Диана Альтман: «Американцы интересуются Азербайджаном,
радуясь возможности почерпнуть больше информации о культуре этой страны»
Интервью 1news.az с исполнительным директором Фонда «Карабах» в Вашингтоне Дианой Альтман.
— В течение года фонд реализовал множество интересных программ по продвижению азербайджанской культуры в Соединенных Штатах. Расскажите, как для вас начинался год и какими проектами он запомнился?
— Нам всего лишь два года. За этот короткий срок мы успели реализовать множество интересных программ. Сегодня нас уже признают в Вашингтоне как одну из основных организаций, работающих в сфере азербайджанской культуры. Перед нами стоит задача стать узнаваемыми не только в столице, но и во всех штатах.
В этом году мы воплотили в жизнь проекты не только в Вашингтоне, но и в Бостоне, Нью-Йорке и других городах. Таким образом, к концу года мы расширили свою аудиторию до сотен тысяч человек.
Фонд рассматривает свои программы как возможность создания культурных платформ, которые помогут американцам лучше понять Азербайджан. К сожалению, сегодня простые американцы не могут найти Азербайджан даже на карте.
В своих программах мы фокусируемся на специфических аспектах азербайджанской культуры. Согласно нашему уставу, мы не вторгаемся в политику, а продвигаем культурную дипломатию.
За прошлый год мы расширили сотрудничество с американскими школами. Например, родительско-преподавательские ассоциации в США являются достаточно эффективным методом координации работы между преподавателями, родителями и студентами. Установленные с ними отношения позволили нам реализовать образовательные программы в средних школах штата Вирджиния.
Мы провели в школах показ азербайджанских народных танцев и провели для учителей веб-презентацию, что поможет им использовать их в учебной программе.
Мы также разослали этот электронный ресурс административным лицам, работающим в сфере образования в Соединенных Штатах, показав им способы реализации подобных программ.
В апреле мы во второй раз провели концерт совместно с международной организацией тюркской культуры TURKSOY, где была представлена также азербайджанская культура. На концерт, который проходил в престижном музыкальном зале Стратмор в штате Мериленд, собрались сотни зрителей и любителей искусства.
Фонд также реализует более мелкие, неофициальные программы. К примеру, в апреле мы провели встречи с религиозными лидерами Азербайджана, которые находились в Вашингтоне в рамках проводимой конференции, посвященной 20-летию установления дипломатических отношений между Азербайджаном и США. Участников встречи интересовали вопросы веры в Азербайджане, деятельности Межрелигиозного совета, спрашивали и о религии в целом.
— Летний период обычно проходит в затишье. Однако Фонд «Карабах» радовал нас новостями и в течение всего лета. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде.
— Действительно, июнь ознаменовался следующим заметным этапом нашей деятельности, когда мы участвовали в Смитсоновском фольклорном фестивале — одном из наиболее крупных культурных фестивалей в мире, продвигающих культурную дипломатию. Этот фестиваль, который за 10 дней ежегодно собирает более миллиона зрителей, изучается со стороны ООН как модель продвижения межкультурного понимания.
Фонд «Карабах» был представлен на фестивале отдельной выставкой, где предлагались азербайджанские национальные блюда, а также двумя концертами мугамной музыки. Наш стенд пользовался наибольшей популярностью на фестивале. Мы предлагали гостям традиционный азербайджанский кябаб, долму, освежающие напитки «Дюшес» и «Тархун» и многое другое.
Одним из запоминающихся моментов фестиваля было общение азербайджанских и американских волонтеров, которые совместно занимались нашей выставкой, вместе готовили еду, рассказывали посетителям фестиваля об Азербайджане. В дни фестиваля их объединяли дружба и любовь к своей стране, к международной культуре и к общему проекту.
Мугам в исполнении известного азербайджанского кеманчиста Имамъяра Гасанова был встречен бурными овациями в зале, люди аплодировали стоя. Это был незаменимый опыт как для тех, кто работал на выставке, так и для гостей фестиваля.
Американская публика интересуется Азербайджаном, радуясь возможности почерпнуть больше информации о культуре этой страны. Люди проявляют большой интерес, когда узнают, что Азербайджан — это союзник Америки, сразу же воспринимая эту страну как ту, о которой нужно что-то знать.
После Смитсоновского фестиваля мы провели еще День азербайджанской культуры, на этот раз в доме престарелых. Он получился очень интересным, полным общения между представителями разных поколений. Бабушки и дедушки пришли с внуками и правнуками, читали им азербайджанские сказки, переведенные на английский язык, они также учились азербайджанским танцам, в чем нам очень помог профессиональный танцовщик из Азербайджана Шахин Алекперов.
Обитатели дома престарелых, много путешествовавшие и много повидавшие за свою жизнь, живо интересовались этой утонченной и необычной для них страной.
В течение лета мы также работали над публикацией книг и проведением выставки, включая крупную онлайн-выставку артефактов, рассказывающих о различных периодах древней истории Азербайджана. Недостаточно просто рассказать человеку об Азербайджане, нужно показать наглядно, сопоставить информацию с чем-то, что человеку знакомо, для того чтобы в голове сложилась общая картинка.
— Чем для фонда ознаменовался осенний послеотпускной период?
— Сентябрьский график работы оказался насыщенным мероприятиями, посвященными тюркской культуре. В Вашингтоне впервые проходил месяц тюркского культурного наследия, который совпал с 10-летием тюркского фестиваля — еще одного крупного мероприятия в Вашингтоне.
Как обычно, мы принимали участие в фестивале в последний день месяца. Накануне нас пригласили принять участие в фестивале глобального языка и культуры, который проходил в университете Джорджа Вашингтона. Студенты из различных стран мира, принимавшие участие в мероприятии, представляли традиции своей страны в различных сферах.
Также в сентябре местная энергетическая компания Pepco предоставила нам свою современную и престижную галерею для проведения выставки известного азербайджанского художника Камиля Наджафзаде, скончавшегося в 2011 году. Он был известным художником и художником-постановщиком, интеллигентным человеком и хорошим семьянином, много путешествовал. Его семья очень помогла нам с организацией выставки, предоставив множество картин Камиля и семейные фотографии.
К нам приехали все трое детей известного художника, в том числе и кинорежиссер Шамиль Наджафзаде. В рамках выставки каждый четверг в течение месяца проходил показ его фильмов. После первых двух показов были проведены дискуссии с Шамилем. В Вашингтоне публика очень любит и ценит кино, и было приятно видеть их интерес к азербайджанскому кинематографу.
Также известный журнал National Geographic пригласил нас поучаствовать в выставке «1001 изобретение мусульманского мира». Наш фонд выставил великолепные азербайджанские ткани и ковры, мы организовали занятия для детей. Один из волонтеров, хорошо разбирающийся в коврах, рассказывал слушателям об истории и традициях ручного ковроткачества в Азербайджане.
— Большинство ваших инициатив реализуется в Вашингтоне. Планируете ли вы географически расширять деятельность фонда в США?
— Большинство из упомянутых мной программ действительно были реализованы в Вашингтоне. Но, как я отмечала ранее, в рамках расширения нашей деятельности в США мы стараемся организовывать различные инициативы и в других крупных городах Америки.
К примеру, чтобы разделить с Соединенными Штатами дух международного музыкального конкурса «Евровидение», который в этом году проходил в Баку, мы провели торжественный вечер в честь конкурса. Нашим гостем стал посол Азербайджана в США Элин Сулейманов. Хочу отметить, что в то же время коллеги и друзья фонда помогли организовать аналогичный вечер в честь «Евровидения» и в Нью-Йорке.
В этот же период, в конце весны, мы провели выставку семьи художников Шихалиевых, основной темой которой стали отношения отца и сына — темы, которая продолжает оставаться одной из ведущих в азербайджанском искусстве на протяжении последних 40 лет. Эта выставка была организована совместно с Американским исламским конгрессом в Бостоне.
В своей деятельности мы не забываем пропагандировать азербайджанскую культуру и среди тюркской общины Соединенных Штатов, а также среди студентов из Азербайджана, многие из которых открывают для себя новые элементы азербайджанского искусства.
Мы стремимся представить младшему поколению азербайджанцев в Америке культуру их страны. Уверена, что польза от этой деятельности ощутима и в Азербайджане, так как культурная дипломатия никогда не бывает односторонней.
Получая интересную информацию в доступной, легкой форме, люди в Америке начинают видеть Азербайджан в новом свете, все больше проникаясь духом этой страны.
— В чем ваш секрет? Как вам удается привлечь внимание американской публики к азербайджанской культуре?
— Небольшим секретом можно назвать то, что мы прислушиваемся к интересам аудитории. Было бы большой ошибкой работать лишь над теми проектами, которые кажутся интересными нам самим, ожидая, что это будет с энтузиазмом воспринято аудиторией.
Если ваша аудитория абсолютно не интересуется прикладным искусством, но любит спорт, что тоже является частью культуры, то нужно направить основные усилия на позиционирование спортивного направления.
— Какой элемент азербайджанской культуры наиболее близок американской публике?
— Вероятно, это два наиболее универсальных элемента культуры — национальная кухня и музыка. В связи с этим с радостью могу сообщить, что вскоре фондом будет издана кулинарная книга, в которой будут собраны наилучшие рецепты карабахской кухни. Уверена, что американская публика будет впечатлена ее разнообразием, так как она не похожа на американскую.
Музыка — это совершенно другой вопрос. Любители музыки в Соединенных Штатах очарованы магией исполнения мугама. Американцы были поражены выступлениями Имамъяра Гасанова и известного любителя азербайджанской культуры Джефри Вербока, который даже создал в Америке Общество мугама.
Мугам — очень интеллектуальная музыка, и американцы воспринимают ее именно так, стремясь узнать о ней как можно больше.
Надо добавить, что еще одной удивительной универсальной чертой азербайджанской культуры является искусство ручного ковроткачества. Азербайджанские ковры занимают почетное место в ковровом искусстве Востока, а в США определенно присутствует интерес к восточному ковровому искусству.
Мы неоднократно выставляли азербайджанские ковры на различных выставках. Распространение искусства азербайджанского ковра мы стараемся начинать не в музее, а непосредственно в местах, где человек может приобрести такой ковер, пообщаться с продавцом, получить из первых рук много интересующей его информации.
— Проекты, которые осуществляет Фонд «Карабах», носят ежегодный характер? Планируете ли вы продолжать перечисленные инициативы в будущем году?
— Да, некоторые из инициатив фонда уже превращаются в традицию. В основном, среди них памятные, важные для Азербайджана даты.
Фонду удалось скоординировать работу с крупнейшими американскими музеями за пределами Вашингтона по организации мероприятий, посвященных празднованию Новруза. Работа в этом направлении продлится несколько лет.
В Америке есть различные музеи, в которых проводятся чествования Новруза, но как общетюркского праздника. Мы же пытаемся придать мероприятиям в честь Новруз байрамы в Соединенных Штатах истинно азербайджанский характер, так как в вашей стране это один из основных праздников.
Также наши инициативы по пропаганде азербайджанского кино и ковров должны принять ежегодный характер.
В последнее время мы уделяем большое внимание проекту документальных и популярных художественных фильмов об Азербайджане. Страна имеет очень богатую историю кинематографа, через которую можно передать всю историю государства, с которой абсолютно незнакома американская публика.
Есть документальные фильмы, в которых запечатлена практически каждая минута жизни Азербайджанской Демократической Республики (АДР) в 1918—1920-х годах. Таким образом, этим проектом мы заинтересовали как ту аудиторию в США, которая любит кино, так и ту, которая интересуется историей.
Другой нашей постоянной инициативой является «Азербайджанский час на радио» на местной радиоволне в Вашингтоне. Весь архив радиопередач за последние два года доступен на сайте фонда. Информация из наших радиоэфиров может оказаться полезной исследователям или кинорежиссерам, готовящимся снять фильм об Азербайджане.
Также для нас важен проект по созданию документальных фильмов о современном Азербайджане, в котором может принять участие каждый, кто имеет какую-либо связь со страной. Для нас важна любая история и любой артефакт, рассказывающий интересную историю.
— Каким вы видите будущее Фонда «Карабах»?
— Следующей фазой развития Фонда «Карабах» я бы назвала такой этап, при котором фонд будет реализовывать все больше инициатив по артефактам. У нас уже есть внушительная коллекция монет. Каждая монета, которую вы возьмете в руки, содержит в себе много информации и может рассказать вам историю одной эпохи жизни Азербайджана.
Мы планируем начать собирать коллекцию и других артефактов, как например, рукописей и различных предметов, которые находились в семье в течение длительного времени и которые могут представлять большую ценность для исследователя. Таким образом, Фонд «Карабах» представляет собой своего рода музей, не ограниченный стенами.
— Во время визита в Баку вы принимали участие во II Бакинском Международном гуманитарном форуме. Чем он вам запомнился? Удалось ли наладить сотрудничество для дальнейшего развития фонда?
— Трудно переоценить ту пользу от обмена опытом и контактами во время форума в Баку, на который собрались интереснейшие люди из многих стран. У меня были встречи с некоторыми представителями ЮНЕСКО, которые заинтересованы в расширении сотрудничества с Фондом «Карабах». Также мне удалось установить контакты с людьми, которые заинтересованы в написании статей на тему деятельности Фонда.
Встречи в рамках форума помогли мне понять, что именно американцы должны понимать, когда речь заходит о Карабахе. В Соединенных Штатах есть большой недостаток в информации, что приводит к непониманию конфликта. Я чувствую ответственность за то, чтобы среди американских граждан было именно понимание ситуации в этом регионе.
Для себя я сделала вывод: нам нужно начать с истоков, пытаясь объяснить людям, что такое Карабах, что он значит для Азербайджана. Уже сейчас на нашем сайте есть раздел, в котором каждый посетитель сайта может оставить свой комментарий, написать о своем собственном опыте, воспоминаниях и поделиться любой другой информацией, связанной с Азербайджаном в целом, и с Карабахом в частности.
Мы должны серьезно заняться этим, пытаясь представить в Америке ситуацию в Нагорном Карабахе более четко, в соответствующем контексте. Форум в этом отношении оказался очень полезным форматом, который позволил получить нужную информацию.
— Были ли у вас встречи в Баку вне рамок форума? И какие связи у Фонда «Карабах» на сегодняшний день есть в Азербайджане?
— Да, конечно, у нас налажено сотрудничество со многими лицами и сообществами в Баку. Во время этой поездки мы встречались с представителями Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана, который объединяет аналитиков, исследующих важные процессы внутренней и внешней жизни страны.
Центр вскоре опубликует очень значимое исследование, которое предоставит нам важную информацию об уничтожении азербайджанских культурных ценностей в оккупированном Нагорном Карабахе и то, какое воздействие это оказывает на Азербайджан.
Общедоступной информации в Интернете недостаточно для того, чтобы в полной мере оценить ситуацию с уничтожением культурного наследия Азербайджана в Карабахе, необходимо более детальное исследование. Надеюсь, что наши друзья из ЦСИ помогут нам в этом.
В свою очередь мы можем предложить им нашу помощь в том, чтобы наладить связи в Соединенных Штатах, которые помогут всем нам, вовлеченным в эту работу, добиться ее результативности.
Еще одна важная встреча у меня была с представителями азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Мы сейчас рассматриваем возможности публикации некоторых из этих живых, человеческих историй на нашем сайте. В целом, мы обдумываем различные варианты проектов, в которые были бы вовлечены представители азербайджанской общины Нагорного Карабаха.
Елена ОСТАПЕНКО
Бакинский рабочий.-
2012.- 24 октября.- С.1, 3.