Дмитрий Савельев: «Азербайджан — самый перспективный и надежный партнер России»

 

Депутат Государственной Думы РФ, руководитель Российско-азербайджанской межпарламентской группы дружбы Дмитрий Савельев в интервью корреспонденту АЗЕРТАДЖ рассказал о выгодах тройственного союза России, Азербайджана и Ирана, а также о перспективах присоединения к нему Турции.

 

— Мы сегодня являемся свидетелями радикальных геополитических перемен: начал выстраиваться тройственный союз России, Ирана и Азербайджана, который в ближайшее время может дополниться и Турцией. Какие выгоды от этого союза можно будет ожидать в ближайшей перспективе?

 

— Создание союзной системы назрело давно, однако процесс тормозился Западом, стремящимся контролировать стратегически важный регион, который обладает колоссальным потенциалом для бизнеса и влиянием на ситуацию в мире. Нашим странам потребовалось время для того, чтобы понять: Запад все больше становится не столько источником инвестиций и экономического развития, сколько катализатором военной эскалации в регионе.

 

Иран, который долгое время давили экономическими санкциями, наконец, получил возможность формировать направления внешнеэкономического сотрудничества и интегрироваться в региональную и глобальную систему международной политики. Кроме того, Россия, Иран и Азербайджан, экономики которых затронуты плохой нефтяной конъюнктурой, нуждаются в создании инструментов для управления этой ситуацией. И, наконец, создание тройственного союза позволит сократить число точек напряжения на Кавказе и в Малой Азии: при посредничестве Азербайджана и России можно было бы сгладить разногласия между Турцией и Ираном, а Россия в борьбе с исламскими террористами на территории Сирии рассчитывает на Иран как на одну из основных сил.

 

— Несомненно, что главным приоритетом в сотрудничестве трех стран станет проект Север — Юг.

 

— Не только Россия, Азербайджан и Иран заинтересованы в этом. Вокруг транспортного коридора Север — Юг  будут развиваться инфраструктурные проекты: города, дороги и порты. И многие страны хотели бы принять участие в реализации доходного проекта: Чехия и Венгрия сообщили о готовности принять участие в строительстве железной дороги Решт — Астара, а прибалтийские страны устроили между собой настоящую битву за право пропускать транзитные потоки грузов через свои порты. По сравнению с морским путем через Суэцкий канал, расходы по доставке грузов сокращаются для грузоотправителей на 30%, а время доставки — на 40 процентов. Для России проект Север — Юг предоставит возможность увеличения товарооборота со странами Персидского залива и Индией, куда наша страна будет поставлять зерно, удобрения, сельхозтехнику, оборудование и медицинские препараты. В настоящее время активно ведется строительство недостающих железнодорожных участков транспортного коридора. Азербайджан только что завершил прокладку 8,5-километрового участка от приграничной станции Астара — до иранской границы. Другой участок — железная дорога КазвинРешт — готов на 93 процента и в эксплуатацию будет сдан к марту 2017 года. Завершается строительство железнодорожного моста через реку Астарачай — на границе Ирана и Азербайджана, что позволит ввести в строй первую очередь проекта Север — Юг.

 

— Россия, Азербайджан и Иран объединили свои энергетические системы. Как вы видите развитие этой сферы?

 

— На мой взгляд, очень перспективным стало бы создание газового картеля, который мог одновременно действовать в направлении Индии и стран Европы. Транзит в западном направлении должна обеспечить своей территорией Турция, которая стремится получить статус ключевого транзитера газа в регионе. Не менее приоритетна и совместная реализация проектов по разведке и разработке нефтегазовых месторождений Каспия, а доходы от добычи морских биоресурсов в перспективе могут превысить даже доходы от энергоресурсов.

 

— Как вы оцениваете роль Азербайджана в налаживании отношений между Россией и Турцией?

 

— Без сомнения, одна из ключевых ролей в складывающемся геополитическом союзе будет принадлежать Азербайджану, имеющему больше всего цивилизационных, исторических и культурных связей с Россией, Турцией и Ираном, а иранский лидер аятолла Али Хаменеи вообще является этническим азербайджанцем. Азербайджан по своему географическому положению является центральным звеном в системе энергетических и транспортно-коммуникационных коридоров. Ввод транспортного коридора Север — Юг  в эксплуатацию сделает Азербайджан в качестве транзитной территории главным хабом на этом маршруте и позволит стране заработать сотни миллионов долларов исключительно на пропуске инфраструктурных потоков. Необходимо добавить, что в 2015 году объем ВВП стран Южного Кавказа составил более 75 миллиардов долларов, причем 70 процентов объема приходится на долю Азербайджана. Кроме того, 72 процента инвестиций в Южный Кавказ было сделано именно в азербайджанские предприятия и проекты. Даже в сложных международных условиях Азербайджан демонстрирует владение искусством многовекторной политики, а его базовые внешнеполитические решения вращаются вокруг экономических приоритетов. Все это свидетельствует о том, что в геополитическом и экономическом отношении Азербайджан является одним из самых перспективных и надежных стратегических партнеров России.

 

Бакинский рабочий.-2016.- 31 декабря.- С. 4.