Fuzzy Logic Лютфи Заде: Один из самых знаменитых в мире
азербайджанцев отметил 92-й день рождения
Лютфи Заде весь мир знает как отца нечеткой логики (Fuzzy Logic). Его революционная теория разрушала границы двузначной (бинарной) логики Аристотеля, ею широко стали пользоваться в экономике, психологии, лингвистике, политике, философии, социологии, религиозных вопросах, конфликтных ситуациях. 4 февраля один из самых знаменитых в мире азербайджанцев, почетный профессор Калифорнийского университета Беркли, автор шести фундаментальных научных теорий, в том числе теории нечеткой логики, почетный доктор десятков университетов и академий Лютфи Заде отметил 92-й день рождения.
Будущий выдающийся ученый родился 4 февраля 1921 года в Баку в семье журналиста Рагима Алескерзаде и педиатра Фаниа Кориман. В 1931 году Лютфали вместе с семьей переехал в Иран, в 1944 году — уже в США, где и стал всемирно известным ученым. Азербайджанская кровь, по его собственному мнению, дала упорство и стойкость, научила не бояться спора. «Это также часть моего характера, — не раз повторял Лютфи Заде, — и это, возможно, повлияло на развитие теории нечетких множеств».
В Иране Лютфали Алескерзаде учился в Alborz High School и Тегеранском университете, по окончании которого работал вместе с отцом — поставщиком стройматериалов для дислоцированных в Иране американских войск. Еще через 12 лет их ждал переезд в Америку, где молодой человек с 1959 года начинает свою блистательную карьеру ученого в Калифорнийском университете Беркли.
Первой научной работой, принесшей ему известность в международном сообществе, стал частотный анализ нестационарных цепей. В 1957 году Лютфи Заде становится профессором Колумбийского университета в сфере электрической инженерии и по рекомендации ученого Норберта Винера, считающегося отцом кибернетики, переезжает в Калифорнию, где в университете Беркли возглавляет кафедру компьютерных наук и электротехники. Через шесть лет ученый предлагает теорию пространства состояний, в корне изменившую теорию управления, и вместе с Чарльзом Дезоиром выпускает в свет книгу «Теория линейных систем».
Таким образом, в середине 1960-х Лютфи Заде становится одним из самых известных специалистов в области теории систем, теории автоматического управления и их применения. А в 1965 году опубликовал научную статью Fuzzy Sets по нечетким множествам, заставив заговорить о себе во всех научных кругах мира. И не случайно. Эта работа, вызвавшая широкий резонанс, положила начало новому направлению в науке. Своими исследованиями он доказывал, что человеческие рассуждения, полагающиеся на естественный язык, не могут существовать в рамках традиционных математических формализмов.
До его революционной теории нечеткой логики классическая (аристотелевская) логика могла ощущать мир лишь в черном или белом цвете. Логика же Лютфи Заде позволила воспринимать мир со всеми его оттенками. Своей логикой и теорией, считают специалисты, он действительно совершил революцию в мировой науке, а также в философских взглядах человека на жизнь. В переводе с английского fuzzy logic дает странную комбинацию слов — «неопределенная (неясная) логика». В русской математической литературе используется более приемлемый термин — «теория нечетких (размытых) множеств». В этой теории речь идет о развитии методов исследования сложных объектов, процессов, ситуаций в условиях неполной и недостоверной информации.
Сам ученый полагал, что его теория более всего пригодится в лингвистике, но первыми, кто в полной мере оценил его открытие, стали японские ученые. Применение теории Лютфи Заде принесло Японии миллиарды долларов. Сегодня такие известные компании, как Mitsubishi, Toshiba, Sony, Canon, Sanyo, Nissan, Panasonic, Honda, широко используют ее в производстве фото- и видеокамер, стиральных машин, пылесосов, управлении транспортными средствами, промышленными процессами. А вслед за ними и американцы (компании General Motors, General Eleсtriс, Motorola, Kodak), затем европейцы: в Дании производятся цементные и доменные печи, работающие на основе нечеткой логики, в других европейских странах fuzzy logic применяется в атомных энергоблоках, сложных технологических процессах и т.д. То есть теория Лютфи Заде присутствует в каждой сфере нашей жизни — везде и всюду, хотя ученому пришлось пройти через столь жесткое сито критики в свой адрес, что он, по собственному признанию, стал уже толстокожим.
«Если я услышу: «Вы — идиот, профессор, и теория ваша глупая», я не стану возражать, я скажу: «Большое спасибо», — говорит великий Лютфи Заде. И продолжает: «Вы можете за всю свою жизнь ничего не слышать ни о Лютфи Заде, ни о теории нечетких множеств, но если в вашем доме есть хотя бы один из современных приборов, то я и мои идеи постоянно и незримо присутствуют рядом с вами. Если вы, к примеру, купили кондиционер фирм Hitachi, Sharp, знайте, что именно благодаря этой теории обеспечиваются уровни колебаний температуры. Если эти же фирмы продали вам микроволновую печь, то именно применение нечетких множеств обеспечивает вам правильную стратегию приготовления пищи. Сталкиваетесь ли вы с копировальной машиной Canon, сушилкой или посудомоечной машиной Matsushita, стиральными машинами Daewoo или Samsung, с телевизорами или компьютерами Sony — всей этой технике в определенной степени дала жизнь теория нечетких множеств Лютфи Заде».
Касаясь искусственного интеллекта, Лютфи Заде отмечает, что машина никогда не заменит человека. «Возьмите, к примеру, Google — самую мощную и самую замечательную поисковую систему и задайте ей вопрос, сколько лет Бушу или какой главный город в Азербайджане? И машина вам не ответит. Более того: если бы было голосование, нужна или нет нечеткая логика, уверен, что 99% проголосовали бы против, но через 15-20 лет сказали бы, что ошибались».
«Вестник Кавказа»
«Азербайджанские известия» присоединяются к многочисленным поздравлениям в адрес нашего выдающегося соотечественника Лютфи Заде, желая ему еще многих лет плодотворной жизни.
Азербайджанские
известия.- 2013.- 6 февраля.- С.2.