«Каменные сны»: соблазн с перелицованной правдой

 

Дискуссия вокруг «Каменных снов» не унимается, что вполне объяснимо.

 Антинародная романистика «народного» сказителя продолжает  будоражить умы многих и многих, кому не безразличны судьбы страны, народа и векового противостояния с недружественным соседом. И если подойти к проблеме с нейтральных позиций, то становится очевидным — автор с раздутым самомнением объявил войну своему обществу, явно оказавшись не в теме.

 Этой точки зрения придерживается абсолютное большинство сограждан, крайне возмущенных неожиданной выходкой романиста. Но, как это часто бывает, в сложившейся ситуации сформировалось и меньшинство, которое  подставляет хило-покатое плечо оскандалившемуся автору.

 Так называемый постмодернистский авангард демонстрирует чудеса изобретательности, всячески оправдывая идею, фабулу, художественную составляющую и, самое главное, фактографию произведения, видя в них нечто оригинальное и даже востребованное. Потому продукт, ставший реакцией на кривду романиста, заслуживает своей оценки.

 Вездесущие отечественные критики и новоявленные литературоведы считают публикацию романа своевременной, видя в материале актуальное содержание для духовной и общественной жизни страны. Некоторые даже умудряются рассматривать его в качестве панацеи для формирования массового сознания, которое де проложит дорогу к долгожданному примирению азербайджанцев и армян.

 По их разумению «чудовищные сны», ставшие следствием воспаленного разума, можно считать первыми ростками покаяния народа, который, как известно, является жертвой изощренного человеконенавистничества и оголтелого антитюркизма, коими славилась и продолжает славиться дееспособная часть армянской элиты.

 То, что в Армении не преминули воспользоваться неожиданно появившимся дымом от айлисского фимиама, ничего неожиданного нет. Враг всегда рассчитывает на грубые ошибки из стана противника. И тут, признаться, впору говорить не об ошибке, а об осознанной провокации. Дешевый реверанс айлисца стал для армянской стороны подарком судьбы.

 Апологеты противной стороны все последние дни не жалеют дифирамбов в адрес азербайджанского «орханпамука», видя в его «творении» спасительную живинку, а еще и импульс для  масштабного раздувания новой волны антиазербайджанской пропаганды. Точно так же в поле зрения Еревана попали азербайджанские защитники сверхоригинального «творчества» айлисца.

 Знакомясь с этой белибердой, невольно возникает ощущение, что заблудившиеся в темных просторах космополитизма местные чудаки ударились в профилактику дурости, выставляя себя за законченных идиотов.

 Сразу после того как Объединение писателей Азербайджана выразило свое отношение к опусу айлисца, горе-критики поднялись в защиту духовного гуру, который, дескать, стал «объектом волны репрессий». Предают анафеме кого угодно, лишь бы защитить «толкователя дурных снов».

 И складывается впечатление, что люди эти мертво зашорены и не владеют ситуацией по ту сторону баррикад. Льют и льют воду на мельницу бескомпромиссного врага, затаптывая в грязь отечество, его историю и народную самобытность.

 И самое страшное, эти люди преступно предают забвению панораму потерь неспокойных десятилетий. Но разве можно забыть неисчислимые несчастья, выпавшие на долю народа?

 

 Полезные идиоты отгородились от народа оградами самовлюбленности и исключительной «прозорливости» в надежде быть оцененными где угодно, но только не в родных пенатах. Символично, что творческие бездари ныне с умным видом рассматривают каскадные плюсы от «геройства» айлисского «чудотворца».

 Подумать только, одни утверждают, что «чудовищные сны» повлекут за собой оживление на рынке книг, и народ валом потянется читать. Другие утверждают, что новый роман «отрезвит псевдопатриотов», которых развелось немыслимо.

 Третьи полагают, что айлисский «провидец» всего  лишь воспользовался законным правом творческой свободы, и только в силу этого не стоило бы его порицать или уличать в проармянских настроениях. А иные и вовсе нашли повод для обвинений в адрес властей, дескать, инициировавших нападки на антигероя. Нашлись даже такие, кто предложил издать книгу массовым тиражом, пусть, мол, все знают, о чем толкует возмутитель спокойствия. Забавно, не правда ли?

 Вот далеко не полный срез галиматьи, коей блещут пешие от  отечественного постмодернизма и затхлого андеграунда. Грезя о духовной состоятельности, они заигрались идеями попсового либерализма.

 Искаженное представление о собственном месте и роли в обществе, жизни вызвало в них приступ маниакального психоза. Иначе не стали бы огульно отвергать свое и с пеною у рта восхвалять чужое, даже если чуждое враждебно и опасно в сути своей. Неужели это и есть правило хорошего тона?!

 Льют и льют воду на мельницу бескомпромиссного врага, затаптывая в грязь отечество, его историю и народную самобытность

 Пестрая композиция дурости и псевдомодернизма, что возникла в последние дни, эфемерна так же, как и имена заблудших первооткрывателей.

 Все, что рождает больное воображение, обречено на отторжение от общественного сознания. Оно нежизнеспособно по определению.

 В поведении людей, вставших на защиту серого раскольника,  прослеживается попытка противопоставления себя обществу.

 Им неймется отыскать повод, чтобы отличиться, обвинить всех и вся, дабы отстоять собственную непогрешимость.

 Разношерстная компания впередсмотрящих своим бесстыдством добилась одного — потери доверия общества, всенародного презрения.

 Так бывает всегда, когда в человеке или же группе людей верх берет соблазн утвердить  свою исключительность любым путем.

 Но это палка о двух концах. Заигрывание с перелицованной правдой никогда к хорошему не приводит.

 

Тофик Аббасов

 

Бакинский рабочий.- 2013.- 7 февраля.- С.3.