Атактическое мышление

 

 Диагноз, приобретенный в результате хронического лицемерия

 Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам, совершаемым ради эгоистических интересов,  приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

 В  исламе  под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность исламу при одних обстоятельствах и отвергает его при других.

 В христианстве — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», то есть человек-лицемер притворно подает милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного (Евангелие от Матфея 6:2).

 Несм отря на  недавнее  явление  в  азербайджанском обществе  Акрама Айлисли как живого  воплощения  принципов лицемерия  с его  печально известным опусом «Каменные сны»,  наша жизнь продолжается.  Вот и пришел  Новруз,  светлый праздник, отмечаемый  в честь прихода весны,  символ  народного оптимизма, победы животворных сил природы, ее буйного цветения. И по сей день Новруз байрамы остается самым массовым и популярным в народе праздником. А в 2009 году Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

 По древнему обычаю, до наступления Новруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами,  и  не  только  материальными.

 Интересно, а как встречал праздник Айлисли?

 Неужели в его доме женщины не пекли пахлаву, неужели в его доме не стоял семени?  Или, как интровертный армянин, он вообще не заметил  праздник?

 Говорят, что  якобы в  дни скорби  по Ходжалы Айлисли  пришел к памятнику  жертвам  трагедии, поклониться. Однако, думается, до конца  жизни  ему  не хватит  сносить обуви, даже если  он  будет каждый день обходить памятник кругами,  чтобы  отмолить то, что натворил.

 На первый взгляд кажется, что общественное мнение забыло про  Айлисли,  не горят костры,  затихли угрозы (и слава Богу), возмущенная молодежь не собирается под окнами его жилья, в  принципе,  совершенно искренне  азербайджанское общество  предало его  презрительному забвению.

 Но  армянская пресса,  армянские  политологи,  армянские историки и все в  Армении,  кому не лень,  до сих пор  ежедневно и в разных соусах  смакуют «творение»  Айлисли,  превоздав  его ма-а-а-ленькой повести статус  «романа-реквиема».

 И  эта  несправедливость, безусловно,  отзывается в душе  каждого  азербайджанца.  Оставшийся  след от  «снов разума»  Айлисли  лег на сердце тяжелым грузом, стал  той каплей горечи, которая  прожигает  насквозь  память  о погибших  в этой  незаконченной войне за  родную землю. Ведь  у нас уже выросло целое поколение, которое не видело  карабахского Бюль-Бюля, не слышало карабахских соловьев…

 О своем  опусе  Айлисли скромненько так отмечает: «Это беспрецедентное событие в общественной жизни Азербайджана за последние 100 лет… Наши обычные граждане говорят, что мы можем жить вместе с армянами. В то же время официальные власти пропагандируют ненависть. Этот роман — против официальной политики, которая устраивает гонения на мои творческие позиции на сближение наших народов».

 И тут же  обращается в зарубежные дипломатические представительства в Азербайджане — посольства США, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Бельгии и др. стран, а также представительства Евросоюза, ОБСЕ и Совета Европы с просьбой ознакомиться с его романом и выразить к нему отношение.

 Он  не отвез  почитать  свою писанину к ходжалинцам,  в семьи  шехидов, чтобы узнать  их мнение по этому поводу, а  передал именно тем, для кого и писал.  Мы как раз,  за  прошедшие годы  армянской оккупации нашей земли,  хорошо знаем  отношение  к реалиям со стороны,  — через призму двойных стандартов.

 Невозможно поверить  в утверждения Айлисли,  что он якобы не предполагал, какой будет общественная  реакция после опубликования его работы. Все он прекрасно знал, просчитал и размечтался… Но, похоже,   его мечтам не суждено будет сбыться. Как сообщает  нобелевский комитет, на Нобелевскую премию мира за 2013 год номинировано рекордное количество кандидатов. Претендовать на победу будут 259 кандидатов, в том числе 50 организаций. Это рекордный показатель, предыдущий максимум был установлен в 2011 году, когда на премию был номинирован 241 кандидат.

 Согласно правилам нобелевского комитета, список номинантов держится в секрете на протяжении пятидесяти лет после вручения. Однако уже известно, что среди претендентов есть бывший Президент США Билл Клинтон, российское правозащитное общество «Мемориал» и пакистанская школьница Малая Юсуфзаи, тяжело раненная талибскими фундаменталистами.

 При всей предвзятости  мирового общественного мнения по вопросу Нагорного Карабаха,  оккупации  исконных  земель Азербайджана, которое сегодня, кстати,  начало реально меняться в сторону справедливых требований нашей страны, там  всегда старались  не  выпячивать  наглое лицемерие,  стремились приукрашивать  собственное  ханжество красивыми словами об  объективности, скрывать  истинные цели и желания. Заказывая Айлисли подобное литературное произведение,  никто и не собирался делать из него «героя», прекрасно зная его лицемерное политическое  прошлое по принципу «туда-сюда-обратно». А у самого Айлисли  за  эти годы, видимо,  произошло расщепление сознания и наступило  атактическое  мышление — несуразное восприятие действительности, слабоумие и т.п. Диагноз,  знаете ли… Его можно только пожалеть.

 

 Татьяна  ЧАЛАДЗЕ

Бакинский рабочий.- 2013.- 6 апреля.- С.5.