Кристиан Долезал: «Азербайджанский газ может
удовлетворять 7—8 % потребности Европы в газе»
Интервью 1news.az с главой Департамента по коммуникациям и общественным связям консорциума Nabucco Кристианом Долезалом
— В своем выступлении на 6-й Каспийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Баку вы отмечали, что консорциум Nabucco планирует до конца года выйти на определенные договоренности с консорциумом «Шахдениз». В чем заключаются эти договоренности?
— В настоящее время мы ведем очень плодотворные переговоры с консорциумом «Шахдениз». К концу года мы ожидаем достижения соглашения о партнерстве. Это соглашение станет большим шагом вперед и будет включать в себя соглашения потенциальных акционеров. Другие детали этого соглашения я сейчас раскрыть не могу, так как это является предметом переговоров.
— Речь идет о предложениях консорциуму «Шахдениз» с целью подписания соглашения о финансировании проекта до периода окончательного выбора маршрута экспорта азербайджанского газа в Европу?
— К сожалению, я не могу в деталях раскрыть суть этого процесса. Он содержит все, что запросил консорциум «Шахдениз». Основной целью является учет наших взаимных интересов, создание цепочки нужных элементов — Nabucco — TANAP — Южный коридор.
— То есть речь идет о способах достижения консенсуса?
— Конечно, речь не идет об итоговом решении по выбору маршрута трубопровода, но это очень важный шаг вперед, шаг интеграции с другими консорциумами и другими проектами трубопроводов. Что нам в итоге нужно — чтобы производители энергоресурсов были частью нашего проекта, все вместе создавая ту самую цепочку необходимых элементов.
— Госнефтекомпания Азербайджана неоднократно заявляла, что во всех проектах защищаются интересы покупателей ресурсов, а не их производителей. Поэтому консорциум «Шахдениз» хотел бы иметь контрольный пакет (51%) в проекте Nabucco-West. В этой связи готов ли консорциум Nabucco отдать контрольный пакет акций консорциуму «Шахдениз»?
— Мы вполне осознаем интерес Азербайджана, так как газовые запасы страны не ограничиваются месторождением «Шахдениз».
Мы хотим достичь выгодного соглашения с консорциумом «Шахдениз» и вполне понимаем и уважаем предложения и идеи, выдвинутые ГНКАР, но это не должно идти против интересов акционеров. Только после учета интересов обеих сторон может быть принято решение.
В конечном счете, это будет решение шести нынешних компаний-акционеров на основе их подхода к этим предложениям. Мы, конечно же, высоко ценим такой интерес, и это очень большой шаг вперед, так как мы бы приветствовали участие производителей газа в проекте. Абсолютно точно, что при соглашении будут учтены интересы обеих сторон.
— В настоящее время идет конкуренция между проектами TAP и Nabucco-West. Как вы оцениваете шансы вашего проекта?
— Я не имею права оценивать другие проекты. Что же касается проекта Nabucco-West, то он рассчитан на поставки газа на весь европейский рынок. Потребность газа есть и в транзитных странах — Болгарии, Румынии, Венгрии.
— В упомянутых вами странах сейчас нет такой большой потребности в газе…
— Нынешняя потребность европейских стран в газовых ресурсах не отражает всей картины. Необходимо думать в долгосрочной перспективе, о том, что будет через 10, 20, 30 лет. Это то, что важно инвесторам. Мы знаем, что эти рынки будут расти. И в этом контексте мы говорим не только о Болгарии, Венгрии и Австрии, необходимо учитывать и Балканские страны — Хорватию, Черногорию (Монтенегро — ред.). Там уже есть трубопроводная система от наших транзитных стран к этим рынкам. И у ГНКАР есть возможность выйти на эти рынки.
Другим преимуществом проекта Nabucco является то, что Турция вовлечена в него в качестве партнера. Турецкая компания BOTAS является акционером Nabucco, инвестирует в проект, уже проведены исследовательские работы по прокладке трубопровода Nabucco в Турции. Таким образом, мы обладаем достаточными знаниями о потенциальном трубопроводе, его маршруте. Также вскоре мы ожидаем хорошего соглашения с консорциумом TANAP.
— Говоря о западных странах, какие именно страны вы подразумеваете? Имеете ли вы в виду Германию или другую страну?
— В следующем году завершается расширение западной австрийской газовой трубопроводной системы. Выход на рынки Германии, Чехии, Польши, Северной Италии возможен даже при существующей системе.
Большая часть российского газа проходит сегодня по трубопроводной системе Австрии и доставляется в Северную Италию. До 44 млрд кубических метров — это большой объем.
Учитывая имеющиеся объемы газа, Nabucco-West позволит перенаправлять объемы газа туда, где будет в нем потребность. Сейчас важно то, что мы можем предложить производителям различные варианты.
Сейчас в Азербайджане открываются новые газовые месторождения. Рынок в течение последующих 30, 40, 50 лет будет расти. Потому межгосударственные соглашения и заключаются на 50-летний срок.
— Так какова же стоимость проекта Nabucco-West? До настоящего времени звучали разные цифры, причем, разница указывалась огромная.
— Инжиниринг проекта Nabucco-West завершен на 80%. Но есть еще некоторые вопросы, которые необходимо решить. Могу сказать, что общая стоимость Nabucco-West ниже, чем стоимость классического варианта проекта, что важно для продвижения переговоров с консорциумом «Шахдениз». Мы планируем вывести окончательную стоимость проекта в первом квартале 2013 года.
— Насколько туркменский газ интересен проекту Nabucco?
— Нашей целью было создать проект, в который было бы вовлечено много участников. Сейчас мы сконцентрированы на переговорах с консорциумом «Шахдениз» и на поставках газа из Азербайджана. После завершения всех деталей и переговоров в целом мы увидим потенциал и дополнительные возможности для его реализации. В Каспийском море много газовых месторождений, в основном на территории Азербайджана.
Согласно нашим данным, газовые возможности Азербайджана не ограничиваются месторождением «Шахдениз». И трубопровод Nabucco рассчитан на транспортировку этих дополнительных объемов в будущем.
— Какой максимальный объем газа можно будет транспортировать по Nabucco-West в будущем?
— Мы стремимся реализовать проект, способный к поэтапному расширению, как того требует и консорциум «Шахдениз». Мы можем начать с 10 млрд кубометров газа, для чего будет необходима лишь одна компрессорная станция.
В будущем мы можем увеличить пропускную способность трубопровода максимум до 23 млрд кубометров газа. Но если производители потребуют больших транспортных возможностей, мы можем вернуться и к изначальной версии, что позволит транспортировать до 31 млрд кубометров газа. Но это в значительной мере зависит от желания производителя природного газа.
— Какова будет доля Nabucco-West в альтернативном объеме газа?
— Для нас весь газ, который пойдет по Nabucco — это уже альтернативный газ, так как он дает возможность снизить зависимость от российских поставок.
Ежегодная потребность Европы в газе составляет 550 млрд кубометров. И если учесть объемы азербайджанского газа, к примеру, в размере 30 млрд кубометров, то получится, что азербайджанский газ может удовлетворять 7—8 % потребности Европы в газе.
Но не столь важна цифра, насколько важно то, что мы открываем новый источник и новый маршрут, меняя правила игры. Конечно, Россия останется крупнейшим поставщиком. Также будут по-прежнему осуществляться газовые поставки из Норвегии, Ливии, Алжира. Но производство газа в самой Европе снижается, и нам необходимы новые крупные источники энергоресурсов. В Каспии этих источников очень много, а европейский рынок очень велик. Таким образом, сотрудничество будет равно выгодно всем участникам рынка.
Бахрам РУСТАМБЕКОВ,
Елена ОСТАПЕНКО
Бакинский рабочий.-
2012.- 18 октября.- С.3.