Почему американский NED и прочие зарубежные организации не устраивает независимая политика Азербайджана?

 

 В последние несколько дней одной из наиболее активно обсуждаемых тем в азербайджанском информационном пространстве стала тема т.н. спонсирования некоторыми международными организациями протестного движения в стране.

 Некоторые комментаторы называли конкретные суммы, а бывшие руководители некоторых структур подливали масла в огонь, распространяя агрессивные сообщения в адрес азербайджанских властей.

 Собственно, в самой оппозиционности ничего предосудительного нет — это дело выбора граждан нашей страны, поддерживать власть или оппозицию.

 Однако когда пристрастность демонстрируется международной организацией, претендующей на объективность,  возникают вполне справедливые вопросы наподобие тех, которыми задался недавно правозащитник Эйнулла Фатуллаев.

 В качестве примера отметим, что в опубликованном американским Национальным фондом демократии (National Endowment for Democracy — NED) итоговом отчете грантов, выделенных в 2011 г. организациям из Азербайджана, фигурируют названия организаций, подавляющее большинство которых — оппозиционные.

 Справка: «Национальный фонд демократии» (также известен как «Национальный фонд поддержки демократии»; англ. National Endowment for Democracy) — американская организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Своей миссией фонд называет «содействие становлению и развитию демократии и свободы во всем мире». По официальной информации, предоставляет гранты (денежные субсидии) исследователям в области «развития демократии и прав человека» в зарубежных странах. Финансируется американскими властями.

 Как говорится на сайте правительства США, ежегодно на выделяемые Конгрессом средства фонд финансирует сотни грантов на поддержку «демократических кругов» в Центральной и Восточной Европе, Азии, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке и Евразии.

 В 2011 году 25 НПО в Азербайджане получили гранты от 25 до 186 тыс. долларов на 26 проектов от этого американского фонда. Общая сумма финансовой поддержки, выделенная NED, составила 1,21 млн долларов.

 При этом, если определенная часть проектов в своем описании не афиширует свою направленность  на поддержку оппозиционных сил (ограничиваясь лишь «демократическими» формулировками), некоторые подобной ангажированности и вовсе не скрывают.

 Так, в описании проекта Центра национальных и международных исследований, под который было выделено 69,4 тыс. долларов, указывается, что «программа будет направлена на устранение последствий правительственной пропаганды… тем самым служа укреплению общественного доверия к демократическому потенциалу Азербайджана».

 Что значит правительственная пропаганда в понимании «демократов» из NED? Любое сообщение азербайджанских СМИ о позитиве в общественно-политической или экономической жизни страны или что-то другое? Что это вообще за противопоставление себя правительству другой страны?

 Одновременно в описании проекта общественной ассоциации «Юридическая помощь», под который было выделено 33,5 тыс. долларов,  говорится о том, что организация будет проводить на американские деньги «семинары и предоставлять  правовую экспертизу по борьбе с жестокостью полиции и беззаконием».

 

 Тут уместно было бы отметить, что речь, по всей видимости, идет о пресечении несанкционированных акций протеста, которые пресекаются силами правопорядка в соответствии с законодательством страны. Интересно, спонсирует ли NED аналогичные проекты у себя на родине, где, как известно, акции нередко разгоняются с применением специальных средств и техники и с митингующими не особо церемонятся (при желании эксперты NED могут найти с десяток ссылок на новости об этом только за прошлый год)?

 Тут же и печально известный проект «Клуба по правам человека» (Human Rights Club),  которому были выделены средства на «особый пиар» ситуации вокруг прав человека в Азербайджане накануне «Евровидения-2012». В действительности же имело место сплошное очернение страны в западных СМИ при поддержке и по инициативе того же Клуба и еще одного «любимчика» NED — Института свободы и безопасности репортеров (IRFS), который, кстати говоря, получил на свои проекты только в 2011 году около 100.000 долларов только от одного этого донора.

 Таких проектов на сайте NED вполне достаточно, чтобы понять, кого именно спонсируют эти заморские радетели демократии. Правда, бюджеты почему-то приведены лишь за 2011 год… Не помешало бы поработать над транспарентностью и предоставить более актуальную информацию.

 Также важно подчеркнуть,  что все это примеры лишь одного зарубежного донора,  в то время как подобное финансирование оказывается и со стороны иных зарубежных организаций и фондов.

 Складывается впечатление, что «паролем» для получения финансов от подобных структур является громогласное заявление о своей резкой оппозиционности. Никаких намеков на нейтральность (не говоря уже о поддержке курса властей) тут быть не может — ответ будет однозначным: «В финансировании отказать».

 Не случайно на сайте NED среди получателей грантов вы с легкостью обнаружите оппозиционные движение REAL и информагентство TURAN. Но вряд ли найдете кого-либо, кто не был замечен в оппозиционном лагере.

 Об этом свидетельствуют и слова председателя Союза студенческих и молодежных организаций Азербайджана (ССМОА) Шахина Исмаилова. По его словам, эта организация никогда не сотрудничала с NED, поскольку на все свои обращения получала лишь отказ.

 Глава Организации интеграции азербайджанской молодежи в Европу (AGAT) Гюльсель Сафарова также сообщила, что с NED сотрудничества не было и нет.

 Аналогичную информацию предоставили и в Общественном объединении  «Ирели».

 И сколько после этого не говори о том, что все обвинения в адрес подобных международных доноров в их ангажированности и спонсировании протестных настроений — это неправда, в подобные оправдания верится с трудом. Ведь достаточно просто взглянуть на список адресатов грантов на сайте NED, и все становится ясно — объективностью здесь и не пахнет.

 Так каковы же цели всех этих «заморских» организаций? Как уже отмечалось выше, оппозиционность или провластность — дело каждого отдельного гражданина, и винить кого-либо за его гражданский выбор было бы абсурдно.

 Однако подобная избирательность международных доноров, активно поддерживающих лишь одну сторону, наталкивает на определенные размышления.

 Выходит, что поддерживая оппозицию и «толкая» ее к власти (а других целей, кроме как прийти к власти, у оппозиции быть не может), зарубежные силы, по сути, вмешиваются во внутриполитические процессы в Азербайджане.

 

 Стремясь привести к власти силы, которые будут им «должны» в буквальном и фигуральном смыслах, они, по сути, стремятся создать здесь режим, который будет «плясать под их дудочку».

 Чем чреваты подобные сценарии мы уже видели на примерах других государств.

 Азербайджан не был и не будет страной, которой управляют, дергая за ниточки из-за рубежа, и это, несомненно, не устраивает некоторые центры силы. Но, что поделать — здесь подобные варианты не пройдут.

 Аналогичного мнения придерживаются и эксперты.

 Различные международные организации, производя отбор НПО и политических партий, деятельность которых они собираются финансировать, как правило, руководствуются интересами стран, которые они сами представляют, а также принципом «должны плясать под нашу дудку», — считает член комитета по правовой политике и государственному строительству Милли Меджлиса Чингиз Ганизаде.

 По его мнению, в число таких международных организаций входит и располагающийся в Вашингтоне Национальный фонд демократии (National Endowment for Democracy — NED).

 «Я сам в течение 14 лет возглавляю созданную мной, зарегистрированную в 1999 году неправительственную организацию «Комитет демократии и прав человека». Так вот, если, скажем, будет объявлен конкурс на реализацию новых проектов, и мой проект будет более профессионально подготовленным и в большей степени соответствующим требованиям сегодняшнего дня, чем у других, то все равно, подобные международные организации в любом случае предпочтут выделить финансовые средства структурам, которые будут плясать под их музыку», — отметил он.

 По словам Ч.Ганизаде, такие международные организации имеют свой определенный интерес к общественно-политическим процессам в Азербайджане.

 «Если задаться вопросом, откуда эти интересы возникают, то необходимо отметить тот факт, что в последние годы глава нашего государства проводит абсолютно независимую политику, основанную на национальных интересах. Наша страна проводит политику неприсоединения к военным блокам и старательно обходит стороной сговоры, идущие вразрез с национальными интересами Азербайджана. Мы ни на шаг не отступаем от занимаемой нами конкретной позиции по урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Естественно, все эти принципы, которых строго придерживается руководство нашей страны, не устраивают NED и другие международные организации, финансирующие деятельность различных структур и организаций», — подчеркнул парламентарий.

 По его словам, причиной этого служит обстоятельство, что сами эти международные организации не являются свободными и служат политическим интересам определенных сил в странах, которые представляют.

 «То есть в соответствии с интересами этих сил, подобные международные организации финансируют определенных людей и организации. Так было и будет всегда. И поэтому мы стараемся принимать различные законодательные акты с целью осуществления и усиления контроля за поступающими в Азербайджан финансовыми средствами и воспрепятствования возможностям их использования не по назначению, в частности, в «грязных» политических целях», — сказал депутат.

 Отметим, что по инициативе Ч.Ганизаде в феврале текущего года Милли Меджлис принял поправки в законы «О свободе вероисповедания», «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)», «О грантах» и в Кодекс по административным правонарушениям, которые были рассмотрены в едином законодательном пакете. Инициированные им законопроекты предусматривают ужесточение штрафных санкций в отношении лиц и организаций, нарушивших законодательные акты, регулируют механизмы осуществления процессов оказания финансовой помощи и пожертвований НПО, религиозным структурам и общинам, а также политическим партиям.

 «Когда мы поднимали этот вопрос, то речь шла не только о помощи, оказываемой различным оппозиционным организациям и структурам другой политической направленности, НПО и партиям, а, в целом, об организации и осуществлении государственного контроля за поступающими в страну финансовыми средствами и за процессом их использования.

 По его словам, сегодня в Азербайджане действует целый ряд неправительственных и политических организаций, которым оказывается денежная помощь как из-за рубежа, так и из финансовых источников внутри нашей страны.

 «Тем не менее, за перечислением этих финансовых средств и их использованием не осуществляется государственный контроль. Также не отслеживается, в каком направлении, в каких целях эти деньги используются», — сказал Ч.Ганизаде.

 Он отметил, что практика осуществления государственного контроля за перечислением на счета всех НПО и политических партий финансовых средств широко применяется в различных странах, опыт которых и использовался при подготовке законопроектов, принятых 15 февраля 2013 года Милли Меджлисом.

 «Работая над подготовкой поправок в законы «О свободе вероисповедания», «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)», «О грантах» и в Кодекс по административным правонарушениям, мы серьезно изучали опыт других стран в этой сфере с целью приведения нашего законодательства в соответствие с их законодательными актами», — подчеркнул парламентарий.

 В частности, по его словам, был изучен опыт России и Великобритании в этом направлении.

 «В свое время, во время расследования террористических актов, произошедших в Москве во время просмотра мюзикла «Норд Ост» и в Беслане, выяснилось, что совершившие эти террористические акции радикальные религиозные и вооруженные группировки приобрели оружие и военную технику за счет денежных средств, перечисленных различным НПО из арабских стран.

 С этой точки зрения, принятые Милли Меджлисом законопроекты, предусматривающие ужесточение контроля за перечисляемыми различным НПО, общественным и религиозным организациям финансовыми средствами, направлены на обеспечение национальных интересов и государственной безопасности Азербайджана, а также  препятствование отмыванию грязных денег и финансированию терроризма.

 Я считаю, что это нормально. Правда, против этого выступают некоторые НПО и в ряде СМИ публикуются критические материалы в этой связи. Но мы учитываем пример других государств, и считаю, что в силу обеспечения чьих-то интересов в данном вопросе не стоит делать из мухи слона», — отметил Ч.Ганизаде.

 По его словам, в ближайшее время ожидается подписание главой государства принятых парламентом законопроектов, после чего они вступят в силу.

 

 Бакинский рабочий.- 2013.- 16 марта.- С.5-6.