Развитие азербайджано-казахстанских отношений — путь к
укреплению общетюркского сотрудничества
Официальный визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Азербайджан был весьма насыщенным как в плане проведенных с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым переговоров, так и в свете пакета подписанных соглашений, призванных повлиять на дальнейшее развитие двусторонних отношений.
Главы государств обсудили важные вопросы двустороннего сотрудничества, региональной безопасности, в частности, урегулирование нагорно-карабахского конфликта и перспективы сотрудничества в различных сферах.
За особые заслуги в развитии дружественных связей и сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном Президент Нурсултан Назарбаев был награжден высшей наградой Азербайджанского государства — орденом «Гейдар Алиев».
«Это носит также и символический характер, потому что, Нурсултан Абишевич, Вы с Гейдаром Алиевичем дружили и вместе работали на протяжении очень многих лет. И в советское время всегда общались, я помню по рассказам моего отца, между вами всегда были очень искренние и близкие отношения. И в период независимости наших стран всегда между вами были особые отношения. Это знали и знают наши граждане, это знают и на просторах СНГ. Вы вдвоем по существу заложили основу двусторонних отношений между Казахстаном и Азербайджаном», — заявил Президент Ильхам Алиев на церемонии вручения ордена главе Казахстана.
Азербайджано-казахстанские связи, опираясь на близость истории, культур, языка, религии двух братских народов, имеют крепкую и прочную основу, и сегодня активно развиваются.
Большую роль в этом, несомненно, играет крепкая дружба, которая на протяжении долгих лет связывала общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева и Нурсултана Назарбаева, и которой в настоящее время отличаются отношения главы Казахстана и Президента Ильхама Алиева.
«В Азербайджане Вас очень любят, Вы это знаете. Вас все рассматривают как своего. Испытывают к Вам большое уважение за то, что Вы сделали для своей страны, и за Ваше отношение к Азербайджану. Мы это чувствуем, знаем, видим. Особенно азербайджанский народ высоко ценит Вашу деятельность по поддержке Азербайджана в тех организациях, где мы не участвуем. Каждое Ваше слово, каждое действие, поверьте, имеют очень широкий, общественный резонанс», — это высказывание главы Азербайджана как нельзя лучше демонстрирует глубокое уважение азербайджанского народа к лидеру Казахстана.
Не вызывает сомнения, что визит Нурсултана Назарбаева в Баку окажет значительное влияние на дальнейшее углубление двусторонних отношений, которым в этом году исполняется 25 лет.
Мнением о том, какое влияние на развитие азербайджано-казахстанского сотрудничества в политической, экономической, культурной сферах могут оказать основные итоги визита в Азербайджан Президента Казахстана, мы попросили рассказать азербайджанского эксперта, главы Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде.
— Ильгар муаллим, как можно охарактеризовать сегодняшние отношения между Азербайджаном и Казахстаном?
— Эти отношения в настоящее время представляют серьезную основу для регионального взаимодействия, поэтому они формируют сегодняшнюю архитектуру отношений в рамках «каспийской пятерки» и являются многоплановыми, поскольку охватывают много сфер и направлений сотрудничества.
Они также представляют особый интерес с точки зрения тюркского формата сотрудничества, диалога по вопросам региональной, даже паназиатской безопасности, поскольку инициатива Казахстана по Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии является одной из важных тем в этой сфере и Азербайджан участвует в ней наряду с более чем 20 странами.
Также у нас хороший диалог в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), других международных организаций, поэтому, естественно, визит Нурсултана Назарбаева в Баку, будучи достаточно интересен и с этой точки зрения, привлек внимание как общественности двух стран, так и региональной, международной общественности.
Что касается двусторонних отношений, то уровень политических контактов всегда был весьма высоким, можно даже сказать, образцовым.
— Как вы считаете, дотягивает ли до этого уровня экономическое сотрудничество?
— К сожалению, оно не отвечает потенциалу двух стран, в частности, товарооборот по итогам прошлого года составил всего около $140 млн, что не соответствует реальным возможностям — мы помним время, когда он приближался к $400 млн. Тому, конечно, есть и объективные причины, связанные с макроэкономическими показателями, ситуацией на рынках энергоресурсов, — как известно, основными экспортными товарами в наших странах является нефть и газ, поэтому снижение цен отразилось на покупательной способности обеих экономик, ввиду чего здесь можно говорить, что в значительной степени снижение товарооборота связано именно с этим, а также с девальвацией национальных валют, что также взаимосвязано.
Но в любом случае, эта ситуация не рассматривается как катастрофическая, поскольку проекты, реализуемые сегодня в обеих странах, в частности, транспортные, — носят взаимосогласованный характер. Поэтому увеличение грузоперевозок, в частности, транзитных, будет способствовать росту товарооборота. Только по линии взаимодействия железнодорожных структур при полном задействовании транспортных маршрутов взаимный оборот может достичь $500 млн.
И это — только транспортная составляющая, если же взять другие направления — региональное взаимодействие, совместные инвестиционные проекты — эта цифра может возрасти, как говорил Президент Назарбаев в Баку, до $1 млрд.
Еще один важный момент визита заключается в том, что ни прозвучавшие в ходе него заявления, ни подписанные документы не носят декларативный характер, а согласуются с реальной практикой, то есть стороны не намерены ограничиваться только словами, а переходят к реальным действиям. Буквально накануне Нурсултан Назарбаев посетил Актауский морской северный терминал, а также центр производства и логистики «Азерсун».
Это свидетельствует о том, что казахстанская сторона крайне заинтересована, чтобы достигнутые в Баку соглашения стали в скорейшие сроки реализовываться и приносить реальную пользу. А польза от этого сотрудничества очевидна не только для наших стран, но и для других государств, например, Китая, Грузии, Турции, Украины, которые расположены вдоль формируемого маршрута. В основе этого маршрута лежат экономические факторы, однако реализация столь крупного трансрегионального проекта естественно повлечет за собой развитие и политических контактов, активизацию связей Казахстана со странами Черноморского бассейна, и Азербайджана — со своими партнерами по диалогу как в акватории Черного моря, так и в более широкой географии.
Все это — свидетельство того, что и Азербайджан, и Казахстан являются самыми крупными игроками в своих регионах, и их взаимодействие обязательно отдается эхом в значительно большей географии.
— То есть можно говорить о том, что Азербайджан и Казахстан закладывают основу нового Шелкового пути?
— Фактически мы закладываем основу этапа межрегионального сотрудничества, потому что то, что сегодня происходит в двусторонних отношениях, является, образно выражаясь, строительством моста, связывающего два региона — Южный Кавказ и Центральную Азию. И вот этот мост проходит по Каспийскому морю, на одном берегу которого расположен Азербайджан, на другом — Казахстан. И это — основной лейтмотив наших сегодняшних отношений.
Кстати, здесь можно говорить и о серьезных политических интересах вне региональных игроков, в частности, от реализации этого крупного, многофункционального проекта зависит будущее общетюркского сотрудничества, поскольку Азербайджан находится на одном полюсе тюркского мира, а Казахстан — на другом.
Таким образом мы как бы аккумулируем процессы в рамках тюркского мира.
Еще один важный аспект — Азербайджан сегодня активно задействован в поле исламского сотрудничества — в Баку пройдут Игры исламской солидарности, у нас объявлен Год исламской солидарности, в Казахстане в сентябре этого года состоится саммит ОИС, — то есть обе наши страны нацелены на развитие исламского диалога.
Мы идем в параллельных направлениях, и что интересно — наше взаимодействие самодостаточно, мы, являясь долгосрочными стратегическими партнерами, не дружим против кого-то и не ставим целью кому-то навредить.
— Как вы думаете, чем обусловлена постоянная поддержка, которую Казахстан оказывает Азербайджану в международных структурах, в которых наша страна не представлена, и которая неизменно вызывает неприкрытое раздражение Армении?
— Думаю, все связано с тем, как Казахстан относится к международной, региональной политике. У него есть своя система приоритетов, которая сформировалась не вчера и не сегодня. Это, прежде всего, невмешательство во внутренние дела других стран, борьба с сепаратизмом, в том числе, агрессивным (известно, что такие признаки в начале 1990-х наблюдались во многих странах, и в Казахстане в частности).
Кроме того, Назарбаев не понаслышке знает о ситуации в нашем регионе. Он лично в сентябре 1991 года вместе с Ельциным посетил Нагорный Карабах в очень ответственный момент, когда в этом самопровозглашенном образовании рассматривали вопрос «выхода из состава СССР».
Вот после такого смехотворного «референдума» Назарбаев посетил регион, и он прекрасно понимает реалии, то, с чем сталкивается Азербайджан. Уже тогда было ясно, какие деструктивные процессы происходят, и Казахстан, которому чужда подобная политика, всегда старался сблизить страны, народы, выступал с примиренческой позиции. Спустя годы Казахстан уже как независимое государство, имеющее собственные интересы в регионе, стал выражать более артикулированную позицию по этому вопросу, которая абсолютно не противоречит нормам и принципам международного права, которых сам Казахстан всегда придерживается.
Сейчас для Казахстана как непостоянного члена Совета Безопасности ООН прежде всего важно опираться на инструментарий Организации, те решения, которые принимаются в рамках этой структуры. Мы знаем, что СБ ООН принял 4 резолюции, обязывающие Армению к беспрекословному выводу своих вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий. Естественно, для Казахстана самыми важными документами являются резолюции Совета Безопасности, поэтому недовольство Армении позицией Казахстана по поводу карабахского урегулирования — это, прежде всего, проблема самой Армении, поскольку она не понимает интересы своего партнера — по ОДКБ, ЕврАЭС. Дело в том, что каждая из стран — участниц этих организаций обязана учитывать не только свои, но и интересы своих партнеров по подписанным соглашениям. Видимо, в данном случае у армян, как и всегда, преобладает собственнический подход, основывающийся на беспрекословном соблюдении собственных интересов.
Опять же, Казахстану, Беларуси, другим странам — членам этих организаций, неинтересно участвовать в каких-либо деструктивных процессах, которые устраивает одна из стран. И поэтому Декларация, подписанная в Баку президентами Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым, расставляя все точки над «i», фактически в очередной раз показывает, что обе страны являются приверженцами соблюдения международного права, где черным по белому зафиксировано, кто агрессор, а кто — потерпевшая сторона. Следовательно, политическому руководству Армении следует сделать объективные выводы из сложившегося положения.
— Как, по-вашему, может ли Казахстан как непостоянный член Совбеза, поднимать с трибуны ООН вопрос карабахского урегулирования, скажем, потребовать от Армении исполнения известных резолюций СБ?
— Это несколько сложный и неоднозначный вопрос. Азербайджан тоже был непостоянным членом СБ ОНН, но не мог формировать в рамках этой структуры ее повестку дня. Она формируется всеми 15 членами Совбеза. Поэтому было бы неверно переоценивать усилия и возможности Казахстана — он также не может в одиночку формировать повестку Совбеза.
Но Казахстан может фиксировать свои интересы при обсуждении вопросов в рамках уже принятой повестки дня, и, если включенные в нее вопросы будут касаться нашего региона, в частности, затрагивать интересы Азербайджана, можно не сомневаться в том, что Казахстан будет их отстаивать.
Ф.Багирова
Бакинский рабочий.-2017.- 6 апреля.- С. 4.