Духовное начало в работах известного скульптора Джейн МакАдам Фрейд

 

Вчера в Gazelli Art House произошло, не побоимся такого определения, выдающееся событие в культурной жизни нашей страны. Презентация работ скульптора Джейн МакАдам Фрейд на выставке «Семейные ценности» значима не только тем, что позволит молодым азербайджанским художникам и в целом общественности ознакомиться с произведениями ведущего в данной области мастера, но и посредством этого замечательного и известного в мировом арт-искусстве человека популяризировать Азербайджан и культурные ценности нашего народа. Ведь  Джейн МакАдам Фрейд является внучкой основателя психоанализа Фрейда. Да, да, того самого Зигмунда Фрейда, с работами которого знакомо все прогрессивное человечество.

 О самих работах скульптора мы говорить не станем. Причина проста — невозможно передать словами всю ту гамму чувств, которая сконцентрирована в каждом произведении Джейн Фрейд. Их надо видеть. Видеть и прочувствовать. Тем более, что в каждой из работ заключена глубокая духовная ценность. И не зря название выставки «Семейные ценности», в него вложено сразу три смысловых значения. Во-первых, работы посвящены семье — не как ячейке общества, а как близости людей с единым духовным началом. Только так, по мнению автора, может функционировать полноценная семья. Во-вторых, формулировка раскрывает семейную принадлежность к миру искусства и науки, некую, в этом смысле, преемственность, присущую семье Джейн Фрейд. И, наконец, в некоторых работах отражено понятие конца жизненного пути, смерти самого человека, который продолжает существовать в произведениях, сотворенных им при жизни. А это и есть то, что называется духовным началом.

 К примеру, в некоторых своих произведениях Джейн Фрейд пытается разобраться и лучше понять своего отца — его внутренний мир, чувства и даже настроение, которым он обладал, когда создавал собственные произведения. Кстати, ее отца в мире искусства считают основателем портретного жанра. На выставке представлены также работы с портретом художницы и ее отца, в которых она проводит параллель и находит много схожих черт. Таким образом Джейн Фрейд дает понять, что ее отец продолжает жить в ней.  И не только на генетическом, но и на духовном уровне. А родство со своим прадедушкой Зигмундом Фрейдом передано в тех элементах скульптур, которые позволяют любующимся ими людям думать о вечном — о жизни и смерти, осознавать, что такое человеческое эго, чем так искусно апеллировал великий психоаналитик.

 Рассуждая об этом, Джейн Фрейд задалась следующими вопросами: может, это генетика? Может, именно от своего выдающегося предка скульптор унаследовала дар лучше понимать окружающих людей, осознавать мотивы их действий и поступков и передавать их в едва заметной и вместе с тем настолько выразительной мимике человеческих лиц в своих произведениях? Безусловно, творчество Зигмунда Фрейда наложило своеобразный отпечаток на ее стиль и непосредственно работы. Однако скульптор уверена, что не только на генетическом уровне, но и на духовном.

 Интересно, что при этом личная жизнь самого скульптора по определенным причинам не сложилась. Именно поэтому на вопрос «Что надо сделать, чтобы сохранить семейные ценности», она ответила хоть и полно, но с заметной грустью. «Я не тот человек, к которому, наверное, нужно адресовать этот вопрос, — сказала она. — Конечно же, я положительно отношусь к семейным ценностям, но так уж получилось, что у меня не сложилось… Не сложилось в классическом понимании этого слова. Кстати, именно поэтому я провела выставку своих работ в Италии, где, как мне известно, очень важны семейные ценности. Там уважают и чтут семью. Возможно, поэтому мои работы там воспринимались чуть ли не по-родственному».

 

Ответ Джейн Фрейд натолкнул журналистов на вопросы о том отразится ли на работах скульптора сам факт посещения Азербайджана и знакомства с нашей культурой. И услышанное поразило всех — оказалось, что Джейн просто изумлена культурой Баку. В Азербайджане она впервые, и самое яркое впечатление у нее сложилось от гармоничного сочетания восточной и европейской архитектуры фасадов столичных зданий. По словам Джейн Фрейд, Баку сочетает в себе архитектурные орнаменты Турции и России, представляя собой некое смешение стилей. По ее словам, нам удалось сохранить этот невообразимый колорит, чем сегодня не могут похвастать столицы других крупных государств. Что касается уровня художественной графики и скульптурных произведений, то Джейн Фрейд планирует изучить местные достопримечательности и посетить музеи, где она, уверена, узнает много интересного. Да даже на самой пресс-конференции она была просто поражена, узнав, что Азербайджан является первой в исламском мире страной, где вопреки канонам того же ислама появились художественные произведения с изображением человека. Благодаря Джейн Фрейд эта информация распространится по миру и будет услышана хотя бы потому, что об этом заявит столь известный человек. А сколько еще нового ей предстоит узнать о Баку, Азербайджане и нашей культуре, что она, несомненно, будет популяризировать в будущем?..

 

Рауф НАСИРОВ

Бакинский рабочий.- 2013.- 12 января.- С.1; 3.