Эксперт: «В руководстве вр найдутся разумные люди, которые смогут осознать «цену вопроса»

 

 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев считает, что из-за ошибок BP Азербайджан недополучил 8 млрд долларов с контрактных месторождений «Азери» и «Чыраг» на шельфе Каспия.

 

В 2008 году, после того как на основе условий контракта в долевом разделе произошло изменение на уровне 75 на 25 процентов в пользу Азербайджана, добыча нефти с месторождений «Азери» и «Чыраг» стала падать. С этого времени азербайджанская сторона не раз поднимала вопрос о необходимости  сохранения добычи на стабильном уровне или, по меньшей мере, на уровне прогнозов, представленных компанией вр.

 

Несмотря на все обещания и условия контракта, BP не выполнила свои обязательства. Азербайджан как надежный партнер не злоупотреблял положением в трудные для  BP дни,  связанные с разливом нефти в Мексиканском заливе.

 

«Латинская пословица  гласит: «Жди от другого того, что ты сам сделал для него» (Ab altero expectes, alteri quod feceris). Азербайджан не  увидел соответствующего отношения со стороны BP», — считает  начальник отдела по экономическому анализу и глобальным вопросам Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики Вусал Гасымлы.

 

Об этом он заявил в интервью 1news.az, комментируя выступление Президента Азербайджана от 10 октября на заседании Кабинета Министров.

 

По словам В.Гасымлы, представители транснациональной компании стараются объяснить  причину падения добычи нефти за последние годы  техническим ремонтом и обслуживанием.

 

«На самом деле падение добычи не в естественных причинах. Геологи утверждают, что на месторождениях «Азери» — «Чыраг» — «Гюнешли» можно добывать более 800 тыс. баррелей нефти в сутки в течение многих лет. Учитывая, что в конце следующего года в рамках проекта «Чыраг ойл» планируется добыча нефти в 100.000 баррелей в день, производство нефти с этих месторождений можно сохранить на стабильном уровне до конца эксплуатации в 2024 году.

 

Если дизайн месторождения содействовал падению добычи, то это — вина нефтяных компаний, являющихся акционерами консорциума, и в первую очередь BP — как оператора консорциума. В этом случае виновники должны проводить необходимые работы,  не оставляя процесс на произвол судьбы», — сказал В.Гасымлы.

 

Он отметил, что, по подсчетам,  нефтяные компании, участвующие в консорциуме, при существующем уровне добычи после уплаты всех налогов и пошлин зарабатывают как минимум  5—10 млрд долларов в год. Таким образом, снижение добычи не в интересах нефтяных компаний. Однако, как отметил эксперт, ежегодные капитальные вложения на АЧГ не превышают 2 млрд долларов в год.

 

«Тренд снижения может привести и к убыткам  нефтяных компаний. Азербайджанское государство имеет достаточный потенциал для сохранения объемов добычи нефти посредством своих инвестиций даже в случае выхода BP из консорциума. Если нефтяные компании этим путем хотят оказать давление на государство для продления контракта по АЧГ на период после 2024 года, то они сильно ошибаются. Это не те времена, когда Азербайджан даже не имел переводчиков для ведения нефтяных переговоров. Являясь 46-й экономикой мира, Азербайджан считается лидером региона. Президент Ильхам Алиев четко выразил свое мнение, что инвесторы, не способные выполнять условия контракта, должны сделать соответствующие выводы, иначе будут приняты строгие меры», — сказал В.Гасымлы.

 

По его мнению, поведение нефтяных участников АЧГ противоречит интересам западных государств и гигантов индустрии.

 

«Нельзя забывать, что участие западного капитала в нашем регионе и открытие Каспийского бассейна для мира являются заслугой Азербайджана. Сегодня неуместно было бы потерять позиции, заработанные в течение многих лет.

 

Азербайджан поставляет нефть и нефтепродукты в основном в европейские страны. В энергетическом балансе некоторых стран — членов Европейского Союза доля азербайджанской нефти близка к 35—40 процентам.

 

Что думают BP и ее европейские соратники, уменьшая добычу нефти и поставки в Европу? Эмбарго, введенное против Ирана, определяет высокий уровень мировых цен на нефть и нехватку «черного золота» для европейских стран. Более того, существует опасность, что Иран может закрыть Ормузский пролив, через который идет до 90% экспорта нефти с Аравийского полуострова. В этом плане азербайджанская нефть является одним из основных альтернативных источников для Европы», — отметил В.Гасымлы.

 

В.Гасымлы не обошел стороной и газовый вопрос. «С другой стороны, переговоры по транспортировке природного газа на европейские рынки находятся на решающем этапе.

 

BP планирует приобрести у ГНКАР долю в проекте TANAP, купив часть акций трубопровода.

 

Вице-президент BP по разработке «Шахдениз» Алан Кук заявил, что компания старается иметь достаточную долю в капитале сети платформ, насосных станций и трубопроводов проекта «Шахдениз», чтобы убедиться в том, что сроки и мощности всех этих проектов сбалансированы.  В связи с этим нельзя допустить эскалации проблем в других проектах. В первую очередь из-за этого будет страдать энергетическая безопасность Европы».

 

«Мы уже привыкли к спорам между транснациональными компаниями и правительствами  постсоветских республик. Например, Россия не церемонится с вр, и там идут бои без правил касательно ТНК-BP. У Азербайджана это первая история. До этого были очень надежные отношения. Думаю, что в руководстве BP найдутся разумные люди, которые смогут осознать «цену вопроса», — заключил В.Гасымлы.    

 

Бакинский рабочий.- 2012.- 13 октября.- С.6.