Заместитель председателя Милли Меджлиса в интервью
швейцарской газете «Blick» рассказала о реалиях
Азербайджана
Опубликовано интервью заместителя председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Бахар Мурадовой еженедельной швейцарской газете «Blick». Бахар Мурадова ответила на вопросы об азербайджано-швейцарских связях, о реалиях нашей страны, в частности армяно-азербайджанском, нагорно-карабахском конфликте.
АЗЕРТАДЖ представляет это интервью.
- Госпожа Мурадова, вы недавно посетили Швейцарию для проведения переговоров. С чем был связан этот визит?
- В ходе моего визита в Швейцарию обсуждались пути усиления отношений стратегического партнерства в сотрудничестве между Швейцарией и Азербайджаном. Особенно тесными являются связи между нашими странами в области экономики. В Азербайджане функционируют 65 швейцарских компаний, в Швейцарии соответственно действует наша энергетическая компания SOCAR.
-Как можно усилить связи?
-Будучи парламентариями, мы, главным образом, говорили об интенсификации межпарламентских связей, в частности, связей между группами дружбы. В Парламентской Ассамблее ОБСЕ мы провели обсуждения о сближении наших позиций в вопросах, беспокоящих нас, а также о том, какой вклад мы можем внести в создание общей международной платформы, направленной на защиту международного права, связанного с урегулированием имеющихся конфликтов. Однако ключевой темой наших обсуждений был армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт. Я проинформировала своих собеседников об этом.
- Кстати, какая там сейчас обстановка?
Очень серьезная. В начале апреля произошли самые тяжелые столкновения после режима прекращения огня, действующего с 1994 года. Были потери с обеих сторон. Несмотря на то, что вновь было достигнуто перемирие, армяно-азербайджанский конфликт вступил в новый этап.
- Каким образом?
- Азербайджан больше не может закрывать глаза на провокации Армении, особенно из -за жертв среди гражданского населения. Задача нашего государства заключается в защите своих граждан. Мы это сделали, и сделали успешно. Мы разрушили линию армян и вернули стратегические высоты, а также освободили небольшие населенные пункты.
- Освободили? В Нагорном Карабахе проживают в основном армяне.
- Линия фронта полностью находится на территории Азербайджана. Освобожденные территории с административной точки зрения никогда не входили в состав Нагорного Карабаха. Международная общественность принимает оккупацию части азербайджанской территории, которая длится более 23-х лет.
- Как это будет продолжаться?
- Если посредники не сумеют убедить Армению соблюдать международное право, то мы будем вынуждены обратиться ко всем возможным средствам для предотвращения провокаций. Успехи наших вооруженных сил усилили внутреннее давление на наше правительство, связанное с освобождением всех оккупированных территорий.
-Как вам это видится?
- Мы с уважением относимся к режиму прекращения огня и хотим завершить войну. Однако ситуация чрезвычайно чувствительная. Сколько продлится перемирие, никто не знает. Международная общественность должна использовать этот случай и убедить противоположную сторону в конструктивном диалоге. Если армянская сторона хочет получить реванш и вновь взять под контроль освобожденные нами территории, то мы не можем терпеливо отнестись к этому. Это вновь может привести к разгоранию войны.
- А ваши собеседники конкретно предложили посредничество Берлина?
- В ходе визита председатель межпарламентской группы дружбы Швейцария-Азербайджан и руководитель швейцарской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ Филиппо Ломбарди выступил с предложением организовать встречи делегаций Армении и Азербайджана в ПА ОБСЕ, а также азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха. Мы безоговорочно поддерживаем это предложение. Вместе с тем, согласно моему опыту, могу вас заверить в том, что Армения в этом абсолютно не заинтересована.
- Вы очень высоко оцениваете отношения со Швейцарией. Однако желание оппозиционера Эмина Гусейнова найти убежище в посольстве Швейцарии в Азербайджане и его выезд из страны при помощи министра иностранных дел Швейцарии Дидье Буркхальтера не дискредитировали ли эти отношения?
- Нет. Отношения, выстроенные на здоровом фундаменте, не могут ослабеть только из-за одного случая. Чтобы уклониться от ответственности, каждый может себе выбрать различные пути. Путь, выбранный Э.Гусейновым, был таков. Азербайджан и Швейцария решили этот вопрос очень сдержанно и мудро. Наши общества имеют свои темпы развития. Мы можем чему-то научиться друг у друга.
-Чему может научиться Швейцария у Азербайджана?
- Швейцария имеет очень интересную историю. Азербайджан также. Мы являемся первым демократическим государством в мусульманском мире. Уже в 1918 году , то есть задолго до Швейцарии, азербайджанская женщина обладала избирательским правом. Мы учимся у других стран демократии и толерантности, это наша собственная традиция.
- Тем не менее, толерантность против различных мнений кажется ограниченной. Критики говорят о недостатке демократии в Азербайджане.
- Азербайджан - это страна, которая в короткий срок восстановила свою независимость и сразу же была вовлечена в войну. Мы осуществляем всестороннюю независимую политику. А это не всегда всех устраивает. Такие критические подходы, как отсутствие у нас настоящей демократии и свободы мнений необходимо рассматривать с этой призмы. Правительство Армении, чтобы удержать оккупированные территории Азербайджана, утверждает, что совместное проживание армян и азербайджанцев - невозможно. Армянская диаспора также проводит кампании против нас. Прежде чем нас критиковать, следует приехать в Азербайджан и на месте обо всем иметь представление.
- Если я правильно понял, то за каждой критикой в адрес Азербайджана стоит армянская клевета, и такие оппозиционеры как Эмин Гусейнов являются агентами Армении?
- Не все служат интересам Армении. Дело в том, что он и другие подобные ему в некоторых случаях, чтобы уклониться от ответственности за экономические и другие правонарушения используют различные пути. Таким образом, обычные преступления политизируются для того, чтобы убедить в невозможности проживания их в Азербайджане. Любой мелкий случай используется с целью нападок на Азербайджан. Мы далеки от мысли идеализировать себя. Если мы имеем слабые стороны на пути к демократии, то нам нужны друзья, которые бы указали на это. Однако друзья должны отличать имеющиеся недостатки от пустой клеветы.
Бакинский рабочий.-2016.- 20 мая.- С.3.