Самира Патцер-Исмайлова:
«Предпочитаю представлять себя азербайджанкой, даже
несмотря на мой немецкий паспорт»
Новый гость рубрики «Наши за рубежом» — руководитель Конгресса азербайджанцев Европы Самира Патцер-Исмайлова. Наша соотечественница, хорошо известная не только в Азербайджане, но и в Европе, является одной из наиболее ярких представителей нашей диаспоры. Благодаря таким, как она, за рубежом узнают о нашей стране
«Мы удивили Германию своей эрудицией, а она нас — уровнем культурной жизни…»
— Как давно вы живете в Германии?
— В Германии я живу уже 18 лет, и, конечно, страну в большей степени определила моя основная специальность: я музыкант по образованию, и для меня родиной классической музыки или, так сказать, «музыкальной Меккой», всегда являлась Германия. И когда после распада Советского Союза появились новые возможности, то первым желанием было побывать в Европе, а конкретно — в Германии. Так я и попала в Университет города Кельн, на факультет музыкальных наук.
K тому же, за год до моего приезда моя сестра поступила в аспирантуру Музыкальной академии Кельна. Сейчас она уже — доцент двух музыкальных академий Германии.
— Каковы ваши первые впечатления об этой стране?
— После стольких лет жизни здесь, первые впечатления, кажется, уже немного стерлись, но думаю, что определенный «культурный шок» в бытовой сфере у меня, конечно, был. В плане культурного уровня и светского воспитания проблем не возникало, за что я очень благодарна моей семье, особенно маме, которая всегда уделяла огромное внимание духовному воспитанию своих дочерей. Мы учились у хороших педагогoв, много читали отечественной, русской и зарубежной литературы, культурно росли... Мы могли удивить Германию своей эрудицией, а она нас — правовой защищенностью, логикой построения социально-общественных структур, уровнем культурной жизни и своей мобильностью.
— Произошли ли в вас какие-либо перемены после того, как вы обосновались там?
— Жизнь сама по себе является школой, которая учит каждый день чему-то новому... Познавать истины, утверждать или менять свои мнения, двигаться вперед (вообще, движение — это залог развития). Эта страна учит концентрации мысли, и прежде всего четкости мышления, или, как у нас говорится, «зрить в корень». Здесь я научилась, так сказать, определенной «тактичной прямоте» (известно, что есть прямота, которая иногда граничит с бесцеремонностью), говорить то, что думаю, стараться оценивать происходящее как процесс, с точки зрения высшего понятия жизни, работать над собой и рассматривать себя вне быта.
— Неужели при всех плюсах ни разу не хотелось все оставить и уехать домой?
— Да, конечно, здесь очень многое по-другому, и по некоторым вещам из прошлого очень даже скучаешь. Но здесь есть так много прекрасного, что, уезжая, скучаешь уже по этому. К тому же, мне очень повезло: моя сестра живет здесь, мои родители тоже уже несколько лет как переехали сюда, моя личная судьба связала меня с этой страной. Так что поехать домой хочется, но оставлять все здесь — нет.
«Это сейчас Азербайджан известен и популярен, а тогда мы были почти первые...»
— Как давно вы были в Баку?
— К сожалению, я бываю в Баку не так часто, как хотелось бы, и в основном по делам. К примеру, в прошлом году, в марте, почти десять дней принимала участие в мероприятии, организованном Государственным комитетом по работе с диаспорой, который очень активно, вплотную работает с азербайджанской диаспорой по всему миру, стараясь поддержать и направлять все наши начинания. Кстати, была очень рада, что мой визит в Баку совпал с премьерой спектакля по пьесе Гюнель Анаргызы «Нет, то есть да». Я всегда рада творческим талантливым людям в Азербайджане, к этому ряду я отношу и Гюнель ханум, книга которой «Карабахские рассказы» по моей инициативе была издана на немецком языке и 25 февраля этого года, накануне годовщины Ходжалинской трагедии, была презентована в Берлине и без сомнения будет очень интересна немецкому читателю, немецкой общественности.
— Расскажите, пожалуйста, где вы родились, учились?
— Я родилась в самом красивом и самом любимом городе Баку и гордо называю себя бакинкой. Поверьте, что это одно из самых приятных определений — бакинка. Я предпочитаю представлять себя в обществе всегда азербайджанкой, даже несмотря на мой немецкий паспорт.
Училась я в специальной музыкальной школе им.Бюльбюля, чему бесконечно рада, которая в мое время имела особый статус не только в смысле образования, но и по качеству мировоззренческого и культурологического подхода к воспитанию учеников.
Окончив Азербайджанскую государственную консерваторию с красным дипломом, я осталась там работать. Одновременно работала в редакции государственной филармонии. Помимо этого, сделала несколько передач о культуре на азербайджанском телевидении.
— Кем были ваши родители? Тоже музыканты?
— Родители — самые лучшие, наверное, сказанное прозвучит по-детски, но поверьте, искренне. Мы с сестрой всегда ощущали всю полноту любви, заботы и доверия наших родителей. Только став взрослыми, мы полностью оценили мудрость наших родителей, по настоянию которых, когда это было еще «немодно», мы учились и в школе, и в консерватории в азербайджанском секторе. В семье у нас было органическое сочетание традиций и современности, понятий «женщина» и «личность». Я благодарна маме за поддержку моего самообразования, так как школа, консерватория — это базис, но многое другое можно познать в жизни через самообразование, поиск нового в жизни.
Моя мама — журналист и писатель, автор ряда книг и сценариев — дала мне духовную основу и воспитание, которые до сих пор питают меня.
Папа — ученый, профессор, доктор наук, автор многих научных трудов по экологии. Он тоже особенный человек для Востока, так как, имея двух дочерей, всегда стремился дать нам хорошее образование, поддерживал нас в работе, никогда не торопил поскорее выйти замуж, как это, в общем-то, было принято в те годы.
Сестра моя Эльнара — пианистка, доцент Кельнской и Эссенской академий музыки, успешно концертирует по всему миру.
— Как получилось, что вы — музыкант по образованию — стали заниматься общественной деятельностью?
— Так сложилось в моей жизни, что я всегда занималась общественной работой: в школе, консерватории, так же и в Германии, просто изменились акценты. С первых лет жизни здесь я всегда вызывала интерес у людей, с которыми мне доводилось общаться, являла для них удивительное сочетание — классический музыкант из восточной страны. Mеня же всегда удивляло, что почти никто не знал, где расположен Азербайджан, что это за страна. Собственно, с этого все и начaлось.
Первые доклады об Азербайджане в университете, выступления на различных форумах под патронатом управления культуры г.Кельн, участие в мероприятиях, организованных соотечественниками. Потом было деловое содружество с посольством Азербайджана в Германии. А после первого визита Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Германию появились новые пути развития азербайджано-немецких отношений. Так создалось новое общественное формирование «Немецко-Азербайджанский форум», где я по сей день курирую культуру.
В 2008 году в Берлине был организован Координационный центр азербайджанцев Германии (КЦАГ), руководителем которого я являюсь, в 2012 году была избрана президентом КАЕ.
Так по моей биографии можно проследить и расширение, и вовлеченность нашей диаспоры в повседневную жизнь. Одним словом, мое желание презентовать нашу Родину, наш независимый Азербайджан, свои национальные корни, нашу культуру подвигло меня углубиться в эту интересную и очень важную сферу общественной деятельности. Я поняла, что это — моя миссия, и я смогу с ней справиться. Это сейчас уже Азербайджан так известен и популярен, а тогда мы были почти «первые»...
«Я научилась многому, создавая новый институт диаспорской деятельности…»
— В настоящий момент вы возглавляете две крупные организации — Координационный центр азербайджанцев Германии и Конгресс азербайджанцев Европы…
— Идея создания Координационного центра азербайджанцев Германии родилась в 2008 году. Как я уже говорила, отсчет своей деятельности азербайджанская диаспора начала с 2001 года, когда по инициативе Гейдара Алиева состоялся Первый Конгресс азербайджанцев мира. После этого в течение нескольких лет резко возросло количество обществ, активных действий, был создан Комитет по работе с диаспорой. В 2006 году по инициативе Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева состоялся Второй Конгресс азербайджанцев мира, чем глава государства поддержал уже сложившиеся традиции и придал новое значение процессам развития активной деятельности нашей диаспоры.
Так, в 2008 году по инициативе и при поддержке посольства Азербайджанской Республики в Германии и Комитета по работе с диаспорой был создан Координационный центр азербайджанцев Германии (КЦАГ). За эти годы работа КЦАГ доказала правильность этого решения, так как, несмотря на существовавшие тогда несколько азербайджанских обществ в Германии, назрела необходимость сплотить и скоординировать их деятельность, причем как для азербайджанской, так и для немецкой стороны, создать пункт коммуникации и информации для всех обществ, помощи в организационных вопросах по диаспоре.
Приглашение на должность исполнительного директора было для меня неожиданным, но, признаюсь, очень интересным. Я привнесла свой опыт в эту работу, но в то же время сама научилась многому, создавая этот новый институт, внедрилась в эту сферу, включающую в себя огромное поле диаспорской деятельности. Это и лоббизм интересов Азербайджана, и активные публичные протестные действия, петиции, и, конечно, работа с людьми, волею судьбы оказавшими на Западе, которые стараются помочь своей Родине. Опыт этой работы стал новым не только для меня, но и для всей диаспорской деятельности Азербайджана. Не могу не отметить огромную помощь, оказанную мне послом Азербайджана Парвизом Шахбазовым и председателем Комитета по работе с диаспорой Назимом Ибрагимовым, которые дали возможность осуществиться этой, на сегодняшний день успешной идеи — созданию такого института диаспоры, как КЦАГ, — и хочу поблагодарить их за доверие.
Конгресс азербайджанцев Европы был создан более 7 лет назад, и я являюсь уже четвертым его президентом. Конечно же, 5-летний успех КЦАГ дал повод для моего избрания на эту должность, я очень ценю это доверие и стараюсь привнести в эту работу «новую волну» идей и действий.
— Что именно вам нравится в вашей работе?
— Самое главное в работе, знать, что она нужна. И мне нравится, что то, что я делаю, нужно на данном этапе не только моей стране и моим соотечественникам, но и той стране, в которой я живу, — Германии. Считаю себя — и такая я, конечно, не одна — это мои многочисленные коллеги по всей Европе и всему миру — человеком, строящим «общественно-культурные мосты» между людьми, где бы они ни проживали. В частности, между азербайджанским и немецким народами, и эта возможность мне нравится... Это, если хотите, залог взаимопонимания и мира, самого главного компонента для спокойной и счастливой жизни человека на Земле.
— Вы смогли сплотить вокруг себя азербайджанцев, проживающих не только в Кельне и Берлине, но и в других городах Германии. Мероприятия, организованные вами, интересны не только нашим соотечественникам, но и привлекают внимание местных жителей. Часто требуются многие месяцы и годы упорной работы, чтобы добиться подобного…
— Безусловно. Работа диаспоры — это неустанный, каждодневный процесс. Диаспора — живой организм, это постоянная работа с людьми. Это и соотечественники (которые сами по себе разные), и, конечно, местное население. И на решение той или иной задачи порой приходится тратить много сил и времени. Часто нам приходится помогать в решении каких-то простых, житейских вопросов. Процесс интеграции, языковые и ментальные барьеры — эти процессы проходят непросто. И я вижу, что азербайджанский народ и в этом талантлив. На те процессы, на которые уходят долгие годы, мы затрачиваем значительно меньшее количество время… Мы даже в музыке, например, прошли путь от фольклора до авангарда за неполные сто лет.
Так, за последние 10—15 лет из неизвестной постсоветской республики мы превратились в узнаваемую, иной раз достаточно влиятельную в политико-экономической элите Европы страну, а это требует огромного труда и усилий. Это, конечно, прежде всего, большая политическая работа руководителя Азербайджанского государства, Президента Ильхама Алиева, Фонда Гейдара Алиева под руководством Мехрибан ханум Алиевой и других культурных институтов, посольств в странах Европы. Есть в этом и определенная доля нашей азербайджанской диаспоры. Для примера: КЦАГ организовал за эти годы более 100 политических мероприятий и акций, а число различного рода писем и петиций по событиям вокруг Нагорного Карабаха, геноциду Ходжалы будет исчисляться сотнями, а то и более. Мы стремимся знакомить жителей Германии с историей и традициями нашей культуры, на культурных мероприятиях — с национальной кухней, а также посредством личных контактов вести работу по представлению нашей Родины.
Но нам нельзя останавливаться. Как я уже сказала, работа диаспоры — это живой организм, который должен быть всегда в движении.
«Мой супруг — настоящий патриот Азербайджана, иной раз даже более бескомпромиссный, нежели я сама…»
— Как ваш супруг относится к вашей работе? Принимает ли он участие в ваших проектах?
— Мой супруг xoть и немец, нo настоящий патриот Азербайджана, иной раз даже более бескомпромиссный, нежели я. Как азербайджанка, я стараюсь держаться в определенных границах, чтобы не выглядеть пропагандисткой, что в Европе, а тем более, — в Германии, не любят и могут расценить как яростный национализм, но мой супруг, будучи немцем, по счастью, свободен от этих«клише».
И, конечно же, он поддерживает меня во всех моих начинаниях, принимает участие в акциях и мероприятиях, консультирует с точки зрения восприятия немецкой общественностью той или иной нашей деятельности во благо Азербайджана. Иногда, правда, жалуется на то, что уделяю ему меньше времени... Ведь диаспора — это работа без определенного рабочего времени, это зачастую работа и в дни немецких праздников, круглосуточные ответы на телефонные звонки и многое, многое другое. Он очень любит азербайджанскую кухню, особенно, как готовит моя мама. Иной раз даже после фешенебельного ресторана говорит, что у мамы вкуснее...
— Какими принципами вы руководствуетесь?
— Делать все на должном академично-интеллигентном уровне, делать все искренне и добросовестно и творчески относиться к жизни.
— Что вас поддерживает, стимулирует в достижении целей?
— Любовь. Доброта. Семья. Верные друзья и, конечно, сама жизнь как источник энергии всего.
— Каким вы видите будущее Азербайджана?
— У Азербайджана есть все для успешного развития. Это и интеллектуально богатая, и открытая для новшеств страна, страна красивых, умных и талантливых людей. И хотя у нее непростое геополитическое соседство, и много завистников, я верю в будущее Азербайджана. Азербайджан должен прежде всего любить себя, доверять себе и продолжать идти по пути дальнейшего развития, благо уже много пройдено по пути прогресса и просвещения.
— И напоследок, что можете пожелать разбросанным по всему миру нашим соотечественникам?
— Я желаю, чтобы они никогда не были «чужими среди своих и своими среди чужих». Чтобы они всегда были счастливыми там, где живут, и, конечно же, не забывали свои «корни».
Беседовала
Ругия АШРАФЛИ
Бакинский рабочий.-
2013.- 5 марта.- С.4-5.