Питер Тейз об экстрадиции
Лапшина: "Посещение оккупированных территорий Азербайджана действительно
является незаконным, и за этими действиями следуют негативные последствия"
Американский эксперт в области международных отношений Питер Тейз дал интервью АЗЕРТАДЖ в связи с задержанием и экстрадицией Александра Лапшина. Представляем данное интервью.
- Александр Лапшин, который продолжительно нарушал законы Азербайджана, недавно экстрадирован в Азербайджан после того как был задержан сотрудниками правоохранительных органов Беларуси. Как вы рассматриваете его действия и его экстрадицию в Азербайджан?
- Как вы знаете, Лапшин посещал оккупированные территории Азербайджана на постоянной основе в течение многих лет. Хотя пересечение международной границы через оккупированные территории Азербайджана (без ведома Азербайджана) в любом случае является нарушением закона, дело Лапшина несколько отличается от других, предпринявших подобные действия, тем, что он не только посещал оккупированный Нагорно-Карабахский регион Азербайджана, но и открыто призывал к сепаратизму, нарушению государственной границы и даже в своем аккаунте в социальной сети издевался над Азербайджаном за внесение его в "черный список" и неспособность азербайджанских властей задержать его. Более того, Лапшин, видимо, еще и пытался собрать финансовые средства (вероятно, у его армянской аудитории) для финансирования своих последующих поездок и для того, чтобы еще более разозлить власти Азербайджана и азербайджанский народ.
Насколько я знаю, он был объявлен в международный розыск в связи с тем, что его действия включают в себя такие преступления, как публичное подстрекательство против государства и незаконное пересечении государственной границы. И насколько мне известно, он не только пересек границу в оккупированные территории Азербайджана через Армению без каких-либо юридических въездных документов от Азербайджана, но он также прибыл в Баку с другим, возможно, поддельным, украинским паспортом, в котором его имя было записано по-другому. Видимо, по его мнению, эти действия, т.е. посещение оккупированного Карабаха, наличие имени в "черном списке" и въезд в Баку под другим именем, должны подбодрить и других нарушителей законов. По вполне понятным причинам, подобные действия гарантируют судебное преследование соответствующих органов в любом государстве.
- Некоторые стороны выразили недовольство по поводу экстрадиции Лапшина. Насколько обоснованы эти соображения?
- Что ж, каждый имеет право выражать беспокойство, но выражали ли те же стороны беспокойство, когда Лапшин свободно передвигался по оккупированному Карабаху и тем самым нарушал законы Азербайджана? Выражали ли они беспокойство, когда он открыто призывал к сепаратизму и нарушению границ Азербайджана, особенно учитывая тот факт, что 750 тысяч этнических азербайджанцев были изгнаны из оккупированного Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов страной-агрессором Арменией, которая все это время использовала его в качестве инструмента в своей пропаганде? На мой взгляд, Беларусь действовала в полном соответствии с международными и двусторонними договорами по выдаче Лапшина за его преступную деятельность, потому что он был в розыске Интерпола. Полагаю, что и Россия, и Израиль прекрасно понимают серьезность ситуации с действиями Лапшина и что его деятельность является основанием для ареста и экстрадиции.
- Что вы можете сказать о срочном принятии мер по делу Лапшина со стороны Азербайджана?
- Действия Азербайджана и настойчивость по привлечению Лапшина к ответственности заслуживают высокой оценки. Азербайджан не только задержал преступника, который демонстративно нарушал его законы и высмеивал страну за неспособность задержать его, но и дал понять всем тем, которые находятся в "черном списке", а также потенциальным нарушителям закона, желающим посетить оккупированный Нагорный Карабах, что посещение оккупированных территорий Азербайджана действительно является незаконным, и что за этими действиями следуют негативные последствия.
Похвально, что азербайджанские власти предприняли последовательные шаги по его незаконной деятельности. Они также заслуживают уважения за дипломатические усилия в решении вопросов с другими странами по делу Лапшина. На самом деле, всех должно беспокоить не только то, что кто-то из другой страны свободно посещает оккупированные территории Азербайджана и избегает правосудия, но и то, что сами граждане Азербайджана лишены этой возможности. Ярким примером отсутствия правосудия является дело двух азербайджанских граждан, которые были захвачены в плен и задержаны незаконным армянским режимом в Ханкенди из-за посещения своей же территории. Именно здесь мы видим несправедливость и именно здесь справедливость должна быть восстановлена.
Бакинский рабочий.-2017.- 11 февраля.- С. 5.