Эльхан Шахиноглу: «Страна, Президент которой проводит

политику в угоду интересам армянского лобби,

не может быть сопредседателем МГ ОБСЕ»

 

Интервью 1news.az с руководителем Центра политических

исследований «Атлас», аналитиком Эльханом Шахиноглу.

 

— Как вы можете прокомментировать действия нижней палаты парламента Франции, принявшей закон о криминализации отрицания т.н. «геноцида армян»?

— Данный законопроект осложнил отношения Франции с Турцией. Эти отношения и так были напряженными. Франция — одна из двух стран Европы, которая противится вступлению Турции в ЕС. Сложно понять аргументы французской стороны. Политики Франции на словах говорят о заинтересованности в тесных отношениях с Турцией, а на деле мы видим совсем обратное. Данный законопроект противоречит духу Французской революции 1789 года. Это противоречит духу свободного выражения мысли и вообще канонам демократии.

 

Данный документ будет притеснять не только права турок, проживающих во Франции, это небезопасно и для азербайджанцев, живущих в этой стране или участвующих в различных конференциях. Так вот, если, находясь во Франции, кто-то из наших ученых или политических экспертов выскажется откровенно по данному вопросу, его могут посадить или оштрафовать. Где же пресловутая западная демократия? Поэтому ездить во Францию или участвовать в конференциях в этой стране, в случае принятия законопроекта в верхней палате (Сенате), будет уже небезопасно. Глава Франции Николя Саркози пошел на поводу у армянского лобби из-за предстоящих президентских выборов. Все его мысли сконцентрированы на выборах 2012 года.

— Каковы последствия такого шага для турецко-французских отношений?

— Анкара огласила план из 8 пунктов, по которым отношения с Францией будут заморожены. На сегодня экономические отношения между Францией и Турцией доходят примерно до 12 миллиардов евро. Французские компании понесут колоссальные убытки. Но убытки понесут и турецкие компании. Поэтому пока на большее Анкара не пойдет, то есть о полном разрыве отношений пока речи нет. Ведь данный законопроект должен поддержать парламент в целом, а вслед за этим документ пойдет на подпись к Президенту. Пока у Франции есть время.

Голосование в нижней палате парламента Франции показало, что многие депутаты не определились в данном вопросе или не хотят идти против национальных интересов своей страны. В день, когда был принят законопроект, из 577 депутатов нижней палаты парламента в зале присутствовали всего 45 депутатов: 38 депутатов проголосовали «за», 7 — «против». Получается, что едва ли десятая часть участвовала в принятии законопроекта. Это говорит о том, что большинство французских депутатов не захотели пойти на обострение отношений с Турцией. Но это можно интерпретировать и в обратном направлении: депутаты не пожелали идти против интересов армянского лобби. Но если предположить, что Сенат поддержит данный законопроект, то отношения между Францией и Турцией получат такой удар, от которого не оправятся оба государства. Турция еще больше отдалится от ЕС.

— Баку уже отреагировал на решение французского парламента — МИД страны осудил решение. Как вы считаете, стоит ли идти дальше и, к примеру, поднять вопрос о замене Франции в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ на другую европейскую страну?

— После принятия данного законопроекта политические и общественные круги Азербайджана действительно обеспокоены политикой Парижа. Страна, Президент которой ведет политику в угоду интересам армянского лобби, не может быть сопредседателем в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, так как после принятия данного документа Франция полностью утратила имидж беспристрастного посредника. Многие официальные лица Азербайджана и депутаты высказались против данной политики Парижа. В парламенте было прямо заявлено, если Сенат и Президент одобрят этот законопроект, Баку поставит вопрос о дальнейшем сопредседательстве Франции. Вообще, когда в середине 1990-х годов Франция вступила в эту должность, Баку был против данного решения.

Последний визит Президента Франции в регион Южного Кавказа был негативно воспринят в Баку. Саркози весь день провел в Ереване, приехал в Баку и остановился здесь только на три часа. Посетив в Ереване мемориал «геноцида» и возложив к нему венок, Президент Франции в Баку не пожелал посетить Аллею шехидов, чем оскорбил азербайджанский народ. Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ Саркози ничего путного не сказал и о справедливом решении нагорно-карабахской проблемы. Как я уже отметил, если Сенат и Президент поддержат законопроект о криминализации отрицания «геноцида армян», для Баку не останется никакой другой альтернативы, как поставить вопрос об утрате доверия к Франции как стране-сопредседателю. Этого требуют не только стратегические отношения с Турцией, но и собственные интересы Азербайджана.

В руках Баку есть еще один рычаг. Известная французская компания Total участвует в разработке энергетических месторождений в Азербайджане. Придется им напомнить, что документ, принятый в парламенте Франции, противоречит и их интересам тоже.

— Что вы думаете по поводу заседания комиссии Кнессета по образованию, культуре и спорту, которая 26 декабря прошлого года рассмотрела законопроект о принятии «геноцида армян»? Как вы считаете, парламент Израиля в итоге примет подобный закон?

— Я уверен, парламент Израиля не пойдет по пути Франции. Несмотря на то, что отношения Израиля с Турцией тоже ухудшились, Тель-Авив ясно понимает, что принятие такого же законопроекта похоронит последние надежды на улучшение отношений с Анкарой. Данный законопроект негативно повлияет и на отношения Израиля с Азербайджаном. А эти отношения сейчас на подъеме. Поэтому правительство и парламент Израиля не пойдут на поводу у армянского лобби. 

— Как можете оценить прошедший год в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта? И каким вам видится в этом плане год наступивший? Как вы можете оценить деятельность МГ ОБСЕ?

— Прошедший год ничего не принес в плане урегулирования карабахского конфликта. Трехлетнее посредничество Президента России Дмитрия Медведева ничем не закончилось. Баку возлагал большие надежды на это посредничество. Но Кремль не захотел давить на Ереван с тем, чтобы тот принял Мадридский план, подготовленный Минской группой.

От наступившего года тоже не жду каких-либо прорывных результатов. Последующие два года это время сплошных президентских выборов в Армении, Азербайджане и у трех сопредседателей — России, Франции и США. В год выборов переговоры замедляются. Что касается Минской группы, которая через несколько месяцев отметит двадцатилетие, она по-прежнему будет топтаться на месте.    

 

 Гамид ГАМИДОВ

Бакинский рабочий.- 2012.- 6 января.- С.2.