Кямран Шахмардан: «Знать, что тебя любят и ценят на родине – это большое счастье»

 

 

 Интервью с известным азербайджанским театральным режиссером, проживающим в Финляндии, Кямраном Шахмарданом

 

 — Баку — ваш родной город. Как получилось, что вы покинули его? Остались ли какие-то воспоминания о городе детства?

 

 — О, Баку, Баку, сколько приятных воспоминаний связано с тобой (улыбается).

 

 В Баку прошли мои детство и юность. Здесь родились мой прадед, дед, отец и я. Здесь каждая улочка имеет для меня свою историю. Оглядываясь назад, в прошлое, мне есть что вспомнить, и эти воспоминания всегда со мной. Но… наступает такое время, когда приходится покинуть родное отечество, чтобы познать новые горизонты. Так произошло и со мной. Я уехал из Баку на двухгодичные режиссерские курсы в Швецию, там повстречал свою будущую супругу и решил связать свою дальнейшую жизнь со Скандинавией. О своем выборе никогда не жалел, несмотря на некоторые трудности, с которыми, думаю, сталкивается каждый азербайджанец, решивший переселиться в другую страну.

 

 Сейчас я с семьей живу в Финляндии. Это место стало мне родным за многие годы…

 

 — Получается, у вас теперь две родины. Какая из них все-таки для вас первая?

 

 — Родина у меня одна — Азербайджан, но я не сторонник принципа «где родился, там и пригодился». Человек должен жить там, где он хочет, нужен и где его ждут. В данный момент мы живем в Хельсинки. Нам здесь хорошо, и этому сопутствуют несколько фактов, которые влияют на нашу жизнь: постоянная желаемая работа, социум, семья. Как сложится наша дальнейшая жизнь, покажет время.

 

 — Как часто вы бываете в родных краях?

 

 — В Баку я приезжаю практически каждый год, то к маме и сестре, а то и с рабочими визитами.

 

 Баку занимает особое место в моем сердце, и я всегда буду возвращаться сюда, чтобы увидеть родных мне людей, чтобы почувствовать запах Каспия.

 

 — Как давно вы живете в Хельсинки?

 

 — В Хельсинки я живу сравнительно недавно, так как большую часть своей жизни в Скандинавии я прожил с семьей в маленьком уютном городе Иматра, что находится в юго-восточной части Финляндии, где, собственно, мы с женой и работаем. Она — в сфере образования, я — в сфере искусства.

 

 В Иматру мы переехали тогда, когда моя жена получила постоянную работу. Жить в такой стране, как Финляндия,  не имея постоянной работы, очень сложно, если вы хотите большего от жизни...

 

 — Что вас больше всего привлекает в этой стране?

 

   Наверное, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, социальная защита моей семьи, потрясающая природа и финны, которые стремятся быть в гармонии с этой природой. Можно сказать, что это национальная идея Финляндии.

 

 — А есть какие-то схожие черты с Баку?

 

 — Если брать Хельсинки, то в некоторых случаях он похож на Баку, особенно — в центре. Многие дома в Хельсинки построены в стиле Jugend, но это только центр, а Большой Хельсинки совершенно другой. Напримеp, Эспоо и Вантаа — функциональные, комфортные и современные. А Иматра совершенно другой город, непохожий на Баку. Город Иматра разделяет река Вуокси, вокруг леса и озера. На сегодняшний день это лучшее туристическое место в Финляндии.

 

 — Вы  являетесь директором театра Black and White. Что вы любите в своей работе больше всего?

 

   Я бы сказал, что это для меня не работа, а образ жизни…

 

 Театр Черного и Белого, основанный мною в 2003 году в городе Иматра, занимается профессиональной театральной деятельностью и ежегодно в мае устраивает в этом городе международный театральный Фестиваль Черного и Белого. Первый Фестиваль Черного и Белого состоялся в 2004 году. В фестивале принимают участие пантомимa, балетный, оперный, кукольный, танцевальный театры и традиционная драма.

 

 Фестиваль Черного и Белого финансируется городом Иматра, Комиссией по искусствам юго-восточной Финляндии, Культурным фондом Финляндии, Министерством культуры, а также многими предприятиями и организациями. Большая заслуга по организации фестиваля принадлежит также многочисленным людям, которые безвозмездно работают для фестиваля.

 

 Я являюсь художественным руководителем и режиссером этого театра более 9 лет. Фестиваль получил государственный статус в 2007 году. Кстати, в будущем году мы будем отмечать 10-летие.

 

 В течение всех этих лет фестиваль посетили 23 страны, в том числе и Азербайджан, который участвовал 2 раза в лице Государственного театра пантомимы и Кукольного театра. Концепция фестиваля «Театр без границ» представляет театральные направления от уличной клоунады до оперы и балета.

 

 Традиционно Театр Черного и Белого очень дорожит дружбой с детьми и семьями. Ежегодно в сотрудничестве с детскими садами и школами он устраивает международные театральные представления, организует театральные курсы для детей и взрослых.

 

 Отдельно хотел бы отметить, что из Баку мы не раз приглашали разные театральные коллективы: Государственный театр кукол, Государственный театр пантомимы и Государственный экспериментальный театр Yug, чьи спектакли прошли на высоком уровне, и финский зритель с благодарностью вспоминает их и по сей день. Надеюсь, в 2013 году я смогу пригласить очередной театральный коллектив из Баку.

 

 — Как вы пришли в эту сферу?

 

 — Первый раз я снялся в кино, когда мне было шесть лет. Думаю, это и предопределило мою будущую жизнь, профессию.  Есть люди, которые всю жизнь ищут себя, свое призвание, а есть такие, как я, которых выбирает профессия. Сколько себя помню, всю жизнь был в искусстве. Учась в музыкальной школе, ставил спектакли, которые высоко оценивались педагогами и учащимися. Иногда мне кажется, что я больше ничего не умею…

 

 — Как проходит обычно ваш день?

 

 — Утро, как обычно, начинается с чашки свежезаваренного зеленого чая. Далее меня ждут работа и репетиции, которые порой занимают весь мой день. Но, несмотря на занятость, я всегда нахожу время пообщаться со своей дочерью: забираю ее из школы, отвожу в танцевальную группу, а когда мы приезжаем с ней домой, я еще готовлю ужин для всей семьи. Ведь по совместительству я являюсь еще и официальным поваром моей супруги и дочери (смеется). Готовить должен тот, кто любит и умеет это делать. Обычно мне приходится готовить три блюда: вегетарианское — для жены, рыбное или куриное — для дочери, ну и мясное — для себя. Вечера люблю проводить в обществе моих виртуальных друзей на facebook с бокалом хорошего вина.

 

 — Как вы познакомились со своей будущей женой? Вы начали рассказывать о ней в начале беседы…

 

 — Мою супругу зовут Катри. До того, как пожениться, мы год прожили вместе в Хельсинки, а свадьбу сыграли в Иматре. Это была очень забавная свадьба. В тот день мы были  у друзей на даче и неожиданно вспомнили, что ведь у нас назначена регистрация в загсе.

 

 Ничего не оставалось, как поехать с женой в загс в шортах. Друзья долго не могли прийти в себя. Нам же было все равно. Мы обменялись кольцами и поехали с друзьями праздновать. Знаете, я был доволен тем, что у меня не было пафосной церемонии бракосочетания. Я был бедным парнем, которому пышная свадьба была не по карману. Я сказал об этом своей невесте, и она поддержала меня, предложив  все устроить во дворе нашего дома.

 

 Я живу с женщиной, которую уважаю, которая родила мне самое прекрасное создание в мире — Чинару. Я никогда не думал, будет ли моя жена азербайджанкой или другой национальности, главное, чтобы это был тот человек, который мне нужен.

 

 — Видно, вы очень любите своих девочек и гордитесь ими…

 

 — Моя жена — дочь знаменитого профессора-ориенталиста Линнарта Мялла, который создал организацию UNPO. Эта организация занимается защитой прав малых народов, и, как следствие,  Катри занимается политикой, ну и, конечно, работает в Университете прикладных наук куратором по международным отношениям. В свободное время она помогает мне с фестивалем.

 

 Что касается нашей дочери Чинары, ей 11 лет. Она учится в школе с английским уклоном, увлекается искусством (танцами, игрой на пианино и живописью). К моему счастью, уже говорит на пяти языках, ну и, конечно же, на азербайджанском. Если бы вы знали, какое это огромное удовольствие, когда ты можешь прийти с работы домой и поговорить с дочерью на родном языке. Сразу же пропадает ностальгия по родине, так как Чинара заполняет собой все мое сердце.

 

 — Они когда-нибудь бывали в Баку?

 

 — Были и не раз. Катри обожает наш город. А Чинаре 40 день рождения исполнился в Баку. Как сейчас помню, мы отмечали это событие с моими родителями.

 

 — Что бы вы хотели пожелать нашим соотечественникам, проживающим  за рубежом?

 

 — Мне бы очень хотелось, чтобы каждый проживающий за границей азербайджанец нашел свое место в обществе. Умение интегрироваться и быть полезным — это в культуре нашего народа. Ну и, конечно, найти себя, потому что сама по себе эмиграция — это уже трагедия. Человек рвет свои корни и связь  с родиной. Что может быть труднее и печальнее. Но если он найдет себя на чужбине, можно сказать, что жизнь состоялась.

 

 — Скажите, а много ли азербайджанцев проживают в Финляндии? Поддерживаете ли вы с ними отношения?

 

 — Я знаю приблизительно около ста проживающих во всей Финляндии азербайджанцев. Большинство из них занимаются культурой и наукой.

 

 Я стараюсь налаживать и поддерживать с ними связь, но не всегда получается. К сожалению, многие из нас проживают в разных городах Финляндии.

 

 — Как изменила вас жизнь в этой стране?

 

 — Я считаю, что каждый азербайджанец, проживающий в Финляндии, является представителем своего народа, тем самым обогащая финскую культуру своей неповторимой и уникальной культурой.  Взамен принимая финскую культуру, изучая ее и влюбляясь в нее.

 

 Вообще мы, азербайджанцы, уникальны. В большинстве случаев, нас любят (смеется).

 

 — О чем мечтаете?

 

 — О мире во всем мире.  Я вообще-то гуманист, и считаю, что в этой жизни все взаимосвязано: культуры, нации, расы. Все это звенья одной цепочки. Одно порождает другое.

 

 — Из многочисленных ваших наград какая для вас была более неожиданной и запомнившейся?

 

 — Самым неожиданным и самым важным для меня было, когда в 2009 году  Министерство культуры и туризма Азербайджана вручило мне почетную грамоту и небольшой приз за вклад в театральное искусство нашей страны. Знать, что тебя любят и ценят на родине — это большое счастье.

 

 Если кто-то в своей жизни имел честь создать свой мир в искусстве, неважно, в кино, театре или живописи, я преклоняюсь перед этим человеком, потому что я знаю, какой это адский труд. Я лично за художника, за создателя.

 

 — Какая книга лежит у вас на столике? Что вы можете открыть в любой момент?

 

 — Один из моих любимых писателей — Сервантес, чью книгу «Дон Кихот» я считаю Новым Заветом для себя. А Сервантеса, как следствие, — пророком искусства.

 

 — Что дает вам ощущение счастья?

 

 — Можно сказать, что я счастливый человек, хотя понятие «счастье» — относительно. Нам всегда чего-то не хватает, и это что-то не дает нам покоя. Пока мы в поисках, мы живем.

 

 Самое огромное счастье, когда человек нужен семье, обществу, друзьям и, самое главное, — самому себе, в этом случае ты себя даришь полностью жизни, смакуя и выпивая гладками эту жизнь до последней капли.

 

 Беседовала Ругия АШРАФЛИ

Бакинский рабочий.- 2012.- 6 ноября.- С.4.