Кетан Алекперова: в Ходжалинской трагедии погибли 20 моих родственников

 

Со дня Ходжалинской трагедии прошло 25 лет. Живые свидетели этой трагедии, потерявшие близких, живут не только в Азербайджане, но и в соседней Грузии. Одна из них - проживающая в Марнеули 90-летняя Кетан Алекперова. Кетан Алекперова и члены ее семьи поделились своими грустными воспоминаниями о Ходжалинской трагедии с АЗЕРТАДЖ.

 

Родившаяся в 1927 году в Ходжалы Кетан Алекперова является потомком известных династий Усубовых и Гасановых. Бабушка Кетан говорит: «После замужества я переехала из Азербайджана в Грузию. Но никогда не прерывала связи с Азербайджаном. Был февраль 1992 года. Мы получали различные новости из Азербайджана, особенно из Нагорного Карабаха. 25 февраля я отправила своего зятя Хагнета в Ходжалы. В Ходжалы жили мои братья, сестры и другие родственники. 26 февраля я узнала о том, что армяне с помощью 366-го полка вошли в Ходжалы, разрушили город, учинили расправу над населением. Потом я узнала, что армяне взяли в плен моих братьев и их сыновей. Мой племянник Ровшан Гасанов был военнослужащим. Насколько мне известно, его взяли в плен и убили с особой жестокостью. Армяне мучали моих родственников, взятых в плен. Некоторым выкололи глаза, а брату вырвали золотые зубы плоскогубцами».

 

После этих известий зять бабушки Кетан Хагнет Чылдырлы в тот же день был в Агдаме. Он говорит: «Вечером 25 февраля я прибыл в Агдам. Была ночь и я остался у родственников. Утром я должен был поехать в Ходжалы и навестить родственников. Но 26 февраля утром где-то в 4 часа поднялся шум. Говорили, что армяне напали на Ходжалы. Я сам был прапорщиком в бывшей советской армии. Те, кто был в состоянии пользоваться оружием, сели в машины и направились в Ходжалы. Я тоже был с ними. По дороге у леса мы стали свидетелями чудовищной картины. Люди босиком, полуголые, раненные, замерзшие выходили из леса и шли к нам, некоторые ползли. Мы усадили их в машины и вернулись в Агдам. А у кого было оружие, двинулись вперед. Я был в шоке от увиденного. Не мог поверить, что армия, в которой я служил, могла так зверски поступить с мирным населением. Это была резня. Это было самым жестоким проявлением фашизма. Я не знаю как иначе назвать эту трагедию».

 

Х.Чылдырлы говорит, что не смог найти ни одного родственника среди раненных. Однако, потом стало известно, что некоторые из родственников пали шехидами в Ходжалы, а некоторые попали в плен. По его словам, ребенок, с лица которого содрали кожу и имя которого проходит в архивных материалах, был сыном его близкого родственника.

 

Одной из переживших трагедию Ходжлы является Латифа Шабанова. Через месяц после кровавого события, она прибыла в Ходжалы и искала родственников во время обмена пленных. Л.Шабанова говорит: «Я не могла узнать своего близкого родственника Али, он еле разговаривал. Потом мы узнали, что армяне выдернули его золотые зубы плоскогубцами. Он сказал, что несколько наших родственников были зверски убиты. А о своем сыне Ровшане Гасанове, который был военнослужащим, мы не могли ничего узнать. Сказали, что его тоже убили с особой жестокостью».

 

Дочь бабушки Кетан, Гюльназ ханум говорит: «После вести о смерти своих братьев, моя мама ослепла. Недавно после операции зрение вернулось, но она не слышит. Сейчас у мамы есть мечта. Если земли Азербайджана освободятся от армянской оккупации, она хочет дойти до Ходжалы пешком. Я знаю, что это может быть сложно для нее, но лишь бы наши земли были освобождены, кровь наших шехидов была отмщена».

 

Студент 3 курса Тбилисского государственного университета Алим Бабаев говорит, что знает достаточно о Ходжалы от бабушки, дяди, других свидетелей и из прессы. Он говорит: «Мы изучали это по истории, в войне есть свои правила. Однако, преступление, которое совершили армяне в Ходжалы, не входит ни в какие рамки права, законов, человечности. Этому есть только одна название – резня. Я думаю, что и это мягко сказано. Невозможно дать название тому, что учинили армяне в Ходжалы. Это ни с чем не сравнимое зверство». Алим Бабаев сказал, что часто разговаривает со своими товарищами студентами и друзьями на эту тему, информирует их о Ходжалинской трагедии.

 

Младшая в доме Айгюн ханум говрит: «Бабаушка Кетан иногда плачет, а иногда дает нам наказ и говорит, чтобы были бдительными. Чтобы отличали друзей от врагов. Мы стараемся так и делать. Мы должны помнить Ходжалы, тех, кто пали там шехидами». По словам Айгюн, бабушка Кетан после восстановления зрения рисует и пишет грустные стихи о Ходжалы.

 

Бакинский рабочий.-2017.- 11 февраля.- С. 5.