Фан-клуб Кристофера Штрассера в Азербайджане представляет: «Плач по докладу»

 

Вынужден начать с давно подмеченного мною факта: критикующие Азербайджан  обладают куда меньшей склонностью и способностью к полемике, чем объект их критики.

 А уж когда начинают критиковать их или ставить под сомнение обоснованность  озвучиваемых ими аргументов, начинается  нечто невообразимое. Брызгание слюной и выпученные глаза, размахивание кулаком в воздухе  и громкие обвинения в продажности всех и вся, в том числе тех, кого еще вчера  считали примером для подражания — вот всего лишь небольшой арсенал действий критиков Азербайджана.

 Все это было проиллюстрировано не раз. Стоило какому-либо представителю оппозиционной партии высказать свое несогласие с ее генеральной, но, мягко говоря, не гениальной, политической линией, как в него начинали лететь комья обвинений в продажности.

 В том же, в продажности,  господа критики Азербайджана обвиняют независимых журналистов, посмевших высказаться супротив того, что делают и говорят оппозиционеры. Одним словом — продажны все, кто не с ними. Реанимация нео-большевизма достигает своего апогея, когда происходит крах ожиданий тех представителей  международных структур, что также поднаторели в критике нашей страны. Все это мы и увидели после того, как на зимней сессии ПАСЕ большинство депутатов  проголосовали против доклада, подготовленного докладчиком Кристофером Штрассером от имени Комитета по правам человека и правовым вопросам ПАСЕ.

 Солировал в исполнении заунывной критической песни сам Кристофер Штрассер. Он сделал громкое обвинение, которое обязательно должно было стать предметом разбирательства в ПАСЕ. По словам К.Штрассера, азербайджанская делегация в ПАСЕ предлагала депутатам Парламентской Ассамблеи провести отдых в нашей стране.

 Я конечно рад, что герр Штрассер счел Азербайджан самым привлекательным местом отдыха для столь большого числа европарламентариев, но что-то мне подсказывает, что все эти господа обладают достаточными финансовыми возможностями и независимостью в принятии решений, чтобы выбирать место отдыха по своему личному усмотрению.  Хотя, безусловно, все эти господа, на мой взгляд, должны объяснить Штрассеру, что врать нехорошо и демонстрировать свою предвзятость путем столь громких, но примитивных обвинений — тоже.

 Надо признать, что члены фан-клуба герра Штрассера  продемонстрировали недурственное умение петь хором. Настолько недурственное, что  Бурановским бабушкам может стать завидно. Какие слова звучали, какие вздохи разносились — Болливуд отдыхает. Мол, грусть-печаль нас  снедает, мол, закат демократии, все это, мол, несоблюдение прав человека. А потом — обвинения, ну как же без них.  Причем, не только в адрес Азербайджана, который, как ранее уже «спел» сам Штрассер,  «всех купил», но и в адрес всех тех депутатов ПАСЕ из различных стран Европы, что  имели  наглость выступить против доклада Штрассера. Таковых, напомню, было 125 человек.

 Наиболее звонко в этом хоре звучали голоса тех, кто сотрудничает с небезызвестной Нumаn Rights Watch. Эта организация появилась с  приходом в США к власти Администрации Президента Джимми Картера, объявившего защиту прав человека центральным элементом в своей внешней политике и взявшегося за «борьбу с коммунизмом».

 

 В Нью-Йорке  был образован Комитет по наблюдению за выполнением Советским Союзом Хельсинкских соглашений, который и называется сейчас  Нumаn Rights Watch. Как видим, политизированность этой организации была заложена изначально. Она была создана в качестве эдакой «дубинки-демократизатора», которой размахивают США перед носом стран, на которые хотят оказать давление. При этом и речи быть не может о том, чтобы подвергнуть сомнению вердикты этой структуры. Вас сразу же зачисляют в ряды «продажных»  или «врагов демократии».

 Самое интересное, что Нumаn Rights Watch, равно как и господа вроде Кристофера Штрассера, оценивают ситуацию с правами человека в Азербайджане в немалой степени благодаря определенным отечественным журналистам, правозащитникам и представителям СМИ. Которые, как выясняется, в подавляющем числе случаев финансируются из различных западных фондов. Круг замыкается, и причина столь стройного песнопения во главе с солистом Штрассером становится очевидной. Это — их выбор.

 Огорчает другое. А именно, та ожесточенность, с которой все эти господа, а иногда и товарищи, отметают право на несогласие с их вердиктами. Сразу же появляются статейки  маленьких гигантов отечественной журналистики, которые самолично решают,  кого можно считать правозащитником, а кого — нет. Вынужден напомнить этим ораторам, так часто и легко меняющим свою точку зрения, что чуть-чуть беременным быть нельзя. А еще я вынужден напомнить им, что больше всего радуется критике в адрес Азербайджана, и неважно, обоснована она или нет, армянская сторона.

 Официальный Ереван был бы рад перефокусировать внимание с убийства как минимум 10 человек, что имело место 1 марта 2008 года  при разгоне митингов армянской оппозиции, на проблемы Азербайджана. Поэтому так настаивали армянские депутаты в ПАСЕ на принятии доклада Штрассера. Кстати, до сих пор никто в Армении не понес наказания в качестве организатора этой бойни. Его «не нашли». В этих условиях обвинять в чем-то Азербайджан  можно, но при условии полного отсутствия совести.

 Ну и последнее. Наличие даже одного политического заключенного в какой-либо стране мира — удручающий и негативный факт. Но тут важно выявить, является ли таковым каждый из тех, кого называют политзаключенным? Мы же не раз становились свидетелями разборок между различными отечественными правозащитными организациями по этому вопросу. Плюс, нужно отойти от двойных стандартов в этом вопросе. Если уж назначают спецдокладчика по проблеме политзаключенных в Азербайджане, то пусть это сделают и в отношении иных стран.

 Нужно не допускать преследования за инакомыслие и в странах, которые взяли на себя функции менторов. Увы, как показывает практика, малейшая критика в их адрес  наталкивается на обвинения в предвзятости, на прочие, довольно серьезные и необоснованные обвинения. А это — попытка монополизировать право оценки ситуации с правами человека со стороны тех, кто сам себя назвал избранным и имеющим право на критику всех, без обязанности взгляда на себя в зеркало. Увы, эти силы обзавелись проводниками этих идей и в нашей стране. Но занимаемая ими позиция далека не только от истины, но и от желания ее поиска.

 И это видно в том числе и по хоровому исполнению плача по докладу Штрассера в Азербайджане.

 

 А.ГАСАНОВ

Бакинский рабочий.- 2013.- 26 января.- С.2.