Когда уходят
Журналисты…
Памяти Виктора Шульмана
8 сентября после тяжелой продолжительной болезни скончался известный азербайджанский журналист, руководитель представительства российского информационного агентства ИТАР-ТАСС в Азербайджане Виктор Шульман.
Год назад Витя (так к нему обращались все — и молодые, и пожилые), в шутку или предчувствуя свой скорый уход, сказал: «Вот умру, напишите заметку в духе «Памяти товарища». Мы и не предполагали, что эти его слова так скоро станут горькой реальностью. И сегодня мы решили написать не дежурную «памятку», а рассказать о том, каким он был и каким останется в нашей памяти.
Каждый день, приходя на работу в АзерТАдж (здесь расположено представительство ИТАР-ТАСС), мы всегда видели открытую дверь его кабинета и самого Витю, погрузившегося в работу. С вечной сигаретой во рту, под звуки несмолкающего телевизора, он уже набирал информацию, звонил в Москву, уточнял что-то. Только выполнив определенную часть своей ежедневной работы, он заходил к азертаджевцам — попить чаю, обсудить новости. Часто просматривая наши информации, он, будучи профессионалом с большой буквы, давал нам дельные советы, которые помогали в работе. При этом все его замечания были лишены менторского тона, снисходительности, которые в его положении мэтра информации воспринимались бы вполне естественно.
Историк по образованию, он был журналистом по призванию. Начинал он в городской газете в Алибайрамлы (нынешний Ширван), где прошел нелегкую школу провинциального газетчика. Время от времени его материалы публиковались и в республиканской печати, и таким образом его заметили и пригласили работать в Азербайджанское государственное телеграфное агентство — Азеринформ. Из стен этого агентства начался его путь в большую журналистику. В Азеринформе он освещал многие темы, в основном экономической жизни республики. При этом ему легко давались информации и об энергетике, и о нефтяной промышленности, и об авиации, и о транспорте. Его в хорошем смысле дотошность, умение вникать в суть проблемы, широкий кругозор — все это приводило к появлению безупречных в профессиональном отношении сообщений. И хотя работа в информационном агентстве предполагает определенную анонимность, его стиль всегда узнавали в журналистских кругах.
Все, кто знал Виктора, отмечали одну из главных черт его характера — неравнодушие. Это проявилось в момент, когда Азербайджан столкнулся с агрессией Армении, и, как следствие, с информационной блокадой. Он был одним из первых и немногих журналистов Азербайджана, которые сообщали о происходивших в зоне конфликта событиях не из теплых кабинетов, а непосредственно с места боевых действий. Будучи представителем послевоенного поколения, он знал о настоящей войне не по чьим-то рассказам. Он видел ее своими глазами. Он был в Ханкенди, Шуше, Агдаме, Лачине, имея в арсенале только блокнот и ручку, умудрялся передавать оперативную и правдивую информацию, которая тогда имела особую ценность, учитывая поток дезинформации из центра.
Его журналистской судьбе можно позавидовать. Виктор был в профессии, когда менялись эпохи, ломались стереотипы, появлялась новая журналистика, отличная от выхолощенной, основанной на набивших оскомину клише, журналистики советских времен. Он освещал многие события, которые влияли на ход истории в регионе и на постсоветском пространстве. Он брал интервью у сильных мира сего, выдающихся политиков, деятелей культуры, искусства и науки. Было в нем что-то такое, из-за чего все, у кого он брал интервью, запоминали его, и в следующий раз, зная его профессионализм, с удовольствием шли на контакт. Перейдя двадцать лет назад в ИТАР-ТАСС, он остался верен своей стране, предельно объективно, честно освещал все процессы, происходившие за эти годы в Азербайджане. В нашем агентстве его называли полномочным представителем Азербайджана в России.
Последняя заметка за подписью Виктора Шульмана появилась на ленте ИТАР-ТАСС 7 сентября, за несколько часов до его смерти. Он умер как солдат, на посту. Так уходят настоящие Журналисты…
Azertag.com
Бакинский рабочий.- 2012.-
11 сентября.- С.7.