Фидан Касимова: «Певец
должен быть немного эгоистом, но не самовлюбленным»
Формула успеха народной артистки Азербайджана Фидан Касимовой.
Для многих эта великая азербайджанская певица не нуждается в представлении. Вся ее жизнь, весь ее творческий путь — это прославление величайших азербайджанских оперных традиций. Фидан Касимова — воплощение стойкости, величия и твердости духа, женской красоты и обаяния. За неоценимый вклад в мировое музыкальное искусство она награждена самыми престижными мировыми премиями…
Сегодня профессор, народная артистка СССР и Азербайджана Фидан ханум Касимова гость проекта «Формула успеха».
— Спасибо, что приняли наше приглашение…
— Это вам всем спасибо (улыбается).
— Вы всегда выглядите замечательно. Но далеко не про всех ваших коллег можно так сказать…
— Поддерживать хорошую форму — необходимость для любого исполнителя. Как бы я себя ни чувствовала, я всегда знала: надо выйти на сцену…
— Чтобы сохранить форму, оперным певцам приходится прибегать к строжайшей дисциплине. Как с этим обстоит у вас?
— Я с вами согласна. Дисциплина и труд — прежде всего!
Особых ограничений я не придерживаюсь, ну разве что небольших (улыбается).
Людям искусства обязательно нужна домашняя забота. Певец должен быть немного эгоистом, но не самовлюбленным, в том смысле, что должен беречь себя, свой голос, находить время для отдыха и восстановления сил. Искусство «из последних сил» — это уже не искусство.
— Цветы, овации… Насколько вам, уже состоявшейся певице, это важно?
— Любовь публики очень важна, независимо от того, как давно ты на сцене.
Зритель всегда в превосходной степени оценивал наши выступления. Меня и мою сестру Хураман называли «Гоша Ганад», «Чудеса с берегов Каспия», «Королевы сцены»…
Нежность, мягкость, проникновенный лиризм — те качества, по которым сегодняшний зритель по-настоящему истосковался. Ведь с концертной эстрады в последнее время на публику низвергается такой шум, что люди испытывают голод по красивой, человеческой музыке, а также яркой исполнительской индивидуальности.
— Что нужно, чтобы стать известной оперной певицей?
— Диапазон голоса, сценическое обаяние и артистизм позволят создавать образ.
В каждой из своих героинь я видела частицу себя, я пропускала эти образы сквозь себя…
— Когда вы впервые вышли на сцену?
— В 18 лет, с маэстро Ниязи на 50-летие Консерватории.
— Правда ли, что вы закончили специальную музыкальную школу при Консерватории по классу скрипки?
— Любовь к классической музыке была заложена в нас родителями.
У моего отца был великолепный голос (тенор), которым он владел настолько свободно, что мог без устали петь, начиная от мугамов и народных песен и заканчивая романсами и ариями из опер. Самым высшим творческим моментом было исполнение им Sevgili canan под аккомпанемент Ниязи.
Дома у нас всегда царила особая атмосфера любви к музыке. В нашем доме собирались друзья отца: известные музыканты, композиторы, художники, певцы…
Это все оставило неизгладимое впечатление, отец влюблял нас в вокал… И это определило нас в специальную музыкальную школу.
— У вас достаточно много наград и международных премий, есть среди них самая ценная для вас?
— Этот вопрос очень емкий, и если говорить о моих титулах и наградах, то самая большая награда — оценка нашего творчества великим государственным деятелем, общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и его достойным продолжателем Ильхамом Алиевым.
— Когда человек знаменит и успешен, как правило, ему завидуют. Вы согласны с этим?
— Согласна! Нам сопутствовал успех с первого появления на сцене, и зависть шла тенью за нами. Главным нашим оружием было признание в своей стране и победы на международном уровне.
— У каждого артиста, который работает в театре — в любом театре — бывают как хорошие, так и сложные времена. Каких было больше у вас?
— Было больше хороших (улыбается). Мы баловни судьбы, но в то же время у нас никогда не было головокружения от успеха. Мы четко понимали, чтобы тебя любили и почитали — нужно не предавать любовь публики.
А о плохом стараюсь не помнить…
— Я знаю, что вы являетесь ведущим профессором Бакинской консерватории по классу вокала. Что сложнее — преподавать или петь на сцене?
— Преподавать студентам, давать профессию — большая ответственность.
Весь свой певческий опыт я сполна вот уже многие годы от всего сердца отдаю талантливой молодежи. Но, к сожалению, студенты бывают разные. Кто серьезно относится — добивается успеха, те, кто хочет прийти к славе, как правило, проигрывают. Мне интересно работать с молодежью. Ведь она — наше будущее. И среди них есть много лауреатов международных конкурсов.
Совсем недавно мы дали концерт во Дворце Гейдара Алиева, к 90-летию Бакинской консерватории, и включили в программу лучших своих учеников, а также был концерт в Филармонии. Оба концерта с участием нас и наших учеников прошли с большим успехом.
— Кстати, о вашем будущем, в плане вашего сына…
— Генетика сыграла свою роль. Мы от своих родителей переняли любовь к музыке. Это проявилось посредством пения. Мой сын Фарид перенял музыкальные гены. Им написаны музыкальные композиции в стиле симфоджаза. Он два года учился в Бостоне в музыкальном колледже. Его произведения звучали в наших клипах, а также на наших концертах… Выпущен диск Sevgi dцnyasы на музыку Фарида Касимова. И хотя в данный момент он занимается дипломатической деятельностью, но музыка в его крови.
— Творческие мечты…
— Мечтаю о собственной вокальной школе. У меня есть свои идеи, которые хотелось бы реализовать. Мне хотелось бы все успеть и оставить что-то после себя.
— Вы пели на самых знаменитых оперных сценах по всему миру, работали с выдающимися дирижерами и всемирно известными исполнителями. Как вам удалось достичь такого грандиозного успеха и признания?
— У меня никогда не было цели стать знаменитой. До меня были талантливые певцы, сейчас они есть и в будущем они придут. Свыше мне дан небольшой жизненный отрезок, и я должна максимально его использовать, использовать для того, чтобы порадовать людей. Я просто работала и наслаждалась тем, что делаю. Я считаю, что я достигла очень многого благодаря любви к своей профессии.
Беседовала
Ругия
АШРАФЛИ
Бакинский рабочий.- 2012.-
2 мая.- С.6.