Реформы в налоговой системе Азербайджана нацелены на
стимулирование местного предпринимательства
Налоговая система всегда служила эффективным методом регулирования и рычагом устранения нежелательных последствий в экономике.
И поскольку степень и темпы развития любой страны постоянно меняются, то и налоговая сфера отличается, как правило, динамичностью и склонностью к переменам. Особенно сказанное относится к государствам, не завершившим переход к рыночной экономике. Ведь чем развитие интенсивнее, тем, соответственно, возникает больше необходимости в пересмотре условий налогообложения.
Таким образом, внесение самих изменений в Налоговый кодекс, безусловно, вещь полезная, однако данный процесс, как палка на двух концах, поскольку с другой стороны налогоплательщикам приходится вновь и вновь осваивать новые правила игры на рынке. К тому же такая практика неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны, поскольку отпугивает потенциальных зарубежных инвесторов, предпочитающих устойчивые системы с большей гарантией неизменности условий. То есть в данном вопросе следует соблюдать баланс, позволяющий совершенствовать систему и оставлять доступность ее для широкой массы людей.
Последние нововведения в Налоговый кодекс Азербайджана были внесены вступившим в силу 16 декабря 2016 года Законом «Об изменениях в Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики». И поверьте, в отличие от многих изменений ранних годов, носящих больше редакционный характер, на этот раз правительством предложен концептуально иной подход к вопросу стимулирования предпринимательства.
Изменений много, и потому уместно остановиться только на самых значимых из них, затрагивающих широкий круг людей. А потому начнем с упрощенной формы налогообложения. Как известно, лица, подпадающие под нее, зарегистрировавшие свой бизнес в Баку, платят
4%-й, а в регионах — 2%-й налог. Условием является то, что годовой оборот этих физических лиц не должен превышать 200 тысяч манатов. Однако ряд нерадивых предпринимателей стали успешно пользоваться этим и уклоняться от выплат действительных суммы налогов. Схема применялась простая. Они регистрируют своих работников… Вернее, никак не регистрируют их, не пописывают никаких трудовых соглашений, а работают с ними, якобы как с частными физическими лицами. Как результат, с суммы, выплачиваемой этим работникам государству перечисляется не 39%, а всего 4%. Ведь по выдуманной схеме, бухгалтер, водитель и почти все другие сотрудники предприятия числятся как частные и независимые предприниматели, с которыми сотрудничает основная компания. Но это было раньше, а теперь новые правила ужесточают контроль в этой сфере и позволяют налоговикам доказать, что на деле при применении подобной схемы имеет место быть настоящее уклонение от выплат налогов.
Кстати, с нынешнего года под упрощенную систему налогообложения (статья 220.10) также подпадают массовики-затейники (лица, организующие и проводящие культурно-массовые увеселительные и любые другие мероприятия), люди, оказывающие фото-, видео- и аудиоуслуги, сапожники, часовых дел мастера, мастера телевизоров и другой бытовой техники, люди прислуживающие в домах и ухаживающие за больными и немощными людьми и т.д. При этом все они не будут считаться непосредственно частными предпринимателями. С начала 2017 года им просто следует получить в налоговой службе официальный документ (срок действия которого решают они сами), по которому и будут осуществляться выплаты фиксированных сумм. Для сапожников месячный налог определен в размере 5 манатов (в Баку эта сумма умножается на коэффициент 2). Скорее всего, с течением времени, эти налоги будет повышены, и сегодня налоговики хотят лишь привить представителям вышеназванных профессий культуру налоговых выплат. Именно поэтому ответственность за соблюдением налоговых требований сегодня возложена исключительно на лиц, подпадающих под действие вышеуказанных статей, а не лиц нанимающих их.
Закон о налоговых изменениях позволил также применить новую систему обложения налогом недвижимости при ее продаже и покупке. Если раньше при продаже недвижимости в зависимости от региона применялись коэффициенты, определяющие сумму налога, то теперь (статья 219.3 и 250.1.9) налог придется платить и при получении прибыли от продажи земли. В зависимости от зон станут применяться коэффициенты на каждый квадратный метр земельного участка в размере 50 копеек. А коэффициенты, исходя от местности, меняются от 1,1 (отдаленные регионы) до 1,5 (для Баку) на которые придется умножать стоимость земли.
И если мы говорим об изменениях, коснувшихся земельного вопроса, то согласно изменениям по непосредственно налогу на землю (статье 206.1) с 1 до 2 манатов увеличен налог на каждую сотку участка, предназначенного для использования в сельскохозяйственных целях.
Нововведение нацелено на то, чтобы стимулировать предпринимателей, обладающих такими угодьями, заниматься сельхозработами. И, скорее всего, с каждым годом этот налог будет лишь увеличиваться.
Но вернемся к лицам, подпадающим под упрощенную налоговую систему, которые не рассматриваются законом как платящие НДС, а также налог на прибыль и налог на недвижимость. НДС в размере 18% удерживается от конечного потребителя продукции. И здесь интересным следует считать полное освобождение на три года от налога на НДС при продаже зерна, птичьего мяса, что, конечно же, стимулирует сельское хозяйство. Чтобы стало ясно, как именно это новшество отразится на каждом из нас, представим следующую картину: предприниматель, купив какое-то сырье или товар для производства, выплачивает НДС который сидит в цене товара, и, вступая между собой в коммерческие отношения, юридические лица этот налог, что называется, передают по цепочке, а в конечном счете гасить его приходится конечному потребителю. Так что, если кто-то освобожден от выплаты НДС, то это, конечно же, положительно сказывается и на конечных потребителях в ценовом плане.
Здесь хотелось бы добавить, что с момента вступления закона в силу, придется платить НДС, тем компаниям, которые будут привозить из-за рубежа работников и заказывать вид услуг. Естественно, данное нововведение относится больше к сравнительно крупным фирмам и компаниям.
Между прочим, ряд изменений в НК ориентированы именно на такие структуры. Так, в кодексе появился пункт, согласно которому при заключении какой-либо крупной сделки на сумму минимум 10 млн манатов, предприниматель должен заранее обратиться к налоговикам за документом в котором будет показана конечная сумма налога. Этим налоговые службы фактически станут, с одной стороны, выступать в роли консультанта для предпринимателя, очерчивающего правовые нормы сделки, а с другой — в их лице вся налоговая система страны предоставит тем самым гарантии предпринимателю, что в будущем с него не будет удержан налог больший, чем показано в документе. Однако здесь на передний план выходит вопрос ответственности и порядочности служащего, который выдаст подобную справку, поскольку, если речь идет о долгосрочном контракте, то налоговая проверка по сделке может совершиться спустя многие годы. И если суммы очень большие, то государство должно подстраховать себя на случай, если налоговик все же поддастся искушению и укажет в документе меньший налог.
Другое нововведение тоже касается представителей крупного бизнеса и дает возможность налоговикам самим определять объем налога. Но только в особых случаях. Так, если между двумя близкими друг другу юридическими лицами (между которыми существует зависимость в организационной форме или по схеме построения бизнеса) заключено соглашение, в котором указана цена продажи конкретного товара, то налоговые службы могут сами рассчитать налог, исходя из рыночной цены. Правда, такое соглашение должно тянуть минимум на 500 тысяч манатов.
Целый комплекс внесенных законом изменений связан непосредственно с деятельностью финансовых институтов страны. О банках, страховых и инвестиционных компаниях говорится в статьях 6.1, 13.2.66, 16.1.11 и 36. И здесь уместен вопрос: почему государство впервые внесло в НК понятие финансовые институты? Ведь и раньше эти структуры платили налоги. Тем более, что изменений в ставку самих налогов внесено не было. Однако речь идет о международных сделках, в которых эти структуры станут выступать в роли гарантов, и имеются в виду операции с американскими долларами.
Сегодня все денежные переводы, связанные с долларом, проходят через автоматическую платежную систему Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications (SWIFT) и подобные ей системы, регулируемые со стороны США. У азербайджанских банков до сих пор не было обязательств по предоставлению данных по операциям с долларами, а теперь это официально закреплено нынешними изменениями в НК. Необходимость же подобной декларации вытекает из того, что Азербайджан является членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering) и, согласно принятым обязательствам, все финансовые структуры нашей страны должны предоставлять государству сведения о соглашениях на определенную сумму. Если соглашения к тому же и в долларах, то уже в рамках заключенного между Азербайджаном и США договора, эти сведения предоставляются американцам.
Следующее новшество, вошедшее в силу благодаря Закону «Об изменениях в Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики», оговаривает доходы, полученные нашими гражданами от денежных вкладов в банки. Эти доходы, как известно, регулярно освобождались от налоговых выплат. Теперь же введен мораторий сроком на 7 лет. Если вы получили доход в виде дивидендов от акций местных АО или от операций с продажей принадлежащих вам облигаций, то и здесь предусмотрен аналогичный срок освобождения от налогообложения.
Интересные положения вошли в новую версию НК и по вопросу безналичных платежей. Скажем, если оборот юридического лица превышает 200 тысяч манатов в год (то есть он является плательщиком НДС), то в течение месяца он не сможет осуществить бизнес-операцию (покупка товаров и услуг) в наличной форме на сумму свыше 30 тысяч манатов. Снять со счета деньги можно без ограничений, хоть всю сумму, только вот платить при этом придется веденный этими же изменениями 1%-й налог на снятие наличности. И проводить бизнес-операцию в наличной форме не более, чем на вышеуказанную суммы.
Прежде всего, данное изменение рассчитано на то, чтобы перевести все бизнес-операции в нашей стране в безналичную форму и предотвратить отток денег из банков. Правда, есть в законе и исключение, которое тоже нашло отражение в изменениях: допускается расплачиваться наличными деньгами при покупке в качестве лома отходов цветных металлов, макулатуры или отработанной пластиковой тары.
Новые правила коснулись также процедуры покупки товаров и услуг между юридическими лицами. Если у компании покупается какой-либо товар, то у него следует требовать предоставить счет-фактуру для предъявления в налоговые органы. До этих изменений достаточно было просто иметь в наличии чек о покупке, в котором указывалась стоимость товаров и услуг, и налоговики не требовали каких-либо иных бумаг.
Говоря о безналичной форме оплаты добавим, что переводы денег в государственные учреждения, погашение долгов за услуги операторов сотовой связи, платежи туристическим агентствам, плата за обучение — все это разрешается теперь осуществлять только путем денежных переводов.
Поговорим и о видах налогооблажения, по которым особо сильных изменений не произошло, но интересные моменты есть и в этом вопросе. Скажем, по акцизам. Здесь, наверное, надо пояснить, что сами налоги делятся на прямые и косвенные. Прямым налогооблажением считается удержание части вашего дохода с зарплаты. А в случае с НДС ситуация иная, поскольку лицом, напрямую выплачивающим этот налог, является предприниматель, а сумма налога сидит в стоимости товара, и формально, как было сказано выше, он вычитается с покупателя, что позволяет отнести налог к косвенным. И таковым, как раз, является акциз — цена, наслаиваемая на стоимость конкретного товара. Обычно этот налог применяется к товарам, не предназначенным для широкого пользования, например, дорогие украшением (это не то, чем люди пользуются, исходя из острой необходимости) или табачную продукцию (ввиду вреда для здоровья). Так вот, с момента внесений изменений в НК, акцизным удержаниям будут подвергаться и кожаные изделия, а в случае с золотыми украшениями, алмазами и автомобилями увеличена сама стоимость акциза.
Здесь, наверное, будет уместно отметить, что по новым правилам от налогообложения освобождены операции с подарком, стоимость которого не превышает 1000 манатов и которые произведены в течение года. То есть если вы кому-либо что-либо подарите на сумму 1000 манатов, то повторно обрадовать этого человека подарком сможете не раньше чем по истечении года. Причем в законе оговариваются и конкретные лица, подарок которым не облагается налогом — только члены семьи.
Интересно, что ряд изменений в НК нацелены на ограничение деятельности самих налоговых служб. К примеру, в статье 37.2 говорится о камеральных проверках, и по новым правилам, если она уже один раз была проведена, а налог — выплачен, то представители налоговых служб не могут беспокоить предпринимателя повторно по тому же вопросу.
Добавим также, что изменения предусматривают беспрецедентную по своей сути амнистию со стороны налогового ведомства. Так, полностью ликвидированы набежавшие ранее проценты по всем видам налогов. Вопрос очень актуальный, поскольку ежедневно к сумме налогового долга приплюсовывалась пеня в размере 0,1%, что к концу года может составить (и, как правило, формировало) внушительную сумму. Что касается финансовых санкций — штрафов за нарушение каких-либо требований НК, некоторые из которых, кстати, достигали 100% размера самого налога, то теперь часть этих сумм полностью стерта, а по другим выставлено условие, подразумевающее списание долгов в зависимости от сроков выплаты.
В новой версии НК нашел отражение и вопрос предоставления добровольной налоговой декларации (статья 13.2.49-2), в которой указывалась бы ошибка прошлого, ввиду которой не был выплачен определенный налог. Дело вот в чем: если вы нашли ошибку в прежней декларации и заявили об этом, то вы не должны будете платить никаких санкций и штрафов, которые теоретически могли бы набежать, если бы факт невыплаты обнаружили налоговики. При этом налог все же погасить придется.
О либеральности налоговых изменений свидетельствует и то, что отдельным пунктом в документе прописано, что если две или несколько статей налогового законодательства противоречат друг другу, то за основу принимается та, что больше всего защищает интересы налогоплательщика.
Подведем итоги. Закон «Об изменениях в Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики» коснулся практически всех сфер налогообложения. Можно ли считать документ прогрессивным? Безусловно, поскольку он фактически демонстрирует желание правительства Азербайджана идти навстречу бизнесменам и помогать им в развитии. И вступивший в силу с конца прошлого года закон является очевидным доказательством успехов в этой сфере.
P.S. Автор благодарит члена коллегии адвокатов Азербайджана Акрама Гасанова и немецкое Общество Международного сотрудничества (GIZ) за информационную поддержку в ходе семинара «Налоговый кодекс-2017: правовой анализ нововведений», организованного в рамках программы «Адаптация к европейским стандартам в правовой сфере в Южном Кавказе».
Рауф НАСИРОВ
Бакинский рабочий.-2017.- 22 февраля.- С. 6.