Поступательное движение ускорилось

 

На предприятии ОАО «Азнефткимьямаш» подведены итоги 2012 года. Истекший год для предприятий машиностроения примечателен тем, что выпущено продукции больше прогнозного задания на 2,5 млн манатов. В результате и ее реализация выше намеченной программы.  Налицо поступательное движение. Однако если рассматривать показатели отдельно по заводам, то предстоит весьма пестрая картина с большим разнообразием результатов. Пожалуй, только председатель правления ДОАО «Сураханский машзавод» Ариф Бабаев да его коллега Эльдар Велиев, возглавляющий завод «Бакнефтемаш», могут сказать положа руку на сердце, что они сделали все возможное, чтобы справиться с повышенными заданиями.

 В конкурентной среде

 В качестве похвалы сураханцев следует сказать, что они работают спокойно, без лихорадочных рывков и срывов, устойчиво и стабильно, добиваются высоких результатов из месяца в месяц. Не злоупотребляя приведением цифр, скажем, что все они намного выше ста процентов, что, естественно, повлияло на общие итоги объединения, придало им радужные тона. На сегодня в отрасли нет другого такого  показательного предприятия.

 Его отличает еще одно преимущество. Несколько лет назад Сураханскому машзаводу вместе с другими предприятиями отрасли был вручен сертификат ведущего в мире американского нефтяного института (API), подтверждающий, что его основная продукция — глубинные штанговые насосы, откачивающие нефть из недр, по качеству соответствуют мировым стандартам. Необходимо констатировать, что со дня получения этого документа завод начал выпускать часть изделий с пометкой API, которая реализуется по повышенной цене. С того времени планка высокого качества продукции коллективом держится без снижения достигнутого уровня. Этот факт подтвержден при повторной проверке предприятия специалистами американского института. Согласитесь, он характеризует руководителей завода как людей ответственных, радеющих и за честь коллектива, и за достоинство страны. Другие же заводы объединения, благополучно сдав экзамены, не сумели воспользоваться своим правом под предлогом, что нет заказчиков на изделия отличного качества. А их надо искать. Как говорится, мать не разумеет пока дитя не заплачет.

 Тут на первый план выходит роль главы коллектива — директора Арифа Бабаева. Помнится, он лично  руководил подготовкой людей и производства к экзаменам API. В дальнейшем  он позаботился и настоял, чтобы завод участвовал в тендерах и победил соперников, заключил контракты на поставку глубинных штанговых насосов и пакеров, скважинное  газлифтное оборудование, клапанов-отсекателей  для фонтанирующих  скважин и т.д. Если и сегодня, спустя десятилетия после распада Союза, в России, Казахстане и в других странах СНГ помнят доброе имя Сураханского машзавода, то этой закрепившейся признательностью  коллектив прежде всего обязан своему директору. Он  олицетворяет его деловой авторитет.

 С каждым прожитым кварталом, с каждом годом  значение завода «Бакнефтемаш» повышается как среди азербайджанских нефтяников и буровиков, так и среди зарубежных покупателей его продукции. В разговорах промысловиков все чаще слышатся не лишенные скрытой тревоги восклицания: «Чтобы мы делами, если  бы не было «Бакнефтемаша!» Эти слова пронизаны глубоким смыслом. «Бакнефтемаш» представляет собой результат слияния четырех заводов, передислоцированных из центра столицы в поселок Забрат. Такое решение руководством страны было принято с целью оздоровления среды обитания людей. Попутно отметим, что оно воспринято населением с удовлетворением и исполнено машиностроителями с большим тщанием и умом, чтобы и на новом месте расположить демонтированное оборудование в соответствии с по-новому продуманной технологией  и так, чтобы ускорить выпуск продукции.

 Возглавляет самое большое предприятие отрасли, как уже сказано, Эльдар Велиев. Он относится к типу руководителей, которым покой только снится. Это самоотверженный подвижник, устремленный всеми своими помыслами вперед, настойчиво борющийся за  достижение высоких показателей на трудовом поприще. В тот день, когда я находился на заводе, его там не было. Но у меня не возникло сожаления, что не встретился с ним. Мне удалось обстоятельно побеседовать с его заместителем Али Дашдамировым. По его мнению, а также по моим собственным наблюдениям и заключению руководителей открытого акционерного общества «Азнефткимьямаш» Али Караханова и его заместителя Акифа Талыбова, на нынешнем этапе важнейшим является наличие заказов на вырабатываемую продукцию и ее сбыт. А трудовая и технологическая дисциплина на  заводах такова, что их коллективы способны и в состоянии изготовить любой заказ по их профилю. Лишь бы были заявки.

 Привлечение их — нелегкая задача. Поэтому-то ее решение должен возглавлять директор — первое лицо на предприятии,  то есть председатель правления ДОАО по рыночной терминологии.

 При определении деятельности Э.Велиева я использовал эпитет подвижничество, ибо тяжелую ношу обеспечения производства заказами Велиев взял на себя, несет ее напористо и упрямо, увлекая за собой маркетинговую и  другие службы. На вопрос, как с заказами на 2013 год, А.Дашдамиров заявил, улыбаясь, что на подведении итогов прошлого года директор проинформировал коллектив — заключены контракты с потребителями из России и Украины на 4 млн долларов — по два миллиона каждой стране.

 Удивительно, только недавно, несколько лет назад «Укрнефть» ничего не покупала. Большую организаторскую работу провел Э.Велиев, еще будучи директором другого завода. Никакие доводы  и убеждения не действовали на украинцев, они заупрямились и отказывались  покупать изделия бакинского  производства. Тогда рассерженный Велиев бесплатно отгрузил им один комплект колонной головки со словами: «Проверяйте, испытайте ее качество и надежность. Результаты сообщите». Убедившись в добротности изделия, украинские нефтяники заказали 50 комплектов  колонных головок. Теперь «Укрнефть» — одна из самых верных и надежных покупателей продукции «Бакнефтемаша»,потому что его директор не остановился на достигнутом, став инициатором организации пункта сбыта изделий в Киеве.

 Необходимую настойчивость и находчивость он проявил при заключении контрактов с туркменскими и российскими потребителями. Э.Велиев убежден: надо укреплять личные контакты с покупателями, входить в их положение, лучше знать их интересы и потребности.

 Вот я ставлю в пример коллектив «Бакнефтемаша», но меня могут упрекнуть: годовой объем производства он не выполнил.

 Тут требуется разъяснение — задание ему было увеличено на один млн манатов. За последние три года машиностроители ежегодно наращивали выпуск изделий  на один млн манатов, доведя объем с 9 до 12 млн манатов. 2012 г. оказался не подъемным по независящим от коллектива причинам. Одна из них в том, что все лето подача газа на производственные цели срывалась. Бывали и другие срывы .

 Но возьмем во внимание и такие факты: коллектив «Бакнефтемаша» изготовил и реализовал продукции столько же, сколько все вместе взятые предприятия отрасли, не считая Сураханский машзавод. Предвижу ремарку в том смысле, что он — объединенное предприятие, ему и карты в руки! Все правильно, но надо же организовать производство, заиметь заказы и продать готовую продукцию. Для их осуществления требуется соображать, иметь голову на плечах и не только — еще требуются воля, физические и моральные силы, чтобы не уставать в беспрерывных заботах. Ими и  заполнена повседневная, быстро текущая жизнь коллектива «Бакнефтемаша».

 Как уж сказано выше, он имеет заказы на новый год. У него большие планы: не менее 70 процентов продукции реализовать среди азербайджанских нефтедобытчиков и буровиков, а остальное оборудование отправить на экспорт. Открыта дорога для высококачественной продукции.

 Одновременно ведется работа по подтверждению сертификатов API, полученных заводами до слияния их в одно предприятие. Думается, и эта задача по плечу машиностроителям. Залогом является курс, взятый руководством предприятия на обновление станочного парка. Уже сейчас в механообрабатывающем корпусе сине-белыми  пятнами выделяются токарные и фрезерные станки. Дашдамиров пояснил, что на них осуществляются финишные операции по обработке изделий, чтобы придать им высокую точность и привлекательный товарный вид. В начавшемся году намечено за счет средств, зарабатываемых коллективом, дооснащать завод новейшими средствами производства. Решен и вопрос по  газоснабжению производства — завод своими силами проложил трубопровод на газоподающую станцию. Раньше он поступал по общей линии, обслуживающей население поселка Забрат, поэтому были перепады  давления.

 «Бакнефтемаш» имеет большой вес среди заказчиков, он относится к предприятиям тяжелого машиностроения. Ныне его номенклатуру составляют изделия 44 наименований. Если считать различные модификации, то их число приближается к сотне.

 Акцентируем внимание и на том, что постоянно идет процесс совершенствования производства выпускаемой на заводе продукции. Поставлена задача за счет собственных средств закупить около 80 металлообрабатывающих станков из того, что выпускается лучшими зарубежными компаниями Тайваня, Германии и России. Одновременно организована подготовка станочников из молодежи, прошедшей военную службу.

 На сегодня завод имеет солидное конструкторское бюро, возглавляемое доктором технических наук Мюрвадом  Керимовым. Он воспитанник Саттархановского конструкторского бюро, занимавшего в былые времена первое место в Союзе. Конструкторы разрабатывают проекты оборудования, рассчитанного выдерживать  чудовищное давление — 1050 атмосфер. Однако это тоже не предел, разработчики уже работают над проектом изделий, рассчитанных на 1500 атмосфер. Так планомерно и загодя готовятся машиностроители,  чтобы быть первыми в конкурентной среде поставщиков оборудования отечественным и зарубежным нефтяникам. По их желанию решено выпускать и коррозийностойкое  оборудование для тех промысловиков, которые  добывают нефть с большим содержанием серы. Возникнут другие пожелания, уверен, они тоже будут удовлетворены. Так, только так, а не иначе можно завоевать достойное место под солнцем рыночной экономики, в которой одной из движущих сил является конкуренция.

 Своя ноша не тяжела

 Обязанности первого лица достойно несет директор Забратского машзавода  Сираджетдин Гасанов, не признающий трудностей, преодолевающий их предусмотрительностью. Заказы по изготовлению металлоконструкций он  искал  и находил среди строителей, железнодорожников, метрополитеновцев, на крупнейшем заводе России  «Уралмаше», слетал даже за Полярный  круг в Ханты-Мансийск и т.д. Таким путем он держит завод на плаву, обеспечивает заработками  немалое число людей. Правда, он сейчас на лечении в Турции. Пусть и добрые слова, сказанные через газету, послужат ему лекарством, чтобы он скорее выздоровел  и  занял свое место в коллективе.

 С годовым планом справились производственники  ДОАО «Балаханский машиностроительный завод», возглавляемый Сахаватом Аббасовым. В общении  с нефтяниками объединения «Азнефть» он настойчив и добивается новых заказов на изготовление  лопастных долот, калибраторов, метчиков, фрезеров, ловителей и др. продукции.

 На фоне этих примеров организованного производства, умения людей вписываться в возникающие условия рыночной экономики, проявляющих активность, настроенных совершать реальные полезные дела, в ДОАО «Завод «Бакинский рабочий» встретился с грустно настроенным директором Солтаном Мамедовым. Ему есть от чего впасть в меланхолию: задание по выпуску товарной продукции в декабре выполнен лишь на 20 процентов, а годовой на 47,7 процента.

 Свыше 1,5 года С.Мамедов директорствует на новом месте. За это время светлым явлением стала реализация агрегата «АзИНМаш-100», применяемого при бурении новых скважин и капитальном ремонте действующего фонда. Вырученные деньги пошли на выдачу зарплаты работникам, на  выплату налогов и за материалы. Других  заказчиков не было. Диву даешься, почему их нет, так быстро они свернулись, будто ножом отрезали. Желая понять эту проблему, приведшую некогда передовой завод, объединенный со своим собратом КМЗ, а теперь стало худшим в отрасли, задавал директору вопросы, опираясь на знания и опыт передовых предприятий, о которых рассказано выше.

 — С кем-нибудь из руководителей-заказчиков вы встречались, беседовали? Участвовали в выставках, презентовали свои изделия?

 При каждом вопросе С.Мамедов отрицательно качал  головой. Потом, что называется, раскрылся:

 — Интернет же есть, помещаем там информационный материал.

 — Интернетом, вероятно, не хуже вас пользуются и Эльдар Велиев, и Саджетдин Гасанов, и Ариф Бабаев. Все же на первое место по важности они ставят личные контакты, общение с заказчиками.

 — Не я, он бывает у нефтяников, — кивнул Мамедов в сторону молча сидевшего нового своего заместителя Мансура Талыбова.

 Он сообщил, что ездил в Казахстан, узнал, что их нефтяники собираются приобрести около 200 станков-качалок. Побывал Талыбов и в компаниях, добывающих на старых площадях нефть на долевых началах с «Азнефтью»: Нефтчале, Бинагады, Ширване и др. Всем им нужны подъемники УПТ-32 и УПТ-50. Лишь одно условие — они должны убедиться, что эти механизмы надежны, действуют безотказно. Тогда только они пойдут на заключение контрактов…

 Услышав данное заключение, директор заулыбался:

 — Убедились, заказы будут, завод выйдет из отставания…

 Как говорится, дай Бог,  неразбериха на одном из предприятий, состоящем из двух бывших заводов, слишком затянулась и тянет отрасль назад…

 Еще приведу два примера, показывающие поступательное движение. Речь пойдет  о двух институтах  АзИНМаше, чей авторитет среди нефтяников Союза был неоспоримо высоким, а после его распада из-за отсутствия заказов оказавшегося в отчаянном положении. Такая же незавидная участь была у коллектива  Института технологии машиностроения.

 — Теперь у нас все нормально, — сказал директор АзИНМаша Азиз Алиев, года два назад назначенный на эту должность. — По финансам долгов нет, зарплату выдаем своевременно. Заказы получаем от нефтяников республики, в личном общении связи с ними укрепляем…

 

 Самое главное, гвоздь вопроса в том, как находить заказы. По утверждению А.Алиева, институт не всегда ждет, когда промысловики обратятся к ним. В институте сохранились еще опытные конструкторы, технологи и инженеры, там есть хорошо оснащенное производство и испытательные стенды. Они, глубоко разбираясь в нефтедобыче и бурении, метким глазом подмечают, где у добытчиков «черного золота»  сложности и делают заключение, как их преодолеть. Со своими  предложениями они обращаются к техническим службам нефтяников, убеждают их в необходимости применения новых инструментов и оборудования. Зачастую руководители «Азнефти» соглашаются с расчетами и  предложениями высококвалифицированных специалистов АзИНМаша и оформляют заказы. Так была достигнута договоренность, к примеру, насчет разработки  проекта и изготовления нового более производственного инструмента по очистке труб скважин от отложения парафина. В самом деле, это более короткий путь технического прогресса, и он оказался эффективным для обеих сторон. Институт имеет заказы и в новом  году.

 Судьба Института технологии машиностроения напоминает стечение обстоятельств, в каких находился АзИНМаш. Надо было выжить, сохранить специалистов, поддержать их, чтобы они не теряли квалификацию. Его директор  Эльман Алиев сообщил, что всюду искал заказы, не чураясь  непрофильных заданий. Они поступали от компаний  «Бакселл» и «Азерселл», из объединения «Азнефть» и т.д. Были выполнены заказы треста «Нефтегазстрой» на изготовление   бурильных долот, Сумгайытского цементного завода и др.

 Недавно забрезжил свет, что называется, с востока — в институт обратилось руководство китайской компании СНАДОНГ… с предложением запроектировать и изготовить установку для закалки  глубинно-насосных штанг, применяемых при откачке нефти из недр. По словам Э.Алиева, переговоры были сложными, однажды они затянулись до трех часов ночи. В конце концов было достигнуто взаимопонимание. Стоимость заключенного контракта — 2,5 млн долларов. Сейчас коллектив института работает над его выполнением. В будущем, когда будет готов и утвержден  проект, на этапе практического изготовления установки в работу включатся «Бакнефтемаш» и Забратский машзавод.

 Так, взаимодействуя, вперед двигается вся отрасль.

 

 Ахмед ГАМЕДОВ

Бакинский рабочий.- 2013.- 26 января.- С.4-5.