Парвиз Гулиев: «Цифровая фотокамера удобнее,

но она никогда не заменит удовольствия

от работы в фотолаборатории…»

 

Таких людей в Азербайджане, которые могут похвастаться тем, что посвятили 50 из 70 лет отечественному кинематографу, не так уж и много. Наш сегодняшний гость в январе празднует сразу два юбилея. Заслуженному работнику культуры, фотографу-художнику Парвизу Гулиеву довелось бок о бок работать со многими именитыми режиссерами и операторами национального  кино на киностудии «Азербайджанфильм». О его работе говорят, что застывшие мгновения в фотографиях мастера отражают наше культурное наследие и останутся будущим поколениям.

 

— Поздравляем вас с двойным юбилеем! Расскажите, пожалуйста, о вашем жизненном пути. Когда вы первый раз взяли в руки фотокамеру?

— Я с детства увлекался фотографиями. У себя дома создал фотолабораторию, отец же мне подарил первую в моей жизни фотокамеру «Смена». Я снимал, в своей лаборатории же проявлял фотоснимки. Таковыми были мои первые шаги в сфере фотоискусства.

Гораздо позже, повзрослев, я попал на киностудию. Туда меня пригласил сын Джафара ДжаббарлыАйдын. В киностудии я работал лаборантом. Проработав в течение года, ушел, не поладив со своим непосредственным начальником.  Однако вскоре Расим Оджагов пригласил меня в качестве фотографа на короткометражный фильм «Сила притяжения». С этого все и началось. Вторым моим фильмом  стала дипломная работа Эльдара Кулиева про старика и старуху — фильм, в общем, раскрывал тему одиночества. Потом был «Аршин мал алан», режиссером которого был Тофик  Тагизаде.

— Каковы ваши последние работы в отечественном кинематографе?

— В настоящее время идут съемки фильма  о жизни и творчестве основателя отечественной драматургии Мирзы Фатали Ахундова.  Я также привлечен к этому проекту. В фильме, автором сценария которого является писатель Анар Рзаев, режиссером — Рамиз Гасаноглу, а оператором — Кенан Мамедов, заняты все профессионалы. В общем, мне довелось работать практически со всеми режиссерами и операторами киностудии «Азербайджанфильм». Я также работал над фильмом по сценарию Чингиза Абдуллаева «Перевернутый мир» режиссера Анвера Аблуджа, где речь шла о наркомафии. В общем, скучать не приходится.

— Какое место в вашей жизни занимает работа?

— Одно из самых главных — я получаю от нее удовольствие. Я не чувствую прожитые годы — хочу продолжать заниматься фотоискусством. Думаю, если бы я остался не у дел, то постарел бы гораздо быстрее. Кроме того, за эти 50 лет была проделана огромная работа по созданию киноархива. В принципе, он был создан по моей инициативе, и я отвечаю за него. Материалы архива используют в Госфильмофонде, на телевидении, в журналах, газетах, на выставках. Это — труды за 50 лет, которые мы собрали.

— В чем важность работы фотографа в кино?

— При  съемках фильма фотограф играет немалую роль. Он выполняет всю ту работу, которую делает оператор, но только в своей сфере. Многие думают, что кинофотографии представляют собой кадры, запечатленные на видео, но это не так. Для создания афиши, к примеру, фотограф должен проявить  весь свой талант. Поймать нужный кадр очень сложно — фотографу, если он неопытен, приходится нелегко. Многие режиссеры и операторы не соглашаются, чтобы во время съемки работал фотограф — это их отвлекает. Поэтому задача фотографа найти лазейку  — поймать момент, чтобы фото не было «позерным». Прежде чем приступить к съемкам, проводится подготовительная работа, где на фотографа ложится большая ответственность.  Ведутся фотопробы героев в костюмах,  посредством чего режиссер определяет, подходит ли тот или иной актер для роли. Фотограф также определяет «натуру» для съемок эпизодов и т.д. Так что фотографу, ранее не работавшему в сфере кино, сразу нелегко адаптироваться.

— Вы находитесь в самой гуще событий отечественного кинематографа.  Как бы вы могли охарактеризовать то, что происходит сейчас в этой сфере?

— Несмотря на трудности, которые были весьма актуальны для нашего кинематографа в первые годы становления независимости республики, сфера продолжает развиваться. И сейчас, конечно, есть множество проблем, но вряд ли они могут помешать отечественной киноиндустрии двигаться вперед. Усиливается и государственное внимание к этой сфере — по госзаказу снимаются фильмы. Кроме того, насколько мне известно, в киностудии будут проведены ремонтные работы, установлено современное оборудование.  Самое же главное  — должна быть талантливая молодежь, которая умела бы творить на благо отечественной культуры.

— Что вы думаете о современных фотографах?

— Сейчас людям, занятым в этой профессии, работать гораздо легче. Имеющиеся сегодня технические возможности очень обширные. При этом экономишь время, работа получается качественнее. Не то, что раньше, когда приходилось работать с пленкой.  Тут и химический состав для проявления пленки приходилось готовить, и много всего, что не каждому было доступно.  Сейчас я тоже работаю с цифровой фотокамерой — все хорошо, однако нет того удовольствия, которое получал, основательно повозившись  в фотолаборатории, пока не проявишь хороший снимок. 

— Легко ли вам работать с режиссерами и операторами? Совместная работа с кем из них вам более всего запомнилась?

— У меня такой характер, что со всеми режиссерами и операторами находил общий язык. Это зависит от человека. Больше всего я работал с Арифом Бабаевым и Вагифом Мустафаевым. Почти во всех фильмах, снятых этими режиссерами, я был с ними рядом.

— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, работающий в отечественной киноиндустрии?

— Самое главное — это наличие таланта и терпения. Если этих составляющих в человеке нет, то ему нечего делать в кино. Ко всему прочему, человек должен быть всесторонне развит, знать историю отечественного кинематографа. К сожалению, молодые люди — студенты, с которыми мне порой доводится общаться, зачастую мало что знают о выдающихся людях в истории отечественного кино. Мне кажется,  что для человека, который собирается посвятить свою жизнь киноискусству, это непростительное упущение. 

— А хотели бы вы заняться преподавательством — молодому поколению было бы чему у вас поучиться…

— Мне предлагали преподавать, но я не согласился. Мне это неинтересно, по крайней мере, сейчас. Мне самому хочется работать.

 

Ругия АШРАФЛИ

Бакинский рабочий.- 2012.- 26 января.- С.6.