Ирада Ахундова: «Мы создали в Хьюстоне свой маленький Азербайджан»

 

 

 Интервью с президентом Ассоциации городов-побратимов «Хьюстон — Баку» Ирадой Ахундовой

 

 

БАКУ — ХЬЮСТОН

 

 — Баку —  Хьюстон — города-побратимы. Как вы считаете,  они похожи?

 

 — Хьюстон известен как нефтяной город, который был центром американской нефтедобывающей промышленности. На данный момент он занимает 2-е место в государстве как  по величине вложений в культурное наследие страны, так и по числу офисов больших компаний. Хьюстон занимает первое место в США по мировому тоннажу различных судов, обслуживаемых в его порту, а еще это   преуспевающий международный порт, связанный  с Мексиканским заливом.

 

 Именно эти ключевые моменты, как мне кажется,  сближают эти два города. Хотя, если начать сравнивать Баку и Хьюстон, то можно найти еще много схожих черт … Вот, например, в Баку и в Хьюстоне любят джаз, а люди — все очень отзывчивые (улыбается).

 

 — Вы более 15 лет живете в Хьюстоне,  в Баку бываете каждый год. Какие изменения, на ваш взгляд, произошли в двух  городах за это время?

 

 — Хьюстон  в последние годы заметно преобразился —  возводятся новые здания, гармонично сочетающиеся со старыми архитектурными сооружениями, парки, дороги. Город обновляется. Подобные изменения я наблюдаю и в Баку. Мне даже иногда кажется, что я никуда не уезжала (смеется).  Я положительно  воспринимаю все  изменения,  происходящие в этих двух городах…

 

 — У каждой страны, несомненно, есть не только свой колорит, но и свой запах и вкус. По-вашему, какие они у Америки?

 

 — Не могу сказать, что эта страна принципиально отличается от других. Я до приезда в США жила в Испании, Саудовской Аравии, много ездила по Европе и Америке. Люди везде одинаковые. Когда я впервые уехала из Баку, то думала, что повстречаю совсем иных людей, но это оказалось не так.

 

 Конечно, у каждой страны есть свои, присущие только ей   черты. Американская культура отличается от культур иных стран: она подчеркнуто патриотична, индивидуалистична, воспевает дух предпринимательства. Это — страна, где ты не чувствуешь себя иностранцем.

 

 Техас cчитается консервативным, республиканским штатом.  Немного попутешествовав по Америке, я пришла к выводу, что в этом штате живут милые люди, не безразличные друг к другу.  Это напоминает мне о моем Баку, о старом Баку (улыбается).

 

 ВОСПОМИНАНИЯ

 

 — Перечислите  основные вехи своей биографии: где родились, учились?

 

 — Родилась и выросла в Баку. Окончила школу №7, поступила в Бакинский государственный университет. По специальности я — филолог (педагог азербайджанского языка и литературы). Работала первое время в Академии Наук, но мне почему-то всегда хотелось преподавать в школе. Наверное, виноваты гены педагогов Ахундовых, из поколения в поколение работавших на ниве просвещения.

 

 Моя педагогическая карьера началась в 20-й школе. В 87-м  я была принята на работу в эту школу педагогом азербайджанского языка в русском секторе. Моя жизненная активность и энтузиазм, которые со мной по жизни, проявились и здесь. С первых дней  мне хотелось привнести что-то новое в учебный процесс, в частности, как-то изменить программу, по которой мне приходилось обучать детей.  Меня огорчало, что ученики русского сектора не знают азербайджанских классиков. Я предложила свою собственную программу обучения тогдашнему директору. Мою идею поддержали и коллеги из  Министерства образования.

 

 Суть моей программы заключалась в том, чтобы познакомить русский сектор с нашими классиками, а чтобы этот материал хорошо ими был усвоен, внесено предложение совмещать теоретический материал с практикой — походом в музеи искусств и литературы. Спустя какое-то время меня назначили  завучем этой школы. Однако позже я была  вынуждена покинуть этот пост по причине переезда в другую страну.

 

 — Что заставило вас поменять место жительство? И почему именно Штаты?

 

 — Мой супруг — Эдуард Мамедов —  специалист по разработке катализаторов для нефтехимических процессов. Еще в 80-е годы прошлого века он часто разъезжал с лекциями по Европе и Америке и когда  получил приглашение из Института катализа при Академии Наук Мадрида, то мы решили  переехать  в эту страну. Когда уезжали, то не думали, что это навсегда. Через пару лет мы уже перебрались в Саудовскую Аравию, где супругу предложили работу в Исследовательском центре.

 

 Образ жизни в этой стране кардинально отличался от Баку и Испании. Понадобилось время, чтобы привыкнуть. По истечении контракта Эдуарду предложили создать лабораторию в Хьюстоне по тому же направлению, которым он занимался все эти годы.

 

 Так мы переехали в Штаты. И вот уже 15 лет живем там. 

 

 НА ЧУЖБИНЕ

 

 — Чему вас научила жизнь в этой стране?

 

 — Помню, в первый день, когда мы только переехали в новый дом в Хьюстоне, к нам пришли несколько соседей с путеводителями, справочниками, подарками.  Они хотели показать нам город, даже были готовы лично сопровождать. Я увидела их гостеприимство, готовность оказать помощь, но при всем этом научилась не вмешиваться в чужие дела, не давать советов. И даже тогда, когда у меня спрашивают мое мнение, я стараюсь продемонстрировать дипломатичность и сдержанность. Это нелегко, но я учусь до сих пор. Многие азербайджанцы, живущие в Хьюстоне, уже давно адаптировались к этим негласным правилам. Личная жизнь там очень приватная, люди не задают лишних вопросов.

 

 Всегда считала, что человека поменять невозможно. Поэтому за все годы жизни в этой стране, думаю, я не изменилась (улыбается) —  осталась приверженцем тех ценностей,  которые были привиты мне в детстве. Конечно, Америка оказала определенное влияние на мое мировоззрение, но как человек я не изменилась.

 

 — Здесь, в Баку, у вас немало единомышленников, друзей…

 

 — На мой взгляд, люди не могут жить в одиночестве. И переехав в Хьюстон (наша семья была одной из первых, кто переехал в этот город), я с первых же месяцев стала искать  азербайджанцев, собирая их в единую группу для общения. Будучи активистом по натуре,  создала в своем доме, как однажды сказали мне мои друзья, «хьюстонский оазис» азербайджанского гостеприимства. Сегодня в Хьюстоне порядка 250 азербайджанских семей, большая часть которых занята в нефтяных компаниях. Мы создали в Хьюстоне свой маленький Азербайджан.

 

 По воле судьбы меня окружают добрые и отзывчивые люди. Количество наших сооте-чественников увеличивается здесь с каждым годом. Мы стараемся быть едины и проводить как можно больше времени вместе, что, несомненно, помогает нашему общему делу.

 

 — Не может быть, чтобы при всех плюсах ни разу не хотелось все бросить и уехать домой...

 

 — Не отрицаю, было такое, и не раз  Каждый раз, когда  бываю в Баку, то задаюсь вопросом, что я делаю в Хьюстоне. Здесь мои родственники, друзья, ученики. Часто хочется вернуться обратно. Я выросла на Абшероне, мне очень дороги  Каспий и бакинские дачи. И во время приездов в Баку я стараюсь, по мере возможностей, побывать на даче и погулять по набережной.

 

 О ГЛАВНОМ

 

 — Сегодня вы являетесь президентом Ассоциации городов-побратимов «Хьюстон — Баку», Вы смогли сплотить вокруг себя азербайджанцев, проживающих не только в Техасе, но и в других штатах Америки. Это неоценимый труд!

 

 — У меня всегда получалось находить общий язык с людьми. Где бы я ни жила,  всегда старалась быть поближе к своим. Твоя культура всегда живет в тебе, даже если ты притворишься американцем или кем-то другим, рано или поздно все равно выдашь себя, услышав родную речь или музыку в чужой стране.

 

 Одним из первых проектов, возрожденных Ассоциацией азербайджанцев, стал проект, о котором долго говорил весь Хьюстон, осуществленный в рамках Интернационального фестиваля IFEST, который проводится в городе каждый год.

 

 Городские власти выделили центральную улицу для того, чтобы на ней могли «расположиться» города-побратимы. И именно Азербайджан стал «гвоздем программы». Для участия в этом мероприятии ассоциация пригласила из Баку делегацию. Красивейшие национальные танцы в исполнении детского ансамбля «Шарг  чирагы» никого не оставили равнодушными. Поддержав их, десятки людей разных национальностей танцевали древний азербайджанский танец «Яллы» посреди Хьюстона. Это было такое зрелище!

 

 За несколько дней праздника стенд, посвященный Азербайджану, осмотрело рекордное число  людей. Фотографии, сувениры, буклеты — все это пользовалось у посетителей огромным спросом. Это и есть главный итог.

 

 Мы стараемся проводить все наши мероприятия на высшем уровне и привлекаем к этому нашу молодежь, проживающую в Хьюстоне.

 

 Каждый год последние два уик-энда апреля в Хьюстоне проводится фестиваль тюркоязычных стран, который  ежегодно  собирает до 500 тысяч человек. Наши девочки демонстрируют на этих фестивалях шелк, кукол, шапки, которых у меня целая коллекция. Мы также часто проводим выставки азербайджанских художников.

 

 — Ваши мероприятия поддерживаются городскими властями. Наверное, все это требовало немало сил и времени?

 

 — Ассоциация городов-побратимов Хьюстона существует 35 лет. Это — одна из первых официальных организаций в Америке, связанных с Азербайджаном. Последние восемь лет она активизировала свою деятельность. В 2006 году я была назначена ее председателем.

 

 А начиналось все так. Однажды в мэрию города пригласили нас — наиболее активных азербайджанцев, живущих в Хьюстоне, в том числе и меня — с предложением «реанимировать» ячейку нашей диаспоры — Ассоциацию «Хьюстон — Баку: города-побратимы». На этой встрече присутствовала также Сара Розин, американка, с которой я знакома еще со времен ее медицинских проектов, осуществляемых в Республиканской больнице Баку. На этом собрании, принимая во внимание опыт работы Сары как в Хьюстоне, так и в Баку, мы порекомендовали избрать ее президентом, а меня привлекли в качестве вице-президента. Вначале было немного сложно, но общими усилиями членов организации удалось повысить эффективность работы. Спустя какое-то время Сара сообщила, что хочет отказаться от занимаемой должности и предложила мне возглавить организацию, вследствие чего я была избрана ее председателем.

 

 Поначалу думала, что не осилю. Но господин Хафиз Пашаев, тогдашний посол Aзербайджана в Америке, поддержал меня своим приездом в Хьюстон. И в последующие годы  господин Пашаев продолжал поддерживать нашу организацию, поощрял ее активность.

 

 Не хочу хвалиться, но среди 17 городов-побратимов мы — самые активные. Бывший мэр города Хьюстон поначалу не мог запомнить моего имени, но издали на званых вечерах приветствовал меня: «О, Баку!» Нынешний мэр города Аннис  Паркер  также осведомлена о нашей организации и всячески поддерживает ее деятельность. Свидетельством тому является вручение почетной грамоты нашей организации.

 

 В нашу организацию входят не только азербайджанцы, но и уроженцы других стран, таких как Индия, Голландия, есть и исконные американцы, все это люди, любящие Азербайджан, и вы даже представить себе не можете, какую работу проводят они для нашей страны.

 

 На наши мероприятия приходит очень много американцев, а также азербайджанцев. Мы обязательно знакомим гостей с нашей национальной кухней, музыкой. Все, кто участвует в этих мероприятиях — общественные работники. Все свое свободное время мы отдаем пропаганде Азербайджана.

 

 — Вы довольны проделанной работой? Несколько слов о планах…

 

   Мы развиваемся и останавливаться на достигнутом не собираемся. А планов у нас всегда много (улыбается). Вот, например, при финансовой поддержке Нефтяной компании планируется открытие Азербайджанского культурного центра, частью которого станет воскресная школа, где будут преподавать азербайджанский язык и литературу для азербайджанцев, проживающих в Хьюстоне, и американцев, которые выразят желание участвовать в этом процессе. Сейчас ведутся  подготовительные работы.

 

 Моя ближайшая подруга Саида Хагверди, художник-керамист, откроет в нашей организации курсы керамики для взрослых и детей.  Мы всегда хотели открыть подобный центр, но у нас не было своего помещения. Теперь мы сможем реализовать все наши идеи.

 

 — Как ваша семья — муж и дочь — относится к вашей деятельности?

 

 — Они во всем всегда меня поддерживают (улыбается).

 

 У нас с мужем одна-единственная дочь. Зовут ее Нармина. Когда мы переехали в Хьюстон, она училась в 4-м классе. Среднюю школу окончила в Хьюстоне, после чего поступила в бизнес-школу при Техасском  университете в Остине. По окончании этого учебного заведения работала в нескольких международных компаниях, разъезжала по миру. В данный момент она работает  в нефтяной компании в Хьюстоне. Сейчас мы готовимся к ее свадьбе. Со своим будущим мужем она познакомилась в Барселоне. Я очень довольна ее выбором.

 

 Супруг по-прежнему работает в исследовательском центре,  я занимаюсь общественной деятельностью. Вечера любим проводить дома всей семьей.  Муж всегда говорит, что если  правильно организовать свой день, то можно успеть все. Но как бы я ни старалась все сделать вовремя, все равно не успеваю…

 

 УБЕЖДЕНИЯ

 

 — Какими принципами вы руководствуетесь в жизни?

 

 — Дедушка говорил мне, если к тебе в дверь постучались, значит, кому-то нужна твоя помощь, никогда не отказывай.

 

 С детства я воспитывалась в атмосфере добра и взаимопонимания, и считаю, что люди всегда должны друг другу помогать и радоваться успехам других.  Нет большего греха на земле, чем тот, когда ты знаешь, что в состоянии помочь кому-то и не делаешь этого. Вот я, например, до сих не научилась говорить «нет»…

 

 Если вы хотите сказать что-то  хорошее или осчастливить кого-то добрым словом, то почему бы  не сделать этого. Уважение и любовь, вот что важно.

 

 — Существует убеждение, что успешная карьера требует от женщины умения  жертвовать  чем-либо. Так ли это, на ваш взгляд?

 

 — Женщина при желании может успешно совмещать несколько ролей. Она может быть и другом, и женой, и матерью.  Необязательно от чего-то отказываться…

 

 Многие вещи, которые я делаю, могут американцам показаться удивительными.  Иногда даже дочь говорит мне, что я не должна делать то-то, меня могут неправильно понять. Но я такая, какая есть, и пусть меня принимают такой.

 

 АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

 

 — Вы живете в Америке без малого 15 лет. Как вы считаете, изменилось ли за это время отношение американцев к азербайджанцам?

 

 — В свое время, когда я говорила, откуда родом, американцы даже не могли повторить названия нашей страны, а о том, где это и как там вообще люди живут, никто себе даже не представлял. Сейчас благодаря азербайджанцам, проживающим в Штатах, американцы более осведомлены о нашей стране. В самом Хьюстоне учатся немало студентов, большинство из которых ведут активную деятельность в сфере пропаганды Азербайджана.

 

 — Что вы можете сказать об американской и азербайджанской молодежи?

 

 — Азербайджанцы, обучающиеся в Штатах, очень грамотные, воспитанные, эрудированные. Мне кажется, наши ребята более творческие в сравнении со своими американскими сверстниками. Они — наша гордость. Мне бы очень хотелось, чтобы по возвращении в Баку, они были бы обеспечены хорошей работой и могли бы быть полезны своей стране.

 

 — Что вы можете пожелать разбросанным по всему миру нашим соотечественникам?

 

 — Желаю любви, сплочения, умения  сохранять родной  язык. Цель у нас — азербайджанцев —  одна —  как можно лучше и больше говорить об Азербайджане. Tяk яldяn sяs чыxmaz (улыбается).

 

 Беседу вела

 Ругия АШРАФЛИ

Бакинский рабочий.- 2012.- 29 сентября.- С.4-5.