НАШИ АДВОКАТЫ НЕ ЖАЛУЮТСЯ

 

Недавно Гильдию российских адвокатов посетила делегация представителей адвокатуры Азербайджанской Республики во главе с председателем Президиума Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики, заслуженным юристом Азербайджана Азером Тагиевым. В ходе визита Азер Тагиев дал интервью журналу «Адвокатские вести России». В предисловии к интервью журнал отмечает: «Азер Тагиев — известный адвокат в Азербайджане и за его пределами, он пользуется заслуженным авторитетом среди своих коллег, поддерживает связи с Гильдией российских адвокатов, является Почетным адвокатом России. Азер Тагиев принимал непосредственное участие в подготовке Закона «Об адвокатах и адвокатской деятельности», благодаря которому адвокаты Азербайджана получили полную самостоятельность. С законом вы можете ознакомиться на страницах этого номера журнала. Азер Тагиев любезно поделился с российскими адвокатами нюансами работы адвокатского сообщества Азербайджана». АзерТАдж публикует данное интервью с сокращениями.

 Корр.: — Нам известно, что в Азербайджанской Республике действует Закон «Об адвокатах и адвокатской деятельности», принятый еще в 1999 году. А что было раньше?

 Азер Тагиев: — До 1999 года Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» не только не соответствовал требованиям времени, но порой даже имел ограничительный характер. Представители Министерства юстиции могли приостановить наши решения. На тот момент в структуре адвокатуры Азербайджанской Республики имело место общее руководство трех государственных органов: Верховного Совета, Кабинета Министров и Министерства юстиции.

 — Как удалось принять новый закон? И что он собой представляет?

 — Над законопроектом мы работали четыре года. В этой кропотливой работе принимали участие четыре эксперта из Совета Европы и четыре представителя от Азербайджана. Затем законопроект был проведен через парламент и получил статус Закона, подписанного Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым. Конечно, когда его обсуждали в парламенте, сложности и некоторое недопонимание присутствовали.

 — И что вы получили в результате принятия закона?

 — Закон полностью обеспечил самостоятельность адвокатуры. Ни один государственный орган — суд, прокуратура, полиция, ни общественные организации не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность адвокатуры. В документе так прямо и записано: «Основы адвокатуры составляют среди прочего: недопущение вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов и их объединений и давления на них со стороны органов прокуратуры, судебных, других государственных органов, общественных объединений, любого предприятия, учреждения, организации и должностного лица; вынесение независимого решения по вопросам самоуправления адвокатов и адвокатской деятельности».

 — Это ваше большое достижение.

 — Да, этот закон полностью обеспечивает самостоятельность адвокатуры.

 — И какова же структура адвокатуры Азербайджанской Республики?

 — На данный момент в структуре адвокатуры мы выделяем Коллегию адвокатов Азербайджанской Республики, это негосударственная, независимая, самоуправляемая и объединяющая всех адвокатов коллегия. Лица, не являющиеся членами Коллегии адвокатов, не могут заниматься адвокатской деятельностью. Высшими органами Коллегии адвокатов является Общее собрание (конференция) и Президиум Коллегии адвокатов. Адвокатская деятельность может осуществляться на индивидуальной основе. Также существуют юридические консультации и другие объединения адвокатов, которые, будучи самостоятельными образованиями, учрежденными по инициативе отдельных адвокатов, осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

 — В чем состоят функции Президиума Коллегии адвокатов и из кого он состоит?

 — В состав Президиума Коллегии адвокатов входят председатель, его заместители и члены Президиума, которые избираются на общем собрании членов Коллегии адвокатов. Председатель Президиума Коллегии адвокатов и его заместители одновременно считаются соответственно председателем Коллегии адвокатов и его заместителями. Чем занимается Президиум? Это решение большого количества организационных вопросов — принятие в члены Коллегии адвокатов, назначение членов Квалификационной комиссии, установление правил квалификационного экзамена, организация проведения информационной работы среди адвокатов в области законодательства и судебной практики и многое другое.

 — Кто и как может стать членом вашей коллегии?

 — Это как раз одно из основных новшеств нашего закона — условия принятия в члены Коллегии адвокатов. Для того чтобы стать членом Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики, необходимо иметь высшее юридическое образование, наличие за плечами не менее трех лет профессиональной практики. Помимо этого кандидат должен успешно пройти специальный тест. Экзамен принимает Независимая государственная экзаменационная комиссия по высшему образованию. Это самостоятельный орган, который никому не подчиняется. Составлением вопросов для тестирования занимается Коллегия адвокатов Азербайджанской Республики.

 — Вы каким-то образом подчиняетесь Министерству юстиции?

 — Адвокатура Азербайджана Министерству юстиции не подчиняется. Мы совершенно самостоятельны. Коллегия адвокатов только сотрудничает с Судебно-правовым советом, членами которого являются министр юстиции, председатель Верховного суда, представители адвокатуры, ученые-правоведы, судьи, а также члены парламента Азербайджана. В данном совете рассматриваются вопросы правонарушений со стороны судей. Коллегия адвокатов также принимает активное участие в Комиссии по выбору судей.

 — Что происходит, когда адвоката по каким-то причинам задерживают правоохранительные органы?

 — Нашим законом предусмотрено, что когда задерживают адвоката, задержание должно быть согласовано с генеральным прокурором Азербайджанской Республики — не с заместителем, не с кем-нибудь другим, а именно с генеральным прокурором. Также об этом будет немедленно сообщено председателю Президиума Коллегии адвокатов.

 — То есть адвокатов у вас уважают?

 — Всех уважают — и прокуроров, и судей, и адвокатов, и врачей, и учителей.

 — Каковы ваши взаимоотношения со следствием и судом? Проблемы возникают?

 — Если мы скажем, что во взаимоотношениях с судом и следствием проблем совсем нет, то это будет неправильно. Безусловно, есть частные проблемы, которые мы решаем в соответствии с законом. Следует отметить, что в распоряжении наших адвокатов широкие полномочия. Адвокат при исполнении своей профессиональной деятельности, так же, как и следователь, собирает доказательства, пользуется заключениями компетентных органов. На этот счет наши адвокаты не жалуются.

 — Что можете сказать об адвокатах по назначению? У вас такая практика существует? Вот у нас с этим проблемы. Слишком мала ставка оплаты труда такого адвоката.

 — Да, у нас та же проблема. Мы считаем, что эту сумму надо увеличить. Государство должно обеспечивать материальную сторону защиты. Наше предложение такое: сколько прокурор получает за час работы, столько же должен получать и адвокат, раз они равны в судебном процессе.

 — А есть ли у вас что-то подобное государственным юридическим бюро?

 — Нет, что вы. Это ведь уже не адвокатура. Такого рода учреждения у нас существуют, но они не могут заниматься адвокатской деятельностью.

 — Спасибо за интервью.

 

Бакинский рабочий.- 2013.- 7 февраля.- С.5.