Врач, о котором мечтают
Социологи, проводя опрос среди населения, определили 10 признаков хорошего врача, того, кому можно доверить базовую основу жизни — здоровье. Каковы же его «приметы», независимо от специализации?
Вот краткий их перечень: он выслушивает вас внимательно, не перебивая и не поглядывая на часы, вникает во все нюансы не только вашего недуга, но и образа жизни, обязательно учитывает результаты сделанных ранее исследований, не прописывает лекарство, которое нужно купить непременно в определенном месте и у определенного продавца, подтверждает свою квалификацию документальными свидетельствами. Если у пациента серьезная болезнь, обязательно дает свой контактный телефон, не объявляет себя «узким» специалистом», объясняет пациенту, почему делает те или иные назначения, не назначает лечение слепо, полагаясь только на результаты УЗИ или томограммные исследования, сопоставляя их с результатами других обследований, щепетилен и деликатен в финансовых вопросах.
И главное, учится и совершенствуется в своем деле всю жизнь.
Несомненно, что попасть к такому врачу — большая удача, особенно, если найдешь его после многих неудачных обращений к равнодушным и бездарным врачам. Пациенты врача высшей категории, невролога, иглорефлексотерапевта, первой женщины-мануалиста в Азербайджане Назакет Сулеймановой, пройдя у нее лечение, относят себя к категории именно таких удачливых людей и пишут об этом в двух толстенных книгах отзывов, в которых благодарят ее за возвращенное здоровье. А еще они посвящают ей стихи. В ее кабинете я видела книги стихов известных наших поэтов, в которые вошли и строчки, посвященные таланту Назакет ханум. Она и сама пишет. Ее статьи на медицинские темы периодически публикуются в специальных журналах. Более того, она является автором интересной книги о своих знаменитых предках «Няслини таны» («Познай свой род»). Будучи членом партии «Ени Азербайджан», Назакет ханум ведет и общественную работу на посту председателя женсовета больницы №5, стремясь оказать помощь женщинам-коллегам в решении бытовых проблем. В тот день, когда я встретилась с Назакет ханум, она как обычно вела прием пациентов, как всегда внимательно выслушивала их. Выкроила несколько минут и для корреспондента «БР».
— Назакет ханум, хотелось бы узнать, каков ваш стаж работы?
— Я работаю вот уже 41 год, и за это время накопился немалый опыт, который помогает достичь главной цели врача — положительных результатов в лечении больных.
— Интересуетесь ли вы достижениями мировой неврологии?
— Я постоянно работаю над собой, пополняю свои знания и с этой целью прослеживаю по Интернету новости неврологии, а также где и какие намечаются международные конференции по интересующим меня темам. Неоднократно участвовала в конференциях по вертебробазилярной патологии (нарушение кровообращения задней черепной ямки, вызывающее сильные головокружения и другие явления), депрессиям, остеохондрозу и другим болезням в Зальцбурге, Москве, Амстердаме, Мюнхене, Стамбуле, Баку и в Габале. Обычно в завершение этих медицинских форумов врачи из разных стран, обмениваясь опытом, рассказывают о своих методах лечения, и нередко зарубежные коллеги удивляются тому, что азербайджанские врачи не только используют тот арсенал медикаментозных методов лечения, которыми пользуются на Западе, но и в чем-то опережают их, обращаясь в своей практике одновременно к восточной и западной медицине и используя их возможности.
— Мне интересно, какие конкретно методы восточной медицины вами применяются?
— В частности, иглорефлексотерапия, прижигание активных точек, точечный и баночный массаж и другие. При лечении широко распространенного в наши дни остеохондроза позвоночника, который приводит к различным осложнениям, мы применяем дополнительный метод паравертебральных инъекций.
— А как давно они вошли в вашу практику?
— Более 25 лет тому назад, после того как я по направлению Минздрава республики изучала несколько месяцев восточную медицину в Симферополе, а метод мануальной терапии — в отделении мануальной терапии в клинике при областной больнице в Запорожье у известного мануалиста и вертебролога Келлера. Вернувшись в Баку, я стала пионером этого метода в Азербайджане.
— А кто-то еще применяет его у нас в республике?
— В нашей больнице, в частности, в отделении неврологии немало врачей с большим опытом работы, которые с удовольствием делятся своим опытом, и я в числе их. Отрадно, что наши молодые врачи охотно перенимают наш немалый опыт, осваивают прогрессивные методы лечения. Им хочется быть достойными специалистами, ведь цель каждого врача — облегчать страдания больного, успешно лечить их.
— А много у вас стационарных больных?
— У нас сейчас для них созданы очень хорошие условия, при которых они получают всестороннее лечение, внимание. В последние годы мы уже не отправляем больных за каким-то лекарством, потому что сейчас больница очень хорошо обеспечена медикаментами. Кроме того, если больной нуждается в дополнительной консультации других специалистов, мы это организуем и включаем в общее лечение. Что касается питания, то оно у нас тоже хорошее, трехразовое. Больные знают об этом и стремятся попасть к нам. Поэтому в связи с этим сейчас у нас туговато с местами, и многим приходится дожидаться своей очереди.
— Назакет ханум, у вас в кабинете я обратила внимание на необычную фотографию. Видно, что она старинная, кто эти люди, запечатленные на ней?
— Этой фотографии 110 лет. На ней мои предки во главе с Султан Меджидом Ганизаде — известным писателем и просветителем. Многие из его потомков получили в основном медицинское образование. Среди них известные у нас врачи — братья Эфендиевы, обучавшиеся во Франции и Англии. У меня самой муж медик, и две мои дочери врачи, и невестка, многие другие родственники. Только сын Эльнур пошел по другой линии. Он получил два высших образования и сегодня является генеральным директором крупной московской страховой компании «Согласие», принадлежащей Михаилу Прохорову.
— Я слышала вы дважды были в Мекке, каковы ваши ощущения, впечатления?
— В нескольких словах их не передашь, хочется только пожелать, чтобы и другие испытали такие же сладостные чувства, какие пережила я. Они также заряжают меня необходимой для работы энергией.
— Вы, наверное, уже прошли врачебную сертификацию. Мне интересно, какие у вас результаты?
— Набрала сто из ста очков.
— Назакет ханум, у вас большой объем работы, что же вам помогает держаться в тонусе?
— Во-первых, моя семья, мои дети и, конечно, счастливые лица моих пациентов. Это мой стимул, допинг.
Интервью вела
Франгиз
ХАНДЖАНБЕКОВА
Бакинский рабочий.-
2013.- 8 марта.- С.5.