Общество и культура

Тариэль Эйбатов: «В новом естественно- историческом музее будет функционировать зал антропологии, эволюции человека»

 

Естественно-исторический музей имени Г.Зардаби Института геологии и геофизики Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)  как самостоятельная организация  начал свою деятельность 1 января 1937 года, отделившись от Азгосмузея, и его первым директором стал выпускник Санкт-Петербургского университета герпетолог Рагимбек Джафаров.

Первоначально музей был основан в 1920 году и начал свою деятельность как краеведческо-педагогический кружок. Позже он функционировал при различных организациях министерств культуры и просвещения. В 1937 году, отделившись от Госмузея,  учреждение  было включено в состав Азербайджанского филиала Академии Наук СССР, а в 1945 году — в состав Института геологии. Этот очаг науки и культуры нашей страны является не только центром культурного и научного просвещения, но также играет важную роль в развитии туризма в республике. Недавно в рамках научного обмена опытом сотрудники этого заведения побывали в американском городе Лос-Анджелес (штат Калифорния), где договорились выставить экспонаты музея для ознакомления с ними американцев и привезти, соответственно, в Азербайджан останки тамошней древней фауны (найденные в местности под названием Ранчо Ла-Брея) и ознакомить с ними азербайджанских любителей природы. Мы встретились с директором  естественно-исторического музея Тариэлем Эйбатовым и попросили рассказать о планах развития этого учреждения.

— По роду профессии вам часто приходится встречаться с зарубежными учеными-биологами. Недавно вы побывали в естественно-историческом музее в Калифорнии и его филиале музее Ранчо Ла-Брея.  Можете сказать, в чем мы их опережаем, а в чем, например, уступаем им?

— Да, мы сейчас пытаемся наладить обмен опытом и экспонатами с лос-анджелесскими музеями. Прошли у них стажировку, ознакомились с их методиками. И вы правы, утверждая, что в чем-то мы их опережаем, а в чем-то и уступаем. Получилось так, что в плане определения индивидуального возраста, биохимии, изучения микроструктуры костей и зубов ископаемых  позвоночных мы их опередили. Они этим еще не занимались. У них нет таких методик и оборудования. Благодаря тому, что останки бинагадинских животных пропитаны битумом, в них  полностью сохранились органические вещества, позволяющие  изготавливать декальцинированные шлифы. Результаты этих исследований  включены в отчеты Института геологии и геофизики НАНА и подготовлены серии публикаций на эту тему.

Тариэль муаллим, разве им неизвестен возраст животных в их музее?

— Одно дело абсолютный возраст, а другое — индивидуальный. То есть я могу определить не только, в какое время жило животное, но даже в каком возрасте оно погибло. Это разные вещи. Вот перед вами череп  южного слона. Он погиб, когда ему было 18 лет, а геологический возраст его — от 600 до полутора миллиона лет. Мы такие определения делаем довольно давно. Кстати, они не делают также ДНК-анализ ископаемых животных. А в нашей стране благодаря соответствующему Указу Президента Ильхама Алиева будет построен новый естественно-исторический музей, где у нас будет отдельная лаборатория по анализам ДНК ископаемого материала.

Бакинский рабочий.- 2015.-4 июня.-  С.- 9