приехавшему по приглашению руководителя республики в Баку, было присвоено почетное звание народного артиста Азербайджана.

 

 Надо сказать,  что и Евгению Мравинскому, и многим другим представителям советского музыкального искусства было известно, как заинтересованно относится Гейдар Алиев к творческой судьбе каждого  деятеля культуры. Работая первым заместителем председателя Совета Министров СССР, он никогда не оставался равнодушным к тому или иному обращению к нему, к просьбам, от кого бы  они ни исходили, по мере возможности помогал решать возникавшие вопросы.

 

 В подтверждение сошлюсь еще на одно письмо Евгения Мравинского, копия которого, как, кстати, и первого адресованного нашему великому лидеру послания, сохранилась в моем домашнем архиве. Речь в нем шла о молодом дирижере Ленинградской филармонии имени Д.Шостаковича, выпускнике Азербайджанской консерватории, ученике Кара Караева Исмаиле Гаджиеве, который проходил там весьма серьезную стажировку. Увидев  молодого коллегу по телевизору, когда тот дирижировал оркестром, исполнявшим Пятую симфонию  Джевдета Гаджиева, кстати, отца молодого музыканта,  знаменитый дирижер, которому бакинец, стоявший за пюпитром, явно понравился, пожелал взять его под свою опеку. Но так как двухгодичный, установленный  законом  срок стажировки Исмаила уже вот-вот истекал и его следовало продлить хотя бы еще на год, Евгений Мравинский решил обратиться с просьбой об этом к Гейдару Алиеву, занимавшемуся в Совете Министров Советского Союза, в числе ряда других, еще и вопросами культуры и по праву завоевавшему репутацию человека слова и дела.

 

 «…Мне хотелось бы взять этого молодого талантливого музыканта под свою опеку, — сказано в письме главного дирижера Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии, — ибо он не только одаренный и перспективный дирижер, но и человек широкого кругозора и многогранной эрудиции. Постоянно шлифуя свое мастерство и расширяя репертуар, И.Гаджиев уделяет много внимания    музыке всей своей страны, и в первую очередь сочинениям ведущих азербайджанских композиторов…»  Далее Евгений Мравинский выражает уверенность в том, что продление стажировки самым благоприятным образом скажется на творческом формировании и становлении молодого дирижера, что в итоге принесет несомненную пользу музыкальной культуре Азербайджана…

 

 Гейдар Алиев не только помог продлить стажировку нашего соотечественника, ставшего, можно сказать, единственным азербайджанским музыкантом, прошедшим дирижерскую школу великого Мравинского и получившим возможность провести с его оркестром, опять же при содействии нашего общенационального лидера, несколько концертов азербайджанской музыки — к примеру, посвященные 100-летию со дня рождения Узеира Гаджибейли, 60-летию Фикрета Амирова, а также концерты, состоявшие из музыкальных произведений Кара Караева, Джевдета Гаджиева, других азербайджанских авторов, —  но и впоследствии проявлял интерес к творческой деятельности молодого музыканта, который по возвращении в родной Баку был назначен художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра имени Ниязи Азербайджанской государственной телерадиовещательной компании, а чуть позже с благословения Гейдара Алиева стал создателем камерного оркестра старинной и современной фольклорной музыки под названием «Ильхам», который вскоре получил всемирное признание и славу.

 

 Приятно отметить, что наш великий лидер отнесся с огромным интересом к деятельности оркестра и даже издал в 1994 году  официальный документ о финансировании гастрольного турне этого камерного оркестра из Резервного фонда Президента.

 

 К счастью, коллектив оправдал оказанное ему главой государства высокое доверие, и концерты оркестра, в частности, в США и Канаде, прошли, несмотря на попытки армянских экстремистов сорвать их, с большим успехом.

 

 …Увы, уже почти десять лет мы живем без  великого Гейдара Алиева. Однако, как известно, живут и обретают все большую силу заложенные им прекрасные традиции. Одна из них — забота о сохранении и развитии многогранного искусства талантливого  азербайджанского народа, о людях искусства — наиболее ранимой части нашего общества, — об их творческом росте, о предоставлении им возможностей для этого. И тон в такой, прямо скажем, нелегкой  работе  задают наш Президент Ильхам Алиев, достойный продолжатель дела своего великого отца, и первая леди страны, президент Фонда Гейдара Алиева, посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО  Мехрибан Алиева. Они всеми средствами поддерживают  тех, кто, выполняя главный завет нашего оставившего неизгладимый след в сердцах  лидера, служит Азербайджану и общеазербайджанской идее.

 

 И тут мне хотелось бы вновь обратиться к творческому пути  Исмаила Гаджиева, одного из тех  наших многочисленных соотечественников, в жизни которых Гейдар Алиев сыграл, пожалуй, решающую роль.

 

 Уже давно Исмаил в целях более эффективной пропаганды азербайджанской музыки за рубежом работает в Канаде, где по приглашению художественного руководителя Ниагарского фестиваля возглавляет камерный оркестр «Шелковый путь» и комитет под тем же названием при Международном музыкальном фестивале в Ниагаре. Благодаря его неутомимой, я бы сказала, деятельности  на Американском континенте регулярно звучат произведения азербайджанских композиторов, проводятся художественные выставки работ лучших наших мастеров живописи и скульптуры, открыты различные культурные центры.

 

 Один из них — это Центр Гейдара Алиева, действующий под девизом «Мировое наследие цивилизаций». Его почетным президентом с готовностью стал тогда мэр Ниагары, а ныне губернатор всего Ниагарского региона лорд  Гарри Бэрроу. Здесь проводятся интересные встречи, дискуссии и даже концертные выступления. Следует сказать, что наш великий лидер — человек широко известный в Америке. Канадцам запомнились торжества, посвященные открытию бюста Гейдара Алиева работы академика Омара Эльдарова в Центре искусств города Ниагара. Он был установлен более трех лет назад в дни Международного Ниагарского музыкального фестиваля по инициативе Исмаила Гаджиева, поддержанной руководством фестиваля и мэром Ниагары, а также Министерством культуры и туризма и Государственным комитетом по работе с диаспорой Азербайджана.

 

 Помня о том, какое значение придавал  общенациональный лидер азербайджанского народа роли  зарубежной диаспоры в формировании представления  в целом об Азербайджане и об азербайджанцах, о нашей вызывающей восхищение художественной культуре, многие наши соотечественники активно и весьма успешно пропагандируют свою страну, привлекая к участию в деятельности различных создаваемых в странах, где они живут, институтов авторитетных, выдающихся деятелей современности. К примеру, в работе Центра Гейдара Алиева в Канаде с большим желанием и, как рассказывают, с любовью к нашему народу и стране участвуют такие известные в мире личности, как руководитель Ниагарского фестиваля, большой музыкант Атис Банкас, известные представители музыкального искусства мира Нина Коган, Зубен Мета, Вирджиния Мейнпрайс, наконец,  лорд Бэрроу и многие другие…

 

 То, что наша Родина — Азербайджан — богата талантами в разных областях искусства, мы доказали и в прошлом году, завоевав нелегкую победу на конкурсе «Евровидение», а вместе с ней и право на проведение очередного песенного конкурса  у нас в Баку.

 

 И вот он, этот большой и красивый праздник, — уже на пороге… Наша принарядившаяся столица, ее жители, всегда гостеприимные бакинцы, готовы к приему гостей. Глядя на оживленные лица людей, ожидающих  встреч с  новыми талантами, я невольно думаю, как был бы горд и счастлив сегодня Гейдар Алиев, человек, более трех десятков лет несший на своих плечах груз ответственности за судьбы Отечества своего.

 

 Впрочем, мне почему-то кажется, что добрый дух  великого патриота витает над нами… А значит — твердо верю в это — все будет хорошо!..

 

 Эльмира АЛИЕВА

Бакинский рабочий.- 2012.- 17 мая.- С.1, 4.