Сирийские армяне как
инструмент политических спекуляций
Так уж повелось исторически, что идеологи армянства не брезгуют ничем ради достижения своих коварных, далеко идущих целей.
В этом плане в их руках судьба собственных соплеменников, разбросанных по всему миру, превратилась в более чем искусный и удобный инструмент, который дает прекрасную возможность идеологам армянства заниматься политической спекуляцией в духе его лучших традиций. Веками, используя те или иные «трудные» моменты армянского народа, а зачастую специально провоцируя трагические события, которые, в конечном итоге, превращались в настоящий ад для простых армян, идеологи армянства всегда пытались выжать максимум дивидендов из этого. Как и следовало ожидать, армянство пытается разыграть данную карту по отношению и к сирийским армянам.
По мере ожесточения внутриполитического противостояния и военных столкновений в Сирии многими армянскими экспертами, СМИ Армении и некоторых других стран было взято на вооружение предложение различных вариантов по «спасению» сирийских армян. В данном контексте самым горячо обсуждаемым вариантом является гипотетическая возможность переселения сирийских армян-«беженцев» на оккупированные азербайджанские территории, и в первую очередь — в Нагорный Карабах (НК). Набравшая обороты армянская пропагандистская машина трубит о письмах, приглашающих детей сирийских армян в карабахские летние лагеря, о семье из Карабаха, принявшей четыре армянские семьи из Сирии, и т.д. Проявление сердобольности и заботы к своим соплеменникам и активное участие в нелегкой судьбе своих собратьев, разумеется, дело весьма благородное и похвальное. Если, конечно, все это делается за собственный счет, а не за счет ущемления прав и интересов других. Кроме того, такой благородный поступок абсолютно не терпит показухи и не приемлет коварных расчетов, нацеленных на получение политических дивидендов. Но армянство, во все времена остававшееся верным своим традициям, всегда поступало именно в таком духе.
И вопрос, связанный с сирийскими армянами, не стал исключением. Пытаясь всеми правдами и неправдами расселить хотя бы мизерную часть сирийских армян на оккупированных азербайджанских территориях, армянство игнорирует простую и общеизвестную мудрость, гласящую, что гостей следует приглашать в собственный дом, а не в чужой. Причем надо помнить, что и сегодняшний «собственный дом» армян вовсе не является их историческим домом, а «прихватизированной» собственностью, куда они когда-то были заселены в силу добросердечности азербайджанцев.
В этом контексте история образования сирийской армянской общины представляет особый интерес. Сирия, в течение столетий являющаяся провинцией той или иной сильной державы, в 64-м году до н.э. была захвачена римлянами. Когда на историческую сцену выходит христианская Византия со своими экспансионистскими планами, это для Сирии завершается сменой одного зарубежного правителя на другого.
Просто новый правитель отличается большей нетерпимостью в вопросах вероисповедания. В этот период Константинополь основной акцент делает на распространение христианства различными методами, вплоть до искусственного изменения этнического состава сирийских городов путем заселения их христианскими племенами, в том числе и армянами.
В 635-м году н.э. арабы отвоевывают Сирию у византийцев. Как отмечают историки, при арабах геополитическое значение Сирии и благосостояние сирийского народа резко возрастают. В 660-750-х гг. Дамаск становится столицей арабского Халифата. В дальнейшем, в течение около двух веков Сирия становится театром военных действий между крестоносцами и арабами. После того, как в 1187-м году египетский султан Саладин прогнал крестоносцев, Сирия вплоть до начала XVI в. оказывается под господством египетских султанов. В 1515—1918-х гг. Сирия становится частью Османской империи.
Примечательно, что именно турки провели политико-экономические реформы, способствовавшие быстрому наведению порядка в Сирии, создав благоприятную почву для развития торговли и производства. Именно в этот период Алеппо и Бейрут превращаются в крупные торговые и экономические центры. С конца XVIII в. европейские державы, начиная активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, создают свои колонии, а в дальнейшем, под предлогом их поддержки, сеют в стране религиозную рознь. С началом Первой мировой войны Османская империя была вынуждена ослабить свои позиции в Сирии. Под натиском Антанты, особенно Англии и Франции, Турция пошла на значительные территориальные уступки. Париж и его союзники, манипулируя национальными и религиозными чувствами сирийцев, добиваются отторжения Сирии от Османской империи. При этом сирийцам был обещан полный суверенитет и прочие «золотые горы».
Но дальнейшие события показали, что аппетит европейских держав к природным ресурсам и другим богатствам Сирии намного превосходит аппетиты Османской империи. Захватив в 1920-м году Дамаск и установив полный контроль над Сирией, французы разогнали Сирийский конгресс и 20 лет безоговорочно хозяйничали на территории Сирии. В период французского правления Париж делал все от него зависящее, чтобы заселить экономически развитые районы и финансовые центры Сирии лояльными ему племенами, в том числе армянами. В этом деле раздувание мифа об «армянском геноциде» очень кстати приходится для экспансионистской политики Франции. Именно таким образом в Алеппо и Дамаске значительно возросла численность армян, что со временем способствовало созданию богатой и политически активной армянской диаспоры в Сирии.
Как доказывает история, именно армяне лучше других играют роль «униженных», «оскорбленных» и чуть ли не «истребленных беженцев», манипулируя на гуманных чувствах местных аборигенов, а после заселения и укрепления своих позиций в финансово-экономических центрах раскрывают свою подлинную сущность. Как гласит армянская же версия о происхождении сирийских армян, в ходе Первой мировой войны Франция в целях использования против турок сформировала 6-тысячный армянский легион, при этом обещая армянам Киликийскую автономию за счет турецких территорий.
Воодушевленный этим обещанием армянский легион, стараясь «на совесть», вовсе бесчинствовал и свирепствовал на территориях Турции. Но по завершении войны Париж, договорившись со Стамбулом, вывел данный легион в Сирию, который и стал ядром сирийской армянской общины. Сегодня эта община численностью 85 тысяч человек является одним из главных финансовых доноров международной армянской диаспоры и нынешних армянских властей, погрязших в коррупции и столкнувшихся с экономическим крахом. До начала известных событий в Сирии, как утверждают сами же армянские эксперты, у сирийских армян не было никаких проблем. Но последние события в стране однозначно свидетельствуют о том, что рано или поздно всем этническим общинам, в том числе армянской, придется определиться и сделать нелегкий выбор между режимом Б.Асада и повстанцами. При таком раскладе сирийским армянам не удастся отсиживаться в стороне и сохранять нейтралитет. В этом контексте появляются различные предложения (кстати, в большинстве своем провокационные) армянских экспертов по решению «проблем» сирийских армян.
Некоторые из них предлагают сирийским армянам самим взяться за оружие и превратиться в самостоятельную значимую политическую силу в стране. То есть пользуясь моментом, разыгрывая в очередной раз карту «многострадальные армяне», выгадать определенные дивиденды во внутриполитической жизни Сирии в перспективе. Вряд ли такой призыв является случайностью на фоне активизации отдельных этнических групп в Сирии и гипотетической возможностью федерализации страны. Но пока, на сегодняшний день, по утверждению, армянских СМИ, армяне Алеппо взялись за оружие на стороне официальных властей, после того как правительственные войска практически нанесли сокрушительные удары по сирийской вооруженной оппозиции. Некоторые армяне из Алеппо свою позицию объясняют тем, что сирийские армяне воюют, поскольку уверены, что боевиков Свободной армии (вооруженная оппозиция) против них направляют турки. Именно поэтому и армяне должны вооружаться. Но странно, что пока не было четкой ясности в вопросе о превосходстве между правительственными войсками и сирийской вооруженной оппозицией, армяне, не особо высовываясь, хранили «беспристрастность». Как только правительственные войска стали доминировать, армяне, всегда славившиеся своей тактикой «и нашим, и вашим», тут же воспылали любовью к асадовскому режиму. Но только пока! Вполне вероятно, что верное своим историческим традициям армянство попытается со временем разжечь очаг сепаратизма и в Сирии. Хотя запустить старую армянскую пластинку об «армянском геноциде» вряд ли удастся.
По сообщению большинства СМИ, в том числе и армянских, в сирийской гражданской войне убиты около десяти армян, что не является серьезной основой для разговоров о существовании реальной угрозы для армянской общины Сирии. Пожалуй, в любом театре военных действий, особенно в годину гражданской войны, существует угроза для всего мирного населения, а не только для армян. В данном случае — и для других этносов (арабы, палестинские беженцы, курды и др.), населяющих Сирию. Но почему-то армянство, в очередной раз поднимая искусственную шумиху, пытается привлечь внимание международного сообщества к судьбе «самого многострадального» этноса в мире. При этом лишний раз доказывая, что понятия «любовь», «гражданская ответственность» и «патриотизм» по отношению к стране, приютившей их, у армянства напрочь отсутствуют. Власти Армении со своей стороны также пытаются извлечь определенную выгоду из этой затеи. Объявляя о запуске очередного авантюрного плана по «спасению» сирийских армян путем их переселения в Армению и на оккупированные азербайджанские территории, властвующий в Армении карабахский клан преследует собственные цели.
Во-первых, Ереван пытается доказать, что Армения, практически объявленная авторитетными международными финансовыми структурами экономическим банкротом, все еще является привлекательной страной даже для зажиточных сирийских армян. Естественно, что такой трюк не удастся. Так как население полунищей Армении в поисках лучшей доли в массовом порядке покидает страну. Да и сами сирийские армяне не особо желают переехать невесть куда, покидая насиженные места и жертвуя своим зажиточным положением в Сирии.
Во-вторых, принимая «активное участие» в судьбе сирийских армян, власти Армении хотят продемонстрировать свою «заботу» обо всех армянах, в независимости от их мест проживания. Но даже этот момент в конечном итоге серьезно подпортил и так уж подмоченную репутацию армянских властей, раскрывая их лживую и циничную сущность. Так как сирийские армяне открыто протестуют против завышенных цен (550—600 долларов США) на авиабилеты на рейс Ереван — Алеппо, установленные армянской монополистической авиакомпанией «Армавиа», которая без содействия армянского правительства не намерена пересматривать эти цены в сторону снижения. Такая своеобразная «забота» со стороны властей Армении по отношению к сирийским армянам свидетельствует о том, что Ереван больше заинтересован получением политических дивидендов, чем действительно обеспокоен судьбой сирийских армян.
В-третьих, озабоченность официального Еревана «проблемой» сирийских армян также продиктована тем, что власти Армении в лице богатой армянской общины Сирии пытаются заручиться поддержкой еще одного финансового донора для своих авантюрных и коррупционных планов.
В-четвертых, немаловажное значение имеет и внутриполитический аспект. Играя в этой плоскости, власти Армении в определенной степени пытаются ослабить давление внутренней оппозиции, обвиняющей власти в предательстве сирийских армян.
В-пятых, естественно, что данная авантюра напрямую связана с урегулированием нагорно-карабахского конфликта. В свете непрерывного и динамичного развития Азербайджана по всем параметрам и все больше усиливающегося давления на Армению со стороны международного сообщества, Ереван прекрасно понимает, что рано или поздно придется освободить оккупированные азербайджанские земли. Поэтому, пользуясь случаем, официальный Ереван старается хотя бы мизерную часть (так как провести массовое заселение не удастся) сирийских армян завлечь на эти земли, чтобы в поворотный момент попытаться запустить старую пластинку о «трагической судьбе» армянского народа, которому «варвары» нигде не дают житья.
Кстати, совсем недавно некоторые армянские СМИ заговорили о твердых намерениях армянских властей, пытающихся переселить 5—7 тысяч сирийских армян, таким образом пытаясь превратить сирийских армян, а также и весь простой армянский народ, в заложника своей агрессорской политики. Не исключено, что под соусом «спасения» сирийских армян Ереван и армянство также стараются перекинуть в зону армяно-азербайджанского конфликта немалое количество членов международных армянских террористических организаций, как это было на первом этапе войны. Вероятность такой угрозы особенно возрастает в связи с последними событиями, связанными с экстрадицией и помилованием азербайджанского офицера Р.Сафарова, и конкретными угрозами, озвученными со стороны АСАЛА в адрес азербайджанских дипломатов и политических деятелей.
Кстати, в этом контексте периодические попытки армянства и официального Еревана, пытающихся частично заселить оккупированные азербайджанские территории «пришельцами», не получают адекватную и резкую оценку со стороны международных, особенно европейских, структур. Не является ли это классическим примером двойных стандартов?
Но плачевность ситуации для армянских властей, испокон веков примеряющих на себя наряд вассала внешних сил, заключается в том, что они и в этом вопросе вынуждены оглядываться по сторонам.
К сказанному следует добавить, что если кому и нужна кровь сирийских армян, так это, в первую очередь, самому армянству, которое испокон веков повадилось разыгрывать такую беспроигрышную карту в своих коварных целях. Причем, зачастую искусственно создавая ситуации, позволяющие пролить кровь армян. Примечательно, что и международная армянская диаспора, и в первую очередь, «Дашнакцутюн», хотя в какой-то мере поддерживающие план по «спасению» сирийских армян, также категорически против их массового оттока из Сирии. Так как исчезновение финансово богатой сирийской армянской диаспоры идет вразрез со стратегией «Дашнакцутюн», которая всеми способами старается не допустить распада одного из своих мощных финансовых доноров.
Следует отметить, что в этом вопросе интересы «Дашнакцутюн» и властей Армении в некоторой степени противоречат друг другу, так как «Дашнакцутюн» старается не допустить прямого финансирование властей Армении со стороны зажиточных армянских диаспор, функционирующих в разных странах, монополизируя этот фрагмент в собственных руках. Это заставляет армянские власти плясать под диктовку международного армянского лобби.
Вышеизложенные умозаключения позволяют смело утверждать, что попытки официального Еревана в массовом порядке заселить оккупированные азербайджанские земли хоть сирийскими армянами, хоть армянами из других регионов мира, не увенчаются успехом, какие бы усилия не прилагались для этого. Тем более что успехи азербайджанской дипломатии, беспрерывно отправляющие армянство и власти Армении в глубокий нокдаун, являются надежным заслоном на пути данной авантюры.
Сахиль ИСКАНДЕРОВ,
Бакинский рабочий.- 2012.-
25 сентября.- С.1, 4.