Радость и счастье

 

Публицистические заметки

 

 Окончание. Начало в №43 от 6 марта 2013 года

 

 На Олимпе власти

 В те годы из Азербайджана, как из передовой республики, часто направлялись  за рубеж специалисты из различных отраслей экономики, сфер науки и культуры. Хотя Гейдар Алиев уже работал в Москве первым заместителем Председателя Совета  Министров СССР и заседал в Политбюро, он продолжал следить за их успехами и радовался — каждый из них в меру наделенного таланта и способностей прославлял страну, укрепляя ее  престиж.

 Нахождение на Олимпе власти, то есть в составе высшего руководства страны, ничуть не повлияло на его отношение к своим возросшим ответственным обязанностям. По-прежнему Гейдар Алирза оглу Алиев отдавал  всего себя работе, трудился  с привычной для него прилежностью, показывая обширные знания и глубокое понимание существующих перед государством проблем. Людей, владеющих подобными качествами, и называют мудрыми.

 Не изменилось его отношение и к метро как к одному из видов городского пассажирского транспорта. Наоборот, границы его забот расширились, ибо по распределению обязанностей в Союзном правительстве транспортное строительство, наряду с другими важными направлениями, находилось в сфере руководства Гейдара Алиева. Но старая привязанность, тяготение к Бакинскому метрополитену у него сохранились, а с годами даже усилились.

 Первым объектом, в вводе которого в строй в 1970 году принял участие избранный год назад первым секретарем ЦК КП Азербайджана Гейдар Алиев, была станция «Улдуз», расположенная в районе сосредоточения многих крупных промпредприятий. За ней, побив все  прежде достигнутые сроки, устанавливая своеобразный рекорд в 1972 году, последовательно вводятся в эксплуатацию сразу три станции — «Азизбеков», «Гара Гараев» и «Нефтчиляр». Они связали центр Баку с крупнейшим жилым массивом «8-й километр» с населением, равным числу жителей одного областного центра России, решив  транспортную проблему. Это был факт невиданного доселе ускорения в строительстве метро. Впрочем, ради справедливости  скажем, что метрополитен не был счастливым исключением. Помнится, тогда у меня, как у бывшего морского офицера, возникло образное сравнение — будто новый капитан, поднявшись на мостик корабля, приказал поднять все паруса, и корабль помчался по намеченному курсу вперед, преодолевая сопротивление волн взволнованного моря.  Эта энергия Гейдара Алиева  наполнила метрополитеновцев деятельной силой, направленной на долгожданные  преобразования в республике.

 При новом руководстве в Азербайджане происходили изменения к  лучшему и в других секторах экономики. Так было, к примеру, со строительством первой очереди Куринского водопровода, прокладка которого уныло и бесперспективно тянулась в течение ряда лет. По указанию руководителя страны на объекте был создан штаб с включением в его состав первых лиц всех причастных к нему организаций и предприятий.  Закипела напряженная работа на очистных сооружениях, расположенных на побережье Куры. Всюду — вдоль трассы водопровода, на предприятиях — поставщиках материалов и железобетонных и металлических конструкций и т.д., возродилась  напряженная двухсменная работа… Через год-полтора водопровод был задействован, что улучшило водоснабжение  населения Баку.

 Можно привести и другие примеры оживления в обществе. Однако это уже другая обширная тема, подробно раскрытая писателями и журналистами. Акцентируем внимание лишь на том факте, что метростроители и эксплуатационники метро в лице Гейдара Алиева обрели  деятельного, неутомимого, смотрящего в будущее опекуна, руководившего их действиями. Его благоприятствование, содействие, выражающиеся и в прямой, и в косвенной  помощи, продолжались несколько десятилетий, буквально до последних дней его жизни.

 На юбилейной церемонии Т.Ахмедов заявил:

 — И в период Вашей работы на посту первого заместителя Председателя  Совета Министров СССР ни на минуту не прекращалась Ваша помощь строительству метро. Как результат этой  помощи, тысячи тонн чугунных тюбингов, отправленных вами в Баку, ускорили строительство последующих станций. В 1989 г. открыли свои двери для пассажиров станции «Халглар достлугу» и «Ахмедлы». А перед ними, десятью годами раньше и позже заработали станции «Бакмил», «Элмляр Академиясы», «Иншаатчылар», «20 Январ» и «Мемар Аджеми», в 1993 году начала функционировать станция «Джафар Джаббарлы»...

 История станции «Ахмедлы»

 С учетом установившейся хронологии вспомним и историю станции «Ахмедлы», которая начала действовать в 2002 году — в сложное время. У здравомыслящих людей логично возникнет вопрос: откуда взялись средства на завершение ее строительства? Я немного знаком с этим вопросом. В рамках чрезвычайной помощи вновь появившимся на карте мира странам Евросоюз выделяет  Азербайджану беспроцентную субсидию для возведения ограды по периметру Джейранбатанского водохранилища. Проезжая по шоссе Баку — Сумгайыт, вы можете увидеть мелькающие среди деревьев острые, как пики, бронзированные головки стальных стоек ограды. Представитель Евросоюза, турок по национальности, но гражданин Германии, приняв работу, намеревался вернуть оставшиеся 4,1 млн евро обратно. Инициативная группа, в число которой входили Ш.Эфендиев и Т.Ахмедов, сообщила об этом факте Президенту  Гейдару Алиеву. Моментально среагировав, он направляет  руководству Евросоюза  письмо с просьбой оставить эти деньги в Азербайджане, которые будут направлены на завершение строительства станции метро. В Брюсселе вняли обращению Президента, добившегося стабилизации общественной жизни в стране,  имеющего в мире высокий международный авторитет, и решили вопрос положительно.

 Соскучившиеся по серьезной работе метростроители, занятые вспомогательными  операциями по сохранению от  затопления и разрушения полуготовых объектов, трудились с небывалым энтузиазмом. Результат известен.

 

 Теперь можно уже поговорить и об архитектурном, художественном оформлении станций. Каждая из них должна получить свое лицо, индивидуальный облик, отличительные и  незабываемые черты, чтобы заслужить право называться подземным дворцом. Такова была  установка руководства страны. Как они становились культурными ценностями, и какой творческий труд в них вложен, можно понять из рассказа главного инженера «Бакметропроекта» Арифа Алиева. В качестве примера он взял станцию «Низами», введенную в строй в 1976 году.

 В первые месяцы бакинцы специально приезжали туда как в музей. Их привлекало  неповторимое оформление ее вестибюля.  На мозаичных панно, как живые, изображены любимые герои из поэм великого Низами. Их облики совпадали с представлениями посетителей, полученными ими при чтении произведений поэта. Это было настоящее искусство, возникшее благодаря удачному соединению неувядаемой живописи и такой же скульптуры. Создали их два выдающихся мастера – народный художник СССР Микаил Абдуллаев и народный архитектор СССР Микаил Усейнов.

 В то время молодой инженер Ариф Алиев привозил им чертежи будущей станции, чтобы мэтры могли трудиться, не отрываясь от творческих исканий. А вчерашнему выпускнику института, очарованному их дружной работой Арифу разрешалось понаблюдать, не обнаруживая себя. Иногда мастера тихо переговаривались, обсуждая эскизы, решая, какой из них повезти показать главе республики. Прислушавшись к их словам, любопытный Ариф уяснил, что Гейдар  Алиев поручил им это ответственное задание. Он, помимо всего обладающий познаниями в изобразительном искусстве и как человек с тонким чувством прекрасного, давал  авторам дружеские советы. Так был создан шедевр…

 Тот же главный инженер «Бакметропроекта» подтвердил, что проекты художественного оформления всех  строящихся станций Гейдар Алиев рассматривал лично. Нередко он предлагал поправки, подсказанные его художественным чутьем, благодаря чему эти  проекты становились более совершенными, полнее выражающими полноту явлений жизни.

 Как известно, иногда небольшие подробности, детали помогают восстановить картину прошедших событий и забытых историй. В речи на юбилее метро Гейдар Алиев озвучил одну такую деталь, сообщив, что  с тех лет у него сохранились графики первой, второй, третьей очереди его строительства. Потрясающий факт! В жизни у него были взлеты на вершину власти, было и падение, пришлось пережить и измену некоторых бывших соратников. Неизменной осталась лишь его вера в свой народ.

 Его большими и малыми делами он занимался с неизменной ответственностью, увлеченно, неусыпно, постоянно загружал себя до предела, добиваясь поставленных целей.

 Раз он убедился, что метро нужно населению, так он всеми мерами способствовал его строительству, какую бы должность ни занимал, где бы ни находился.

 

 — Сегодня я говорю об этом с чувством безграничной гордости, так как на протяжении долгих лет я внес большой вклад в строительство Бакинского метро и доведение его до нынешнего уровня, — сказал он, делясь воспоминаниями.

 А дальше сообщил, какие трудности приходилось преодолевать. Камнем преткновения во все годы существования советской власти оставались вопросы финансирования. Особенно сложно было с выделением средств для строительства метро, так как им занимались Центральный Комитет партии и правительство. Ежегодно глава республики выезжал в Москву,  энергично и напористо добивался выделения  нужных финансов.

 Вторая сложность заключалась в том, что требуемые тюбинги производились только в двух местах — Ленинграде и частично в Украине. А из этих тюбингов состоит металлический  каркас тоннелей — надежная, рассчитанная на века основа каждого метро. Их нет — проходка останавливается, так как не изолированный подземный коридор обваливался. Были случаи, когда из-за срывов их поставок строителям приходилось снимать тюбинги с действующих шахт и направлять их на изоляцию прорубаемых новых подземных коридоров. Иначе говоря, рискуя, приходилось из двух зол выбирать наименьшее, не считаясь с затратами в двойном размере. Все это досконально, со всеми подробностями знал Гейдар Алиев. Когда с переводом его в Москву он занял во властной иерархии один из высших постов, по его распоряжению Баку снабжался тюбингами с избытком.

 Тут следует отметить благородство и высокие моральные качества Гейдара Алиева, его государственный подход к делам. Ни в коей мере он не злоупотреблял своей властью и не действовал в ущерб  строящимся метрополитенам в других больших городах Союза. По его настоянию, вопрос рассматривался на коллегии Министерства транспортного строительства, кому подчинялись все предприятия, обеспечивающие подрядчиков и тюбингами, и всеми остальными материальными ресурсами. С введением финансирования по распоряжению Гейдара Алиева, все они нарастили производственные мощности и увеличили выпуск изделий, ритмично направляя их заказчикам. В общем, наметился подъем в метростроении по всему Союзу.

 Об этом  пространно, с подробностями рассказали руководители метро Москвы, Киева, Тбилиси, Ассоциации «Метро, АО «Московский вагоноремонтный завод» и «Мытищинский «Метровагонмаш», присутствовавшие на юбилейных торжествах в Баку.

 Особенно взволнованно и искренне выступили двое — директор московского вагоноремонтного завода Леонид Винник и Мытищинского «Метровагонмаша» Юрий Солдатов. Первый назвал решения, принятые на заседании от 23 декабря 1983 года  у первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Гейдара Алиева, историческими, так как после долгого ожидания и неоднократного откладывания открылось финансирование строительства нового предприятия. Второй же, преодолев бюрократические препоны, добился снятия  копии протокола этого заседания — настолько принятый тогда правительственный  документ пришелся ему по душе, — привез ее в Баку и вручил Таги Ахмедову с просьбой сохранить как музейный раритет. Ему тоже было за что благодарить Гейдара Алиева даже после истечения 19 лет. Своим решением он положил конец запутанному делу по строительству нового корпуса, названного отчаявшимися  заводчанами гордиевым узлом. Его решительность они сравнили с поступком Александра Македонского, по древнегреческой легенде разрезавшего туго сплетенный узел мечом, чтобы не терять время на его распутывание. Было открыто финансирование. В назначенный срок на новом производстве начался выпуск вагонов для метро более совершенной  модификации. Когда Бакметро обновляло свой подвижный состав, благодарные мытищинцы продавали бакинцам вагоны по цене, равной себестоимости. Наши метрополитеновцы на этом сэкономили несколько сот тысяч долларов. Так одно доброе  дело обернулось добром в другом.

 Встреча в самолете

 Меня растрогал эпизод, рассказанный Ш.Эфендиевым о силе духа Гейдара Алиева, его мужестве и достоинстве. Летом 1990 г., кажется, это было в июне или июле, его вызвали в одну высокую инстанцию в Москве. Рабочего дня не хватило для решения и согласования всех вопросов, пришлось прихватить  часть ночи, а ему срочно надо было вернуться в Баку. Наконец, закончив дела, в знак расположения к нему, хозяева подвезли его прямо к трапу готового к вылету самолета. Предупрежденная стюардесса показала место  в полутемном салоне — свет был только у дверей: первое место в первом ряду. Положив чемоданчик на полку, он собрался сесть. Вдруг из темноты раздался: «Здравствуйте, молодой человек!» Это было настолько неожиданно, что он опешил, но сразу узнал голос Гейдара Алиева. Отвечая как можно вежливее, поднял голову: во втором ряду, между двумя молодыми людьми крепкого телосложения, сидел он. Опомнившись, со словами «Извините, это не мое место», Шаиг пересел в кресло третьего ряда.

 — Садитесь, пожалуйста, на свое место, оно заказано для вас, — попросила подошедшая стюардесса.

 Отозвав ее в сторону, Эфендиев шепотом пояснил:

 — Знаете, кто во втором ряду сидит? Это — Гейдар  Алиев, самый уважаемый человек в Азербайджане. Он много лет руководил республикой, находился на высоком посту здесь, в Москве. Хотя сейчас он и не  занимает никакую должность, в народе его считают первым человеком. Таким будет он для нас всегда. Разве я могу сидеть впереди него? Мы так воспитаны…

 — Располагайтесь, где хотите, полуобернувшись, доброжелательно сказал Гейдар Алиевич, когда Шаиг встал у нового кресла. Лишь после этих слов он пришел в себя, успокоился, сел. Напряженное состояние постепенно проходило с началом расспросов. Гейдара Алиевича интересовало все: когда Эфендиев получил повышение, став начальником «Бактоннельстроя», переименованного потом в АО «Азертоннелметротикинти», где сейчас прежний его руководитель Абдулрагимов. Услышав, что он скончался, опечаленный Гейдар Алиев произнес: «Хороший был человек. Аллащ рящмят елясин!» Потом разговор пошел о строительстве метро. Вспомнили многих инженеров, руководивших проходкой тоннелей, о пусковом комплексе восточного направления строящейся третьей очереди от станции «Нефтчиляр». Это сообщение обрадовало его: «Да, надо строить. Метро должно идти в рост. Роль подземного транспорта очень важна народу…» За беседой незаметно прошло время полета. Удивляло Эфендиева то, что заведомо ложно обвиненный Горбачевым в несуществующих грехах, находясь в опале, покинувший Москву навсегда, Гейдар Алиевич оставался стойким, неустрашимым и думающим о делах в республике…

 

 Метрополитеновцы всем миром утверждают, что у общенационального лидера было особое отношение к их отрасли. Не оспаривая их горделивую убежденность, считаю необходимым вслед главе государства перечислить ее достоинства, на основании которых выработано положительное мнение о ней. В совокупности они сводятся к тому, что в метро перевозка пассажиров организована  быстро, бесперебойно и безопасно. Благодаря тому, что своевременная доставка людей к местам назначения твердо и безусловно гарантирована, там у граждан не бывает суеты, огорчений и обид. Если пассажир, сойдя с эскалатора, не успеет войти в вагон тронувшегося поезда, не будет беспокоиться, паниковать, ибо знает, что через  две-три минуты подойдет очередной состав…

 Такие возможности создают в метро особую атмосферу доброжелательности между людьми, вежливости и уважения. Там не слышно ни громких и грубых выражений, ни взаимных претензий. Все это показатели высокой культуры поведения.

 В условиях рыночной экономики весь наземный пассажирский транспорт перешел в частные руки. По сравнению с прежними временами там тоже поднялась культура. Однако, признаться, он не дотягивает до уровня метро.  Перед его поездами не образуются надоедающие  всем  бесконечные пробки, они двигаются прямо, им не требуются  обходные пути.

 Немалое число жителей Баку имеет собственные авто. Но если взять во внимание скорости передвижения по городу, частники проигрывают метро. С другой стороны, большинство горожан не имеют достаточных средств купить автомобиль. А метрополитен служит в равной степени всем, народу, он безопасное, быстрое и комфортабельное транспортное средство малообеспеченных слоев населения.

 В подобных рассуждениях раскрывается деятельная и жизнелюбивая личность общенационального лидера Гейдара Алиева. Свою жизнь он полностью, без остатка посвятил благу народа, его счастью, в том числе  созданию четко действующего метро.

 Судя по его речи на 35-летие Бакметрополитена, которую наши современники воспринимают как одно из его завещаний, заботливость общенационального лидера о народе  простирается дальше и после его кончины. Прочитайте, пожалуйста, какими пророческими словами, предугадывая и определяя его будущее, Гейдар Алиевич заканчивает свою речь: «Мы должны хранить, беречь, развивать его (то есть Бакметрополитен — ред.). Эта наша общая задача. Но  этого мало. Нам необходимо продолжать строительство метро… Иншаллах, в предстоящие 3—4 года доходы Азербайджана значительно возрастут. Хочу отметить, что необходимо обязательно использовать  эти доходы для продолжения строительства Бакинского метро. Я буду осуществлять это, и думаю, что людям, которые придут к руководству  после меня, также непременно следует делать это».

 Все заранее продумал и предвидел своей прозорливостью  Гейдар Алиевич! Нынешнее руководство Азербайджана во главе с Президентом Ильхамом Алиевым неуклонно и твердо идет по указанному пути. На основе утвержденной главой государства программы  строительства Большого Бакинского метро на 20 лет, разработаны Концепция и Госпрограмма развития городского метро на 2011—2015 годы. Будущая сеть Бакметрополитена будет состоять из 5 линий — 2-х действующих ныне и 3-х дополнительных. Запланировано построить 53 станции и 84,3 километра новых подземных трасс. К концу указанного срока Большое Бакинское метро будет состоять из 76 станций и 119 километров путей, с охватом самых дальних районов столицы. Услугами метро  будут пользоваться новые сотни тысяч пассажиров.

 Как выполняется намеченное, рассказал заместитель председателя АО «Азертоннелметротикинти»  Игорь Ханкишиев.

 В прошлом году объем выполненных работ возрос в 2 раза, освоено 325 млн капитальных вложений, — рекордная сумма! —  что означает их удвоенный рост. А проходка новых тоннелей ведется с применением новейшего тоннельно-проходческого механизированного комплекса (ТПМК) фирмы  Herrenkecht AG (Германия). Пройдено уже 3600 метров. Одновременно строятся две станции «Автовокзал» и «Аджеми-2». С участием специалистов метростроения Франции, Чехии и  Кореи создан международный консорциум…

 Так замыслы общенационального лидера Гейдара Алиева успешно воплощаются в новых масштабных  делах.

 

 Ахмед ГАМЕДОВ

 

Бакинский рабочий.- 2013.- 7 марта.- С.3-4.