Не летают в Баку из Бишкека самолеты. А жаль…
Заметки на полях V
Бакинского международного гуманитарного форума
Заместитель главного редактора основного государственного издания Кыргызстана — газеты «Слово Кыргызстана», выходящей на русском языке, Кифаят Аскерова в сентябре этого года была участницей V Бакинского международного гуманитарного форума. В нескольких номерах газеты «Слово Кыргызстана» она поделилась впечатлениями о поездке в Азербайджан и о форуме. АЗЕРТАДЖ предлагает вниманию одну из публикаций.
Есть много других вариантов перелета. Через Алматы, Астану, Москву, Стамбул… Но у каждого есть минус. До Алматинского аэропорта нужно несколько часов добираться на автомобиле; рейсы из Астаны есть не каждый день; в Москве на обратном пути приходится пять часов ждать стыковки рейсов — транзит он и есть транзит. У всех вариантов есть общий минус — половину дороги, если посмотреть на карту, приходится преодолевать дважды. Поэтому перелет в общей сложности занимает семь часов, не считая ожидания в аэропорту, тогда как от нас до западного побережья Каспия, где, обняв полукольцом море, уютно расположился Баку, от силы два с половиной часа лета.
А во времена моей юности самолеты отсюда летали. Живя в одном из сел на юге Казахстана, мы с отцом покупали билеты в маленьком аэропорту райцентра, откуда курсировали только «кукурузники», затем на рейсовом автобусе добирались до Фрунзе и улетали в Баку со старого, уютного аэропорта, затерявшегося теперь за громадой отеля «Ак-Кеме».
За последние годы были предприняты две попытки возобновить прямое авиасообщение между Бишкеком и Баку, чему каждый раз предшествовали переговоры на правительственном уровне, но потом рейсы сворачивали. Они оказывались нерентабельными из-за недостатка пассажиров. А не хватало их потому, что население юга Казахстана (в том числе трех районов — Курдайского, Меркенского и моего родного Чуйского) стало летать в Баку через Алматы. В этих районах по-прежнему проживает много потомков азербайджанцев, заброшенных туда репрессиями 1930-х годов. Аэропорт «Манас» находится гораздо ближе, но люди вынуждены предпочесть Алматы из-за таможенных придирок на границе между Казахстаном и Кыргызстаном.
Вот так искусственные барьеры разделяют людей. К чему это я? Какая связь между таможней и V Бакинским международным гуманитарным форумом, в котором мне довелось недавно участвовать в два последних сентябрьских дня? А прямая связь: во-первых, лететь пришлось через Шереметьево, во-вторых, традиционно проходящий в столице Азербайджана форум как раз-таки и посвящен тому, чтобы сблизить человечество, независимо от религии, происхождения, политических взглядов и достатка. Когда-то Гагарин, посмотрев на Землю из космоса, поразился, какая она маленькая и хрупкая. Проблема человечества в том, что его стало слишком много — счет идет на миллиарды, приближаясь к десяти. А другой планеты, пригодной для проживания, нет, во всяком случае таковая пока неизвестна.
Создатель, сотворяя Землю, установил гармонию: вода — суша, небо — земля, зима — лето, человек — природа… Но человек выбился из своего ряда, попытавшись встать над всеми и над самим собой. Что из этого вышло? В стремлении к обладанию территориями и запасами уничтожаются государства и народы; толпы отчаявшихся, покинув исторические места проживания, устремляются в другие регионы, где встречают ненависть и отторжение; природа, не выдержав давления, подводит к черте, за которой не будет ни зимы, ни лета, ни воды, ни воздуха… Мрачные перспективы, что и говорить. Один из делегатов Бакинского форума поделился: «Сегодня утром меня поразила удивительная и простая мысль: «Что бы мы ни делали, это оставляет след в природе. Даже сам факт существования человека — мы вдыхаем и выдыхаем воздух — оказывает угнетающее влияние».
Гениальный физик Роберт Беттс Лафлин, в числе лауреатов Нобелевской премии приглашенный на Бакинский форум, в последние годы задается вопросом, который он также задает своим студентам в Стэнфордском университете (США): что произойдет, когда исчезнут нефть и газ? «Сегодняшняя энергетика исходит из исчерпаемых ресурсов, — говорит он. — Когда исчерпаемые ресурсы закончатся, они закончатся совсем. И человечество должно задуматься об этом уже сейчас.
Традиционные науки сыграют незначительную роль в решении этой проблемы. Они не увеличили доступ к ресурсам. Нам нужна инженерия. Если не будет необходимых изобретений, мы просто вымрем. Нужны новые механизмы. В то же время надо научиться использовать их так, чтобы не наносить вреда природе. Думаю, в пределах обозримого будущего это можно решить. А раз так, то при желании это можно сделать и сегодня».
Роберт Беттс Лафлин: «Что нужно для устойчивого развития? Уважать друг друга и уважать Землю. Если что-то не получается, быть терпеливыми. И еще: надо хотеть, чтобы, когда вы умрете, Земля оставалась такой же…» (Из выступления на V Бакинском международном гуманитарном форуме).
Бакинский гуманитарный форум родился шесть лет назад — в январе 2010 года. Сначала он был азербайджано-российским, но уже на следующий год по инициативе президентов двух стран — Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева — стал международным. Первое время проводился ежегодно, теперь — каждые два года. Приглашаются руководители правительств, бывшие президенты, лауреаты Нобелевской премии, представители международных организаций, включая ООН, ЮНЕСКО, Организацию исламского сотрудничества, Международную организацию труда, ученые, известные деятели культуры, журналисты… — люди самых разных профессий, чтобы обсудить актуальнейшие проблемы.
В первый день проводятся пленарные заседания, посланцы правительств, экс-президенты, нобелевские лауреаты делятся с общей трибуны мыслями, которые их больше всего тревожат, а на следующий день расходятся по пяти дискуссионным площадкам — в зависимости от того, кого что волнует, и там разворачиваются дебаты. Темы дискуссионных площадок, заданные однажды, сохраняются: различные модели мультикультурализма (модное понятие, означающее то же самое, что и понятное всем слово «интернационализм», которое стало непопулярным из-за связи с Лениным и вообще с коммунизмом); сохранение человеческого капитала в условиях массовой миграции; современная журналистика и ее способности позитивно влиять на происходящее; диалог с природой на Вы; молекулярная биология, биофизика, биотехнология, инновационные и этические проблемы подготовки кадров; взаимопроникновение технологий и прогнозы будущего: какие риски нас ожидают?
По традиции, в торжественной церемонии открытия участвуют Президент Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева, которые сидят в первом ряду форума. Поэтому все выступления с трибуны начинаются со слов: «Уважаемый г-н Президент и уважаемая г-жа первая леди!» Мехрибан Алиева среди жен лидеров постсоветских государств отличается кипучей общественной деятельностью — помимо своей главной должности (президент Фонда Гейдара Алиева), она руководит Фондом друзей азербайджанской культуры, Федерацией гимнастики Азербайджана, является послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО (Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры).
Бурную деятельность ведет и старшая дочь Алиевых — Лейла, кроме вице-президентства в Фонде имени ее дедушки она является послом доброй воли ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), учредила и руководит Инициативой международного диалога по охране окружающей среды (IDEA), объединяющей молодежь разных стран под девизом «Одна планета — одно будущее». Забегая вперед, отмечу, что на форуме Лейла Алиева рассказала о нескольких инициативах IDEA в Азербайджане: в частности, посажено более 5 миллионов саженцев, пять лет назад начат проект по защите и увеличению популяции национального достояния и символа республики — джейрана, его численность с нескольких сотен уже увеличена до 6 тысяч. Идет работа по защите кавказского леопарда и каспийских осетровых.
Еще одна традиция Бакинского форума — приветствие Президента Путина. В предыдущий раз его зачитывала председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко, на сей раз — руководившая российской делегацией заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.
Делегацией Кыргызстана руководила вице-премьер-министр Гульмира Кудайбердиева, в состав входил председатель Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов, несколько журналистов. Всего на форум прилетели более 400 человек из почти 80 стран. Два года назад в нем участвовали экс-президенты Румынии, Болгарии, Латвии, Литвы и Роза Отунбаева. В этот раз — два бывших президента Хорватии, возглавлявших страну последние 15 лет. Кстати, один из них — Степан Месич, президентствовавший с 2000-го по 2010 год, большую часть выступления посвятил журналистике, хотя сам юрист по специальности. Коллегам будет небезынтересно узнать его мысли. «В мою бытность президентом, — сказал Месич, — я замечал, насколько сильно вредили продажные журналисты диалогу между конфессиями и культурами. Хочу поговорить об истинной журналистике. Зачастую в социальных сетях многие рекламщики и даже политики пытаются продать себя обществу как продукт. А цель истинной журналистики — сближать людей. …На Западе журналистика свободна только на словах. Например, канал ВВС говорит, что ситуация в Алеппо трагическая, российские же телеканалы показывают прибытие в город гуманитарной помощи. Свободная журналистика осветила бы оба случая. Сегодняшняя же пытается манипулировать общественностью. Я требую вернуть журналистам свободу. До недавнего времени Югославия была единым государством, затем произошла кровавая война, она разделилась. Основу этой кровавой войны по заказу политиков подготовили журналисты…»
Особое место на форуме занимают и окружаются особым почетом нобелевцы. На этот раз их участвовало 13. Многие прилетают не в первый раз и стали друзьями Баку, как, например, сэр Роберт Беттс Лафлин, приехавший в третий раз. Для них организуют встречи, видеомосты. Лауреат Нобелевской премии 1993 года по физиологии и медицине британец Ричард Джон Робертс и лауреаты Нобелевской премии 2004 года по химии израильтяне Авраам Гершко и Аарон Чехановер, прибыв накануне, побывали в Бакинском филиале Московского государственного медицинского университета им.И.М.Сеченова и ответили на вопросы студентов, поделившись весьма полезными для них выводами.
К примеру, вот такими: в интеллектуальном росте будущего ученого немалое значение имеют не только знания, но и фактор ответственности. При этом иногда научные открытия совершаются благодаря счастливому стечению обстоятельств, и может показаться, будто гений ученого тут и вовсе ни при чем. Кстати, в этот же вуз как в филиал московского университета нанесла визит и зампредседателя правительства России Ольга Голодец.
Особое отношение к Нобелевским лауреатам объясняется не только их заслугами, но и той ролью, которую сыграл Баку в истории Нобелевской премии. Для тех, кто не знает: имевшие шведско-русские корни братья Нобель — Роберт и Людвиг, начиная с 1870 года многое сделали для развития нефтяной промышленности Азербайджана. Они жили, работали в Баку: добывали нефть, строили нефтепроводы, танкеры, создавали вагоны-цистерны (вместо примитивных бочек, в которых раньше перевозилась нефть), нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками. Средний из братьев — Альфред Нобель, завещавший все проценты от накопленного им богатства распределить на пять равных частей и ежегодно вручать тем, кто принес наибольшую пользу человечеству, в Баку никогда не бывал. Но именно он предоставил капитал для развития там нефтяного дела, став одним из основателей «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», коротко «БраНобель». История Баку и его улиц хранит немало теплых страниц о Нобелях. К примеру, они заботились о рабочих и служащих своей компании, заложив жилой поселок и парк Villa Petrolea. Как пишет один из исследователей истории города, «этот сад, выросший посреди заводов с дымящими трубами, нефтяных резервуаров с ядовито-зеленым отливом, днем и ночью исходящих паром установок, казался сказочной обителью». Поскольку местная земля была пропитана нефтью, плодородную почву завозили баржами из Лянкярана. Поселок называли еще резиденцией Нобелей. Парк, как мне рассказывали, сохранился и носит имя Низами. Резиденцию в 2008 году восстановили, и там находятся Бакинский нобелевский нефтяной клуб, Международный конференц-центр и музей братьев Нобель.
Исповедовавшие лютеранство, братья построили в Баку евангелическо-лютеранскую церковь. Она тоже сохранилась и, как пишут знатоки истории города, «при непосредственной поддержке ныне покойного Президента Азербайджана Гейдара Алиева практически не потеряла своего предназначения, так как в расположившемся там зале органной и камерной музыки продолжает звучать божественная духовная музыка и проходят лютеранские богослужения». Каждый год 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля и вручения Нобелевских премий, евангелическо-лютеранская община Баку проводит день доброй памяти семьи Нобель. На территории бывшего Черного города, где братья развернули нефтеперерабатывающее производство, есть проспект, который носит их имя.
Вот такой экскурс в историю, объясняющий, почему в Баку так любят Нобелевских лауреатов. К слову, уже упомянутый Ричард Джон Робертс в этом году подписал письмо с призывом к «Гринпис», ООН и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами. Его выступление на Бакинском форуме было тоже посвящено этой теме. Ученый заявил, что нужно перестать «лить ложь» на ГМО. Любой продукт, который мы едим, вначале выглядел по-другому — он генетически изменялся в течение тысячелетий. Искусственное генетическое модифицирование — лишь ускорение процесса. «Сегодня 800 миллионов людей ложатся спать голодными, им не хватает еды, — сказал Ричард Джон Робертс. — Решением могло бы быть использование генно-модифицированных продуктов.
Однако политики смогли убедить людей, что те очень опасны. Нет ни одного случая, когда ГМО привели бы к проблемам. А вот с традиционными продуктами такие случаи были. Когда мы говорим об опасности чего-то, нужно понять последствия таких заявлений. Развивающиеся страны остро нуждаются в генно-модифицированных продуктах». В качестве примера ученый привел Уганду, в которой 30% доходов зависит от выращивания бананов. Культура их разведения в стране практически уничтожена. Между тем генно-модифицированные бананы не подвержены заболеваниям.
Бакинский гуманитарный форум проходил в Центре Гейдара Алиева. Это здание называют еще дворцом, и оно того стоит. Но сначала — о содержании. Центр, чтобы вы знали, создан по указу Алиева-младшего для фундаментального изучения наследия Гейдара Алиева и развития азербайджанской истории, языка, культурных, национальных и духовных ценностей. Те, кто бывал в Баку, видел — весь город как будто находится на волнах, только не морских, а земных: кварталы то взбегают вверх, то плавно стекают вниз. Вот на одной из возвышенностей и построен Центр.
Раньше тут находилось одно из старейших предприятий страны — машиностроительный завод им.Саттархана, основанный еще в 1894 году и носивший имя легендарного лейтенанта Шмидта. Завод перенесли в другое место, территорию, занимавшую 16 гектаров, расчистили и на этом месте в течение четырех лет построили комплекс, состоящий из главного здания, парка, двух прудов и искусственного озера. Его торжественное открытие состоялось в 2012-м — за несколько дней до финала «Евровидения», проходившего в тот год в Баку. Место Центра выбрано настолько удачно, что, пересекая с юга на север или с востока на запад выступающий в море гребень Абшеронского полуострова, на котором раскинулся город, вы обязательно увидите его. И ни разу шедевр не покажется вам одинаковым. В этом замысел гениального архитектора Захи Хадид — британки иракского происхождения, по проекту которой построено здание. С фасада оно напоминает седую волну мятежного Хазара (так называют Каспий бакинцы) в минуты его шторма; с одного бока похоже на гигантскую серебряную раковину, состоящую из наслоений рифов; с другого — туловище кита, стремительно рассекающего море… Добавьте к этому разное освещение в зависимости от времени суток и погоды — Заха Хадид, первая в истории женщина-архитектор, награжденная Притцкеровской премией, которая сродни Нобелевской в архитектуре, на то и рассчитывала: фантазия света будет мягко скользить по совершенно белому зданию, создавая новые линии и формы.
Проект называют одним из самых смелых инженерных решений, а здание в 2014 году признано лучшим в мире. Сами бакинцы говорят, что если посмотреть на Центр сверху, то он повторяет роспись Гейдара Алиева.
Бакинский гуманитарный форум стал как бы визитной карточкой города. Так же, как и Форум по межкультурному диалогу, который тоже проводится каждые два года. В последнее время здесь проходит много крупных политических международных мероприятий. В их числе — Саммит религиозных лидеров мира, Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН. Само собой, все обходится недешево, поскольку затраты — перелет, размещение гостей в дорогостоящих отелях, предоставление лучших зданий для конференций — принимающая сторона берет на себя. В обществе идут дискуссии: а какая польза стране от таких расходов? Вот и в те дни, когда мы находились в Баку, депутаты парламента спорили об этом. Словно комментируя дискуссии, Ильхам Алиев на церемонии открытия Гуманитарного форума сказал: «Есть много целей, которыми мы руководствовались, проводя в нашей стране эти международные мероприятия. В первую очередь это нужно нашей стране, так как Азербайджан — многоконфессиональная, многонациональная страна. (К слову, нынешний год в Азербайджане объявлен Годом мультикультурализма. В стране даже воздвигнут памятник мультикультурализму. — Ред.) Представители всех религий, народов в Азербайджане живут как одна семья. В то же время наши международные политические и гуманитарные мероприятия посылают миру сигнал о том, что прогрессивные люди должны еще теснее консолидировать усилия. Мы считаем, что позитивные тенденции в мире должны усиливаться».
Кроме того, все эти международные проекты — возможность еще раз обратить внимание человечества на боль азербайджанского народа — нерешенную проблему Карабаха. Ильхам Алиев в очередной раз с трибуны Гуманитарного форума подчеркнул, что резолюции Совета безопасности ООН не выполняются, и назвал причину: нет механизма исполнения.
Азербайджан в последние пять лет стал и местом проведения многих мировых зрелищных и спортивных мероприятий. Кроме названного «Евровидения», в прошлом году здесь прошли первые в истории человечества Европейские игры, этим летом — «Формула-1», а за пару недель до нашего приезда — Всемирная шахматная олимпиада. Сейчас страна готовится к IV Исламским играм солидарности, назначенным на будущий год.
Народ спорит и по этому поводу. Но
в конце концов многие соглашаются, что престижные мероприятия работают на имидж
республики — она становится узнаваемой. Кроме того, государство меняет
экономическую стратегию: с нефти и газа, запасы
которых небесконечны, ставка переносится на развитие
сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и туризма. В страну
приезжают все больше путешественников. Что их привлекает и
как их встречают? Об этом и другом — в следующем репортаже.
Бакинский рабочий.-2016.- 17 декабря.- С. 6.