Бренд «Азербайджанский мультикультурализм» в России

 

Мультикультурализм, как одно из важных и остро востребованных явлений современной жизни, превращается в активную площадку международной жизни.

 

Азербайджан, где традиции культурного плюрализма всегда были сильны и жизнеспособны, вносит серьезный вклад в его популяризацию, делая тем самым важный вклад в дело стабилизации и разрядки.

 

Судьба глобального порядка во многом будет зависеть от того, насколько согласованно будут работать на поприще развития мультикультурализма страны, для которых роль и место этого явления незыблемо.

 

Возможности Азербайджана и России, как стран-соседей и партнеров в этом русле, поистине безграничны. К имеющимся многочисленным связям, позволяющим поддерживать тонус двусторонних отношений в обнадеживающем режиме, прибавился еще один важный коридор. Отныне в России будет действовать еще один зарубежный филиал Бакинского международного центра мультикультурализма (БМЦМ).

 

В интервью нашему порталу новоназначенный представитель БМЦМ в России, кандидат психологических наук Наталия Красовская обрисовала принципы и идеи, на базе которых будет осуществляться многогранная работа:

 

- Хотелось бы узнать о предыстории вашего начинания. С чего все началось и как вы стали руководителем российско-азербайджанской организации в России?

 

- Идея витала в воздухе, и было понимание, что такая работа должна проводиться в России и что это является требованием времени. Чувствовался недостаток информации о вашей стране в России. Ощущался вакуум на месте разорванных после крушения Советского Союза связей. После визита в вашу прекрасную страну депутат Госдумы Дмитрий Иванович Савельев возглавил межпарламентскую группу дружбы Россия-Азербайджан. Но было ясно, что нужна еще работа в сфере народной дипломатии. Я долго работаю с Дмитрием Ивановичем. Поэтому, когда пришла идея создания Центра российско-азербайджанской дружба – Центра РАД, он предложил мне его возглавить.

 

В марте мы зарегистрировались, но фактически начали работать с января. Мы приняли участие более чем в сотне общественных форумов, ряд мероприятий организовали сами или выступили соорганизаторами.

 

И по линии наших связей появились предпосылки для интенсификации наших действий с привлечением наших друзей и партнеров на таком важном поприще, как мультикультурализм. Наше совместное видение получило вот такое воплощение.

 

-Начало всегда бывает несколько трудным, как вы себе представляете этот ответственный этап?

 

- Задача разбивается на несколько подзадач. Первая – это научная разработка бренда «Азербайджанский мультикультурализм». А второй этап – это продвижение, пиар-кампания. Ведь известно, что мало что-то сделать. Надо еще об этом и рассказать. Надо, чтобы в широких кругах было известно, что из себя представляет азербайджанская модель мультикультурализма, которая опробована веками, ведь целый народ живет в согласии с его традициями, не испытывая напряжения, вспышек насилия или проблем с ксенофобией. Это же показательно, когда рядом с тобой, за соседней дверью живет представитель другой национальности, и это воспринимается естественным образом.

 

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем приветственном слове участникам 4-го Глобального форума в Баку сказал, что «общественная жизнь азербайджанского народа совпадает с его политической жизнью». Это очень мощная и глубокая мысль. Она показывает, что азербайджанский мультикультурализм не навязан сверху, а является естественной идеологией народа, и она взращена, что называется, от корней.

 

Очень интересно эту идеологию описать, а далее структурировать. В науке есть такое понимание – существующим является тот эксперимент, который можно повторить. То, что может быть детально описано, позже может быть воспроизведено.

 

Я вижу научную составляющую в том, чтобы этот феномен был описан, и модель могла бы быть использована в дальнейшем в других странах. И важно, чтобы была создана не плоская, а объемная картина такого явления как азербайджанский мультикультурализм.

 

А вторая задача – это представление данной модели обществу. Надо об этом рассказать, показать, что это замечательно и вкусно, дать попробовать и превратить в элемент повседневной жизни.

 

- Есть ли какие-то соображения о возможной реакции со стороны научной общественности вашей страны?

 

- То, что задача будет нелегкой – это очевидно. Любая новая идея должна пробить себе дорогу. Сперва она, как правило, имеет ограниченную группу последователей, сторонников, которые занимаются ее разработкой. Когда же появляется научная основа, то рождается школа, новые последователи, и обществом эта идея уже воспринимается серьезно.

 

Когда бывает от чего оттолкнуться, начинать проще. Все нужно делать последовательно и поэтапно. У нас уже есть последователи, есть опыт преподавания азербайджанского мультикультурализма, как дисциплины, в наших вузах. Мы начинаем работу не с чистого листа, есть основа.

 

Как известно, есть европейские скептики, утверждающие, что мультикультурализму пришел конец, он не прижился, потерпел крах. Но есть и альтернативное видение. Будут впереди и дискуссии, споры, отрицания. К этому надо быть готовым. Чем больше фактов о том, что модель дееспособна и работает, тем проще будет транслировать, особенно молодым поколениям, обществу. И тогда последователей станет больше. Пиар-составляющая нашей работы на этот эффект и рассчитана. 

 

- Спектр азербайджано-российских отношений многогранен. Можно ли сказать, что развивая взаимодействие в этом русле, стороны воссоздают новый серьезный коридор взаимодействия, у которого будет своя серьезная миссия?

 

- Я много участвую в международных форумах и конференциях. Совсем недавно была на конференции в Белоруссии. Там одна из коллег озвучила  важную, на мой взгляд, мысль о том, что мы (и это относится как к России, так и к Азербайджану) в близком соприкосновении культур не пытаемся поглотить другую культуру.

 

Запад имеет такую особенность - подчинять, ассимилировать иные культуры. Это ключевой элемент его идеологии. Нашим же отношениям присущ другой характер. Они напоминают хоровод. Чем больше культур встает в хоровод, тем он многообразнее, ярче, интереснее. Хоровод - это равенство, у нас нет такой цели  - поглотить кого-то, наоборот, есть идея стать еще богаче благодаря сближению, вместе стать более сильными.

 

Подходы, взгляды наших стран на этот вопрос идентичны, никто не хочет кого-то поглотить, подчинить. И, к слову, глобализация не является однозначно позитивным явлением с точки зрения ее идеологической составляющей. Да и в экономике тоже нечто схожее наблюдается. Вместо того, чтобы помочь более слабому подняться на ноги, западные «друзья» его зачастую подавляют, чтобы самим обогатиться за его счет.

 

Когда говорим о культуре, о наших связях,  мы должны иметь в виду главное – насколько богат наш общий запас традиций, и это наше общее преимущество. Если в Азербайджане появилась своя модель мультикультурализма, с которой он прошел многовековой путь, почему бы ее не взять на вооружение соседям? Уверена, мы сможем многое почерпнуть из этой модели.

 

Думаю, что наша совместная деятельность будет важной и полезной, и ее результаты дадут новый импульс позитивным процессам в наших отношениях.

 

Тофик Аббасов

Бакинский рабочий.-2016.- 12 марта.- С.8.