Мэтью Брайза: «Дипломатическое решение нагорно-карабахского
конфликта не только возможно, но и лежит на столе»
Интервью 1news.az с бывшим сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США, экс-послом США в Азербайджане, руководителем Международного центра оборонных исследований (RKK) (Эстония) Мэтью Брайзой.
— Как вы оцениваете текущее состояние переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
— Я убежден, что несмотря ни на что, переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией должен быть продолжен. Об этом заявляли также Госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД России Сергей Лавров. То есть альтернативы мирному процессу нет, стороны должны прилагать все усилия для его продолжения. Во время моего сопредседательства в МГ ОБСЕ президенты Азербайджана и Армении всегда серьезно относились к переговорному процессу.
— Может ли напряженная ситуация в регионе привести к военному решению конфликта?
— Как я уже сказал, альтернативы мирному процессу нет. Военного решения карабахской проблемы, на мой взгляд, тоже нет и не может быть. Насколько я знаю, стороны тоже не склонны к военному решению этого конфликта, так как и они выступают за его мирное решение. Просто я убежден, что сопредседатели должны приложить максимум усилий для сближения позиций сторон. Я в свое время говорил госпоже Клинтон, что самое главное в решении этого вопроса, — это то, чтобы руководители стран-сопредседателей — президенты, главы МИД — сами убеждали стороны продолжать переговорный процесс. И, судя по ее последним заявлениям, я вижу, что сейчас происходит именно это.
— А возможно ли, чтобы в будущем Вашингтон или Нью-Йорк стали новой площадкой для продолжения переговоров?
— Неважно, где находится площадка для переговоров. Главное, чтобы правительство США на высоком уровне выразило заинтересованность в развитии этого диалога. И, судя по беседам с госпожой Клинтон, могу сказать, что она заинтересована в том, чтобы оказать помощь сторонам в продолжении переговорного процесса и активно занимается этим вопросом, что очень важно. Но, вместе с тем, хочу сказать, что сопредседатели могут только способствовать проведению переговоров, но окончательное слово — за сторонами, которые сами должны найти точки сближения позиций.
Надеюсь, что все же стороны продолжат переговоры. Думаю, премьер-министр Турции господин Эрдоган также может посодействовать этому процессу. Дипломатическое решение конфликта не только возможно, но и лежит на столе. Соглашения, достигнутые между сопредседателями и президентами, — это реальный вариант. И думаю, что обе стороны вновь могут активно продолжить переговорный процесс.
— Кстати, на днях в Азербайджане с визитом находился премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган, и одним из вопросов, которые он обсудил с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, стала реализация Трансанатолийского газопровода (TANAP). Могут ли США оказать поддержку этому проекту?
— Уже около 15—16 лет США оказывают поддержку проекту Южного коридора, а до этого — проекту нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Хочу напомнить, что Президент Ильхам Алиев сам неоднократно подчеркивал роль США в реализации проекта нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, поэтому я убежден, что США окажут помощь и в реализации проекта TANAP.
— Как вы считаете, доведет ли ваш преемник на посту посла в Азербайджане, посол Ричард Морнингстар, начатые вами дела до конца?
— Я не только считаю, но и убежден, что господин Морнингстар сделает все возможное для укрепления американо-азербайджанских отношений во всех сферах. Господин Морнингстар — прекрасный и опытный дипломат. Он был моим начальником еще тогда, когда Администрация Президента Клинтона только начинала работу по реализации проекта нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Я сам видел, с каким энтузиазмом господин Морнингстар работал в этом направлении и считаю, что все мы — американские дипломаты — служим интересам своей страны. Убежден, что господин Морнингстар сделает все возможное для того, чтобы довести все наши дела до конца.
— Ваше мнение относительно реализации проекта Транскаспийского газопровода?
— Реализация этого проекта зависит от стран-участниц. Считаю, что с юридической точки зрения воплощение этого проекта в жизнь вполне возможно, несмотря на то, что говорят в Тегеране или Москве. С экономической точки зрения он имеет смысл, так что самое главное — найти политическое решение вопроса. И здесь очень важно, чтобы Евросоюз, Туркменистан и Азербайджан пришли к общему согласию. Кроме того, нужно решить вопросы спорных месторождений на Каспии, но все же и эти вопросы можно решить в одном большом пакете.
Бакинский рабочий.- 2012.-
14 сентября.- С.1-2.