Профессор Академии госслужбы при Президенте РФ:
«Возможная война в
Иране в любом случае опасна для Азербайджана»
Интервью 1news.az с членом президиума Всероссийского Азербайджанского конгресса, профессором Академии госслужбы при Президенте РФ, членом НАНА, академиком Афрандом Дашдамировым.
— Накануне прошла информация о возможной встрече президентов Азербайджана, Армении и России в Сочи в конце января. Как вы считаете, какие ожидания можно питать в связи с очередной трехсторонней встречей глав государств?
— Ни Азербайджан, ни Армения, ни Россия, насколько я понимаю, никуда не переезжают со своих земель. Другое дело, есть взаимозависимые и взаимоисключающие интересы. Мы пока еще не видели ни одного конкретного результата от подобных инициатив посредников. Пока что ждем очередной встречи, и накануне хотелось бы услышать от сторон что-то ободряющее.
— Стоит продолжать надеяться на посредников или вера в их миссию полностью улетучилась?
— Самая влиятельная и мощная в мире держава — это США. Самая влиятельная и мощная держава в нашем регионе — Россия. Надо найти какую-то формулу, которая устраивала бы крупнейшие мировые державы. Причем формула должна предполагать решение конфликта мирным путем. Но у каждого из посредников свои интересы. В результате мы получаем то, что получаем — ситуация тупиковая. Формула, естественно, не найдена.
— Куда заведут Францию и Турцию их нынешние отношения, и как все это в итоге может коснуться Азербайджана?
— Для Азербайджана это сигнал о том, что армяне — граждане Франции — способны влиять не на правительство, а на французское общество. А вот правительство Франции зависит от настроения общества. Ему приходится заигрывать и играть в эту игру, связанную с «геноцидом». В какой-то момент жесткая риторика Парижа спадет до очередного раза. Это просто-напросто политические спекуляции, которые не должны сказаться на франко-турецких отношениях. В Париже понимают, что есть более важные вещи. А все то, за чем мы сегодня наблюдаем, просто игра в политику, направленная на удовлетворение отдельно взятых слоев французского общества.
— Ситуация вокруг Ирана дойдет до военного столкновения?
— Это очень серьезный вопрос. Очень не хотелось бы, чтобы это случилось. Надеюсь, иранские лидеры смогут спасти иранское население от возможных бомбежек. И это притом, что другие страны, в первую очередь Израиль, ищут любой предлог, чтобы осуществить свою мечту. Все очень хотят подорвать ядерный потенциал Ирана.
Возможная война в Иране в любом случае опасна для Азербайджана. Во-первых, это ближайший сосед Азербайджана, и этим сказано все. Значит, это касается и нас тоже. И чтобы этого не произошло, Азербайджан, роль которого в последнее время в мировой политике серьезно выросла, мог бы сказать свое слово, выразить свои пожелания, связанные с нежеланием военного нападения на Иран. Нашему региону нужен мир. Конечно, при этом и Тегеран должен демонстрировать миролюбие.
— Ряд экспертов считают, что если война в Иране будет иметь место, то вероятность возобновления военного конфликта в Карабахе автоматически повышается…
— Не согласен. События в Иране — это события другого масштаба. К нему приковано внимание всего мира и весь мир полон желания этот конфликт действительно решить как можно быстрее. Тем или иным способом, но решить. В нашем случае мнение мирового сообщества немного другое…
Гамид ГАМИДОВ
Бакинский рабочий.-
2012.- 17 января.- С.5.