Профессор IE Business School: «Частный сектор
и государство могут стать взаимовыгодным сочетанием»
Сотрудничество бизнеса и государства, основанное на дополнении и взаимопросвещении, может стать взаимовыгодным сочетанием и работать на благо как потребителей, так и самой компании, считает профессор стратегии и экономической среды в IE Business School Дэвид Бах.
«Такое сочетание может принести гражданам и потребителям определенность и стабильность, а бизнесу — возможность надежных инвестиций», — сказал в интервью 1news.az Бах, один из наиболее перспективных молодых мыслителей и ученых мира.
По его словам, в западном бизнес-сообществе преобладает отрицательное восприятие связи частного бизнеса и государства: чем больше вовлечение и давление государства, тем меньше предпринимательской деятельности, и соответственно, тем меньше свободы рынка.
«Это неверный подход, — уверен Бах. — Есть очень много сфер производства, которые существуют лишь благодаря государственной политике, созданию правил и контроля».
dot.com бум и вовлечение государства
В качестве примера он привел период dot.com бума и зарождения таких крупных компаний, как Yahoo, Google, которыми сотрудничество с государством воспринималось негативно, и от чего они стремились держаться подальше.
«Однако государство со своей стороны понимало, что в этой сфере есть много нюансов, нуждающихся в нормах регулирования», — сказал Бах. К примеру, сохранение конфиденциальности личной информации, защита права на интеллектуальную собственность, авторские права, безопасность.
Но тогда государство еще не осознавало, как можно контролировать интернет-сферу. «Прошло несколько лет, прежде чем бизнес и государство поняли, что нуждаются друг в друге для эффективного функционирования всей системы», — сказал Бах.
По его словам, обе стороны дополняли и одновременно просвещали друг друга. Компании объясняли правительствам, как работает Интернет, что в этой области подвластно регулированию, а что нет. Результатом такого сотрудничества стала выработка удобных рамок для развития успешной электронной коммерции.
«Это хороший пример того, как сотрудничество бизнеса, государства и инноваций может развиваться и принести очень позитивные результаты», — сказал Бах, эксперт в области международной политической экономики.
Экопроизводство как пример сотрудничества
Успех экологического производства напрямую зависит от договоренностей с государством.
«Практически все экологические товары — от энергосберегающих лампочек до электромобиля — значительно дороже своих традиционных аналогов. Для обеспечения спроса на эти товары необходимы определенные нормативные постановления», — сказал Бах.
Это могут быть более выгодные налоговые условия для экопроизводителей, определенные нормативные постановления, введение норм управления общественными закупками и даже запрет на более дешевый альтернативный продукт.
В качестве удачного примера Бах назвал договоренность между частными экокомпаниями и государством о том, чтобы государственные здания были в обязательном порядке энергоэффективными: использовали бы только энергосберегающие лампы и/или переработанную бумагу.
Повысить спрос на электромобили могло бы соглашение о введении квот на ввоз машин. К примеру, 20% машин, приобретаемых государством, должны быть электромобилями.
Китай как пример связи между государством и бизнесом
По словам Баха, идут широкие дебаты о том, существует ли такое понятие, как ведомый государством капитализм (state dominated capitalism). В этом отношении интересен пример Китая, где экономическое развитие страны сильно контролируется государством.
«Я сомневаюсь в жизнеспособности этой модели в долгосрочной перспективе, — сказал Бах. — В процессе взросления рынка, по мере того, как компании ведут все более независимое сотрудничество с государством, становится очевидным, что большую выгоду приносит большая независимость».
По мнению профессора, с расширением бизнеса между китайскими компаниями и международными корпорациями будет усиливаться и давление для равного отношения к иностранным компаниям, которые работают в Китае, и к их партнерам из китайских компаний.
«Есть много вариантов сотрудничества между частным бизнесом и государством. Самое главное — не забывать, что эта связь должна приносить пользу всем сторонам», — сказал Бах, автор многочисленных исследований на тему стратегии развития Китая и его экономического восхождения.
Китайская модель в перспективе развития
У профессора Баха, по его же словам, нет сомнений, что Китай станет крупнейшей экономикой мира. Вероятнее всего, это произойдет в течение 5—10 лет.
«Не думаю, что что-либо, помимо массовой дезинтеграции или масштабных внутренних потрясений, может воспрепятствовать тому, чтобы Китай стал ведущей экономической силой в мире», — сказал он.
Однако внушительные масштабы (Китай — третья по величине страна мира) и численность населения (Китай — крупнейшее по численности населения государство мира с населением в 1,3 млрд человек) — еще не прямой путь к мировому экономическому лидерству, считает Бах.
К примеру, Индия — вторая страна в мире по численности населения, но ее экономическое влияние в мире несравнимо с США или Китаем. Напротив, небольшие по размеру и численности населения страны, такие как Швейцария или Сингапур, играют очень важную роль в международной экономике.
Швейцария имеет мировое значение за счет своих банков, финансовых рынков, страхования, пояснил Бах. Сингапур значим также за счет своей финансовой сферы и возможностей логистики.
Препятствовать росту Китая или обгонять его?
Профессор Бах считает, что первой экономике мира — Соединенным Штатам — невыгодно препятствовать росту Китая.
«Никто не получит большей выгоды от мирного восхождения Китая, чем США, — сказал он. — США много потеряют в результате конфронтации с Китаем и много выиграют от его мирного развития и восхождения».
Китай — крупнейший торговый партнер США, чья военная мощь усиливается в регионе Юго-Восточной Азии, и который в перспективе может стать супердержавой.
«Не нужно препятствовать росту Китая, нужно оставаться на шаг впереди, — уверен Бах. — Для того чтобы выиграть от китайского роста и восхождения, нужно быть более инновационным, более конкурентоспособным».
Оставаться конкурентоспособными в современном мире можно благодаря образованию и инновациям, чему и стоит уделять особое значение Соединенным Штатам, считает Бах, который назвал страшным процессом сокращение расходов на науку, образование, технологии странами Западной Европы и США с целью справиться с правительственными долгами.
Введение технических стандартов
Дополнительным импульсом для развития Китая, повышения конкурентоспособности его продукции на мировом рынке могло бы послужить внедрение внутренних технических стандартов, считает Бах.
Установить стандарты на рынке в одиночку очень сложно. По словам Баха, для этого в течение последних лет Китай пытается скоординировать различные компании и ученых различных областей.
«В этом отношении у Китая есть преимущество — огромный внутренний рынок. Иностранные компании, желающие работать на китайском рынке, будут вынуждены принять эти стандарты и вести свое производство в соответствии с ними», — сказал Бах.
Елена ОСТАПЕНКО
Бакинский рабочий.- 2012.-
2 мая.- С.3.