Глава Конгресса
азербайджанцев Швеции:
«В марте в парламенте
Швеции будет рассмотрена
резолюция по
Карабаху»
Глава Конгресса азербайджанцев Швеции Эмиль Мирзоев прокомментировал в интервью 1news.az ряд вопросов о жизни азербайджанской диаспоры и отношении в этой стране к армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту.
Говоря о роли Конгресса в жизни азербайджанцев Швеции, Мирзоев отметил, что данное объединение было создано в 2010 году.
«В настоящий момент его членами являются 18 диаспорских организаций общей численностью около 2000 человек. Организация наша, как видно, молодая. Это не значит, что азербайджанцы в Швеции появились совсем недавно. Здесь живут и иранские азербайджанцы, которые находятся в Швеции где-то с середины 80-х годов минувшего столетия.
Они утверждают, что давно занимаются пропагандой и популяризацией Азербайджана. Может это и так, но, к сожалению, это не дало видимых результатов. До того как я с семьей обосновался в Швеции в 2004 году, я бывал здесь ранее. По приезде мы приступили к изучению языка и сдали все необходимые экзамены. Моя супруга дополнила свое ранее полученное в Баку педагогическое образование и получила диплом Стокгольмского университета, я же дополнил свое юридическое образование на юридических курсах при университете. Таким образом, постепенно мы начали вливаться в диаспорское общество, вникать в детали важности подобной деятельности и понимать, что она из себя представляет», — отметил Мирзоев.
По словам Эмиля Мирзоева, из общения со шведами и в университете, да и повсеместно, можно было видеть, что местное население почти ничего не знает о нашей стране.
«И это тоже подтвердило мое убеждение в том, что необходимо укрепление азербайджанской диаспоры. К моему разочарованию я встретил здесь немало иранских азербайджанцев, которые себя не считают азербайджанцами, а называют иранцами. Мне совсем бы не хотелось делать каких-либо различий между нами, так как мы являемся представителями одного великого народа, вне зависимости от того, где мы родились», — сказал он.
По словам Э.Мирзоева, некоторое время назад он стал свидетелем одной очень неприятной ситуации.
«Здесь функционирует такая организация — Федерация азербайджанцев Швеции. Так вот, несколько лет назад она проводила свое собрание под иранским флагом, не признавая флага Азербайджана. Это недопустимо и неприемлемо. Слава Богу, что сегодня многие изменили свое мнение, поняли, что флаг азербайджанской диаспоры может быть только один — флаг Азербайджана.
К сожалению, порой возникают и такие большие разногласия», — отметил Э.Мирзоев.
Говоря о том, почему такие люди оказались во главе азербайджанской диаспоры, пусть и выходцев из Ирана, Э.Мирзоев отметил, что в то время когда Госкомитет по работе с диаспорой только начал работу по созданию диаспорских организаций, люди, которым предлагали возглавлять такие организации, не всегда соответствовали необходимым требованиям.
«Стоит признать, что между выходцами из нашей страны и Южного Азербайджана (Ирана) часто не складываются отношения именно потому, что уровень образования, мышления у нас слишком разный. Да, они наши братья, я их очень уважаю, но, тем не менее, между нами большие разногласия, и чтобы их устранить, приходится прикладывать максимум усилий и времени, которые можно было бы направить против нашего общего врага», — считает Э.Мирзоев.
«Мало того, мы во главу угла ставим проблему Карабаха, а иранские азербайджанцы — независимость Южного Азербайджана, везде заявляя, что не признают такой страны, как Иран», — добавил он.
Однако, по словам Мирзоева, можно с радостью отметить, что сегодня в Конгрессе есть немало азербайджанцев из Ирана, которые понимают крайнюю необходимость быть вместе, выступать единым фронтом под флагом нашей республики.
При этом он отметил, что если число азербайджанцев — выходцев из Азербайджанской Республики — составляет порядка 5—6 тысяч человек, то выходцев из Ирана гораздо больше. «Их около 20—30 тысяч», — считает Э.Мирзоев.
Отвечая на вопрос о том, почему Конгресс объединил лишь 2 тыс. азербайджанцев, при том что в стране проживают 5—6 тыс. человек нашей национальности, Мирзоев отметил, что все дело в разных причинах эмиграции.
«Кто-то здесь по работе, кто-то — по учебе, кто-то — по другим причинам. Есть те, кто находится в оппозиции к нынешней власти в Азербайджане. Мы пытались объяснить людям, что объединяться надо на основе своей исторической родины, на основе своей азербайджанской идентичности. Было очень тяжело придти к консенсусу. Мы и без того привлекли очень много людей. Кто не захотел, это, конечно, их дело», — отметил Мирзоев.
Коснулся глава Конгресса азербайджанцев Швеции и вопроса об отношении шведов к азербайджанцам.
«Вы знаете, здесь очень легко общаться с парламентариями Швеции. И с 2006 года мы проводили и проводим много встреч с депутатами. На сегодня провели уже 19 подобных встреч. Все депутаты с большим интересом встречаются, общаются, узнают многое об Азербайджане. Увы, но до этого они обладали крайне скудной информацией о нашей стране. Многие из них даже не знали, что братья Нобели сделали свое состояние на азербайджанской нефти, которой сегодня обязано существование известной на весь мир Нобелевской премии. Они почему-то думают, что братья Нобели обязаны всем России.
Что же касается отношения шведов на бытовом уровне, то, конечно, если на одну и ту же должность будут, к примеру, претендовать швед и мигрант, то работодатель-швед отдаст предпочтение своему», — отметил Мирзоев.
«Кстати, недавно я узнал о том, что в Азербайджане проживал один азербайджанец, который в свое время получил медаль первого Короля Швеции — орден Wasa. Он был известен тем, что налаживал отношения с Российской Империей. Мы почти нашли внука этого человека, который сейчас живет в Баку. Хотим привезти его сюда, познакомить со шведскими депутатами, общественными деятелями, напомнить о нашем соотечественнике, который в свое время был удостоен столь высокой награды», — добавил он.
Однако, говоря о наличии известных азербайджанцев в Швеции, Эмиль Мирзоев, сославшись на небольшой возраст нашей диаспоры, отметил, что таковых пока нет.
«Но среди нас есть врачи, педагоги. Есть те, кто закончил стокгольмские университеты или подтвердил свое высшее образование. Многие шведы не могут этого сделать, а наши соотечественники и тут показывают, что обладают высоким уровнем знаний, интеллектом», — считает он.
Прокомментировал глава Конгресса азербайджанцев Швеции и отношение в данной стране к реалиям нагорно-карабахского конфликта.
«По представлению одного из депутатов шведского парламента, турка по происхождению, Мехмета Каплана в марте в парламенте Швеции будет рассмотрена резолюция по Карабаху. Это будет резолюция, которая признает акт агрессии и оккупации Арменией азербайджанских земель. Подобная резолюция в Европе будет рассмотрена впервые. Мы долго и целенаправленно вели работу с Капланом. С 2006 года мы постоянно писали депутатам парламента, встречались с ними, предоставляли книги, которые написаны не азербайджанскими, а европейскими или иными авторами.
Если помните, несколько лет назад парламент Швеции перевесом в один голос принял закон о «геноциде армян». Мы очень тесно общаемся с турецкой диаспорой и вместе с ними были возмущены подобной позицией. Для себя решили вести еще более активную работу по своим проблемам.
Мы делаем акцент на самом главном — оккупации 20% азербайджанских территорий и одном миллионе беженцев, которые должны вернуться в свои дома. Шведы очень возмущаются подобным положением дел, тем более, когда узнают, что есть четыре резолюции ООН по этому поводу», — отметил Э.Мирзоев.
Говоря о том, насколько сильна в Швеции армянская диаспора, глава Конгресса азербайджанцев Швеции отметил, что здесь не столько сильна армянская диаспора, сколько сильна ассирийская диаспора, которая помогает армянам.
«Сами ассирийцы живут здесь в четвертом-пятом поколениях. Очень сильна также курдская диаспора, которая выступает против Турции и по определенным направлениям поддерживает армян. Но мы сейчас постоянно встречаемся с курдами, объясняем им, что в Карабахе, в оккупированных районах Азербайджана проживали немало курдов, которых армяне убивали без разбору», — резюмировал он.
Гамид ГАМИДОВ
Бакинский рабочий.-
2012.- 17 января.- С.1, 4.