Президент ВАК Мамед Алиев: «Человек,

который стремится реализоваться в профессии,

должен быть по отношению к себе диктатором»

 

Формула успеха президента Всероссийского

Азербайджанского Конгресса (ВАК) Мамеда Алиева

 

В гостях у «Формулы успеха» — известный ученый, хирург, заслуженный деятель науки Мамед Алиев. Мы встретились с профессором незадолго до Нового года на даче в Загульбе. Он был проездом в Баку всего пару дней, и мы решили воспользоваться хорошим стечением обстоятельств и взять у него интервью. Но все произошло настолько спонтанно, что ни я, ни мой собеседник не смогли в достаточной мере подготовиться к встрече. Позже я узнала, что Мамед Джавадович, так же как и я, привык планировать все заранее, в частности, подобные встречи, но отказывать не хотел. Времени у нас было немного, но мне удалось получить ответы на все свои вопросы…

 

Мамед Джавадович, вы один из самых известных азербайджанцев в России, который вот уже 10 лет успешно руководит ВАК. Какое место занимает общественная деятельность в вашей жизни?

— По инициативе Гейдара Алиева 10 лет назад мне было предложено возглавить общественную организацию. 10 лет — это достаточно большой срок для человека, но небольшой для организации. Мы являемся одной из самых молодых организаций среди подобных организаций на территории России.  Конечно, были взлеты и падения, но как таковых больших поражений не было.

Мы смогли сделать, на мой взгляд,  самое важное, — создать региональную сеть, куда вошли более 70 азербайджанских организаций, начиная от Владивостока и заканчивая Калининградом.  Сегодня ВАК обладает полной  информацией о том, что происходит в каждом уголке России. Мы имеем определенную политическую поддержку, как в Азербайджане, так и в России. Самым большим достижением ВАК можно считать программу по приему в вузы России студентов — выходцев из Азербайджана. Этот проект был серьезным и в некотором роде авантюрным, но мне в тот момент удалось убедить руководство страны в актуальности этого вопроса. Сегодня по линии ВАК свыше 240 студентов обучаются в России, из которых 50%  учатся в регионах страны. Хотя раньше наша молодежь предпочитала обучаться преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.  Надеюсь, этот проект будет и дальше жить и принесет большие плоды.

Мне нравится то, что я делаю. Стараюсь совмещать общественную деятельность с врачебной практикой. Пока мне это удается (улыбается).

— Примите наши поздравления! Вы были вновь избраны президентом ВАК.

— После последнего съезда диаспоры в Баку я практически принял решение и объявил, что хотел бы, чтобы на пост главы ВАК пришел новый руководитель. Я думал, что уже прощаюсь, но не вышло (улыбается).

Я возлагаю большую надежду на АМОР. Надеюсь, что они смогут сделать то, чего не удалось ВАК. Ни одной диаспоре в России за все это время не удалось создать молодежную организацию такого масштаба.

— Сегодня вы совмещаете должности заместителя генерального директора Российского онкологического научного центра и директора Научно-исследовательского института детской онкологии и гематологии. Как вам удается одновременно совмещать несколько дел?

— Человек, который стремится реализоваться в профессии, должен быть по отношению к себе и своей жизни диктатором. Ничем другим, кроме работы, заниматься не могу.

Моя профессиональная карьера началась с реанимационного отделения  Республиканской больницы имиркасимова. Потом я уехал в Москву в аспирантуру Центрального института травматологии и ортопедии,  далее получил направление в Онкологический научный центр, где  и остался после защиты докторской диссертации в качестве ведущего научного сотрудника.  Мне приходилось много работать над собой.

Я даже бросил курить, чтобы не терять зря ни минуты. Когда ты оказываешься в другом городе совершенно один, то понимаешь, что только ты сам должен строить свою жизнь…

Я  вырос в семье медиков. Первым моим учителем был отец. Он многое передал мне. Я хорошо знаю свои сильные и слабые стороны. Первые меня мало интересуют, а вот с последними я борюсь всю жизнь. Моя собственная оценка своего труда более критична, нежели оценка окружающих.

— Ваша работа сопряжена с высокой эмоциональной нагрузкой. Ведь, как известно, в группу профессионального риска входят хирурги…

— Быть хирургом — значит быть и философом. Профессия хирурга тяжелая, сопряженная с большими физическими и психологическими нагрузками. Не знаю, посоветовал бы я молодым выбирать этот путь или нет...

По жизни я всегда придерживаюсь мнения, что врач должен быть из интеллигентной и обеспеченной семьи. Это один из самых важных компонентов для достижения успеха.

Медициной не должен заниматься человек, который хочет просто заработать денег на жизнь.

Удачный доктор — это тот, который действительно любит свою специальность. Если мы будем говорить о хирургии, то, помимо всего прочего, очень важно физическое состояние человека, техника исполнения, также очень многое связано с индивидуальными особенностями. Глубоко убежден в том, что в природе не существует женщины-хирурга. Поэтому я категорически не беру на работу женщин. В качестве же прочего персонала они меня вполне устраивают. 

Знаете, медицина — настолько ответственная дисциплина, что человек, выбравший этот путь, обязан иметь высочайший уровень самоконтроля. А  у мужчины вообще, независимо от профессии, должны быть завышенные требования к себе. Самодовольный человек — это просто неинтеллигентно.

— Если бы судьба сложилась иначе — кем бы вы хотели стать?

— Военным или архитектором. А если будем шутить, то футболистом (смеется). В жизни я занимался разными видами спорта: шахматами, боксом, футболом и т.д. Я был спортивным человеком до того, пока в возрасте 48 лет не перенес инфаркт. Я был капитаном сборной футбольной команды Онкологического научного центра. И сейчас, чтобы не терять форму, я два раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале.

— А у вас есть хобби?

— Люблю охоту. Для меня это — обще

ние с природой. Много путешествую. Люблю читать художественную литературу и слушать классическую музыку. Не люблю джаз — эту  безумную музыку!

По моему мнению, консерваторы — эта самая устойчивая часть общества! Я настолько консервативен, что имею одну жену. У нас в семье традиция: мы женимся и выходим замуж один раз…

— Правда ли, что ваша супруга и единственная дочь — врачи, как и вы? 

— Семья для меня всегда была на первом месте.

Хумар ханум по специальности психоневролог, кандидат медицинских наук, защитилась в Москве у  академика Вейна и имела блестящие перспективы для карьеры в медицине, но выбрала семью. К дочери я всегда требователен. Ведь она представляет четвертое поколение врачей. Фарах очень похожа на меня. Если бы она была мужчиной, из нее вышел бы прекрасный хирург. Она, как и мама, сейчас занимается семьей и детьми — моими внучками.  Я пребываю в полной идиллии…

В Баку бываем несколько раз в году. Дочка со своей семьей приезжает из Сингапура, мы с супругой — из Москвы. Так и проводим время вместе. 

— Вы считаете себя везучим человеком?

  Я думаю, везет тому, кто что-то делает. Я очень редко кого-то прошу о помощи. 

— Что вам не нравится в людях? Что цените?

— К людям у меня определенные требования, может, поэтому друзей у меня немного, но это — настоящие друзья.  Дружба — общение с людьми, с которыми ты находишься в одном пространстве. Это школьные друзья, с которыми я периодически встречаюсь. Институтские товарищи, с которыми мы иногда пересекаемся. Что касается друзей по жизни, то в тяжелые моменты получилось так, что многие не выдерживали испытаний. Сейчас мои друзья — это весь Онкологический центр. У меня немало хороших друзей в Баку.

Не люблю трусов, лгунов. В жизни я совершал массу ошибок, но они не были фатальными. Я всегда знал, когда остановиться. Могу сказать с уверенностью, что за столько лет ни разу не предал своих принципов.

— Вы достигли успеха, признания, всего, о чем можно только мечтать. Что считаете самым большим достижением?

— В апреле мне исполнится 57 лет. Я — самый счастливый человек на свете. Я всегда мечтал заходить в операционную тогда, когда я нужен. В операционной я чувствую себя намного лучше, чем на любом банкете. Мне там намного комфортнее (улыбается).

Достижения — создал школу.  Я очень трепетно отношусь к своим ученикам. И второе — хорошая и надежная семья. Надеюсь, дочка наградит меня еще и внуками. Я всегда хотел, чтобы у меня было много детей…

— Считаете себя успешным человеком?

— Думаю, да! Я человек, который всю жизнь в работе. Для себя я решил, что в 65 я перестану оперировать. Дальше займусь преподаванием.

— Последний, традиционный, вопрос: формула вашего успеха, Мамед Джавадович?

— Воспитание, образование и здоровье  — три составляющих любого спеха. Каждый человек должен знать, какой роли он должен придерживаться. Найдите свое призвание и будьте верны ему.

 

Беседовала Ругия Ашрафли

Бакинский рабочий.- 2012.- 18 января.- С.7.