Ученый, изобретатель, педагог…

 

Вся жизнь ученого, изобретателя, педагога, профессора, предпринимателя и благотворителя Тофика Махмудова — это череда неординарных поступков, добрых дел, которыми  он отличился, с подросткового возраста, когда формирование, взросление большинства его одногодок только начиналось.

 

Так, еще во время учебы в седьмом классе средней русской школы №4 имени М.Горького города Агдаш у него проявился организаторский талант. Однажды он, будучи фанатом футбола, выступил с инициативой создания первой в школе футбольной команды,  которую он сам и возглавил. Проблема была в том, что ни школа, ни район не имели футбольного стадиона.  Ее решение  семиклассник Тофик взял на себя: по его инициативе ребята всей командой занялись расчисткой заросшей бурьяном территории, когда-то отведенной под спортивный стадион и заброшенной. Так благодаря рано проявившимся организационным способностям, упорству и настойчивости Тофика Махмудова в Агдаше появилось настоящее футбольное поле, а он сам, особенно после того, как школьная футбольная команда заняла первое место в соревновании школ Агдаша  по футболу, завоевал авторитет в районе. Тогда он удостоился первой комсомольской награды — похвального листа районного комитета комсомола.

 

Когда пришла пора выбирать профессию, Тофик Махмудов подал документы на  гидромелиоративный факультет по специальности «Строительство речных сооружений и ГЭС» Азербайджанского политехнического института имени Ч.Ильдрыма.

 

— Я насмотрелся  фильмов о строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, других электростанций, к тому же рядом с Агдашем была Мингячевирская ГЭС, меня притягивала романтика больших строек, и это сыграло свою роль, — говорит Тофик муаллим.

 

Специальность инженера-гидротехника требовала самых разносторонних знаний — в области геодезии, гидравлики и других дисциплин. Как вспоминает Тофик Махмудов, им преподавали великолепные педагоги, которые при всей их строгости и требовательности умели привить  любовь  к избранной профессии. Студенты, выезжая с ними на практику на Самур-Абшеронский канал, Мингячевирскую ГЭС и другие объекты, набирались первых крупиц бесценного практического опыта.

 

В 1968 году, на третьем курсе, Тофик Махмудов стал бойцом одного из только начавших формироваться в СССР и в Азербайджане студенческих строительных отрядов (ССО). Причем зачинателем этого движения в Азербайджане был именно Политехнический институт. Это была очередная  страница его жизни, обогатившая новыми знаниями и  впечатлениями. Как и все бойцы ССО, он завел дневник для необходимых рабочих записей, но, будучи серьезным и вдумчивым молодым человеком, он расширил его рамки, записывая также  свои наблюдения, возникающие идеи, мысли, аналитические заметки. Это было тем более необходимо, что движение ССО только зарождалось и формировалось, как говорится, «по ходу действия», поэтому всему учились в процессе работы, и проблем хватало: не было транспорта, необходимых инструментов, и поначалу все держалось на энтузиазме, опирающемся на так называемое «чувство локтя», коллективизм. Трудности, которые приходилось при этом преодолевать юным бойцам ССО, были тем самым «пудом соли», который помогал им выбирать себе друзей, понимать смысл и ценность дружбы, товарищества.

 

— По ночам от непривычки к тяжелому физическому труду у меня ныли мышцы, еле разгибалась спина, но когда я смотрел на первую воздвигнутую мной стену, испытывал невероятные чувства, словно это великолепная картина, написанная мастером, и этим мастером был я сам, — вспоминает Тофик муаллим.

 

В составе ССО он выезжал на практику в Ставропольский край, где была, как он вспоминает, мощная ирригационная система, водохозяйственные объекты; на строительство ВАЗа в Тольятти, в Польшу. Это было время накопления самой разнообразной информации, касающейся как специальных знаний, умения работать в коллективе,  так и знаний о самом себе — чего ты стоишь, на что способен... У Тофика Махмудова остались сотни фотографий той поры, собранных в  альбомах с надписями «Тольятти» (там строили ВАЗ), «Кюрдамир», «Польша» и представляющих собой ценность для истории молодежного движения в Азербайджане. Эти альбомы-реликвии — свидетельство того, насколько дорога ему эта память. Все это вкупе с подробными рабочими дневниками очень пригодились ему, когда годами позже, уже будучи преподавателем Азербайджанского инженерно-строительного института, он стал командиром сводного ССО, который в составе интернационального отряда работал в Люблине (Польша), где строился автовокзал, на самых различных объектах — строительстве школ, фабрик, детских площадок...

 

За свой вклад в движение стройотрядов в Азербайджане Тофик Махмудов удостоился официального поздравления и пожелания больших успехов в труде и учебе за подписью первого секретаря ЦК КП Азербайджана

Гейдара Алиева, а также был награжден грамотой Президиума Верховного Совета АзССР. Не так давно, когда в Москве отмечали 50-летие ССО, Тофик Махмудов был награжден  памятной юбилейной медалью....

 

Насколько она ему дорога, может свидетельствовать посвященная ему, как ветерану ССО (им отдал почти 20 лет своей жизни), статья, опубликованная в конце 70-х годов прошлого века в газете «Молодежь Азербайджана», когда он уже был доцентом кафедры механики грунтов, оснований и фундамента, начальником научно-исследовательского сектора АзИСИ. Автор статьи написала о том, как под конец беседы попросила своего собеседника представить себе всего лишь на минуту, что в его жизни не было бы страниц, связанных с участием  в ССО. Как она свидетельствовала, Тофик муаллим, добросовестно исполнив ее просьбу, изменился в лице, словно вдруг  потерял что-то особенно дорогое. Статья так и была озаглавлена — «Самое дорогое». В настоящее время Тофик муаллим является председателем совета ветеранов ССО Азербайджана

 

После окончания с отличием института, проработав некоторое время ассистентом на кафедре и три года преподавателем, Тофик Махмудов стал аспирантом кафедры. В 1978 году в Москве прошла его защита на степень кандидата технических наук, которая, конечно же, завершилась успешно, как и любое дело, за которое он брался.

 

По возвращении в Баку он был переведен на должность  старшего преподавателя, а позже — доцента кафедры, но он не был бы самим собой, если бы шел по проторенному его предшественниками пути. Как усовершенствовать процесс обучения, облегчить усвоение студентами необходимых знаний — это была очередная задача, над которой работала его беспокойная мысль. По собственной инициативе он подготовил для лучшего запоминания студентами учебного материала ряд наглядных пособий, а также плакаты, конспекты, слайды... Сказать, что, чувствуя теплое, неравнодушное отношение к себе, молодежь отвечала тем же, это значит ничего не сказать о том, каким педагогом был Тофик Махмудов. И вот тут на помощь приходит присланное ему от одной из студенток в день 60-летнего юбилея письмо, найденное мной в богатейшем архиве моего героя. Стоит привести отрывок из него.

 

«... Помню, как Вы впервые пришли на занятия в нашу группу. Это было на первом курсе. Вы вели у нас спецпредмет «Введение в специальность». Эти 14 часов лекций запомнились нам на всю жизнь. Это, скорей всего, был курс введения в жизнь. Мы с большим нетерпением ждали встречи с Вами в аудитории... Однажды на лекции Вы, говоря о моральном облике педагога, сказали следующую фразу: «Педагогу можно простить многое, кроме трех вещей — взяточничества, алкоголизма и аморальности».

 

После завершения первого курса мы с нетерпением ждали очередных встреч с Вами. На старших курсах нам повезло. Вы опять продолжали вести лекции, курсовой проект и упражнения по спецпредметам... Я благодарна судьбе, что была Вашей студенткой». Письмо огромное и завершается посвященным юбиляру стихотворением. Думается, этот короткий отрывок из него достаточно емко характеризует Тофика муаллима и как педагога, и как человека.

 

Когда перед руководством инженерно-строительного института встала задача создания на собственной базе  научно-исследовательского сектора, лучшей кандидатуры, чем инициативный, с большим запасом знаний и опыта специалист, как Тофик Махмудов, они найти не смогли. Ректор, профессор Санан Мустафаев не принял от него никаких попыток отказа и ссылок на неопытность в этой сфере. «Ты возглавишь сектор!» — категорично отрезал он, уверенный в  своем выборе. Но кем было руководить и на чем строить работу, когда сотрудников, вместе с ним, было всего три человека?! За пять лет руководства он расширил сектор, создав новые службы, отраслевые лаборатории, превратив сектор в полноценный институт. Когда уходил с должности, численность сотрудников составляла около 50 человек, а лабораторий — пять. Объем хоздоговорных работ возрос с 272 тысяч рублей до одного миллиона.

 

Около ста человек из профессорско-преподавательского состава были отправлены для повышения квалификации в разных областях. Как он утверждает, большую помощь ему в этом деле оказал опыт многолетней комсомольской  работы, а также знакомство с деятельностью инженерно-строительных институтов Москвы, Волгограда и Вильнюса.

 

В этот период жизни из Москвы в адрес Министерства высшего и среднего образования Азербайджана пришла разнарядка на стажировку в университетах Японии. Среди указанных в ней научных тем была обозначена и специальность по основаниям и фундаментам.  Махмудов выбрал ее и по направлению АзИСИ прошел в Москве очень большой конкурс. География отбора была  обширна. В результате из  11 претендентов со всего Советского Союза прошли только двое — Тофик Махмудов  и представитель Московского авиационного института. Свое «добро» на поездку дал и ЦК Компартии Азербайджана. Так Тофик муаллим стал первым азербайджанцем, направленным на стажировку в Японию, которая тогда, да и сейчас, считалась  самой передовой в области строительства. В марте 1982 года Махмудов, будучи уже во всеоружиии  знаний об этой малознакомой в те годы экзотической  стране, был уже  в Японии для прохождения стажировки в Токайском университете. Его интересовал опыт, связанный с сейсмостойкостью строящихся зданий. Время, проведенное им там, прошло очень продуктивно. Сверх программы по своей инициативе он посетил ряд ведущих  научно-исследовательских институтов и лабораторий, которые вели исследования в области строительства, принимал участие в интересных  и полезных встречах. Был награжден почетным знаком Японского общества по строительству и памятной медалью Японского общества по культурным связям. В Азербайджан  вернулся, оставив в Японии новых друзей, завоевать которых ему помогли проявленный им живой интерес к культуре страны, целеустремленность в изучении языка, который он освоил на уровне  разговорной речи. Будучи в Японии он собрал и подготовил материал, которого хватило бы на три докторские диссертации. Он горел желанием применить новые идеи на практике, но до сих пор  сожалеет, что Гейдар Алиев к тому времени перешел на работу в Москву, а новое руководство республики не проявило никакого интереса к предлагаемым ученым новшествам в строительстве, хотя тема сейсмостойкости зданий по сей день остается актуальной для страны. Так порой проявляются бесхозяйственность и бездумность на государственном уровне.

 

Тем не менее на протяжении нескольких лет Тофик муаллим продолжал интересоваться этим вопросом, и принимал участие во многих международных форумах и конференциях. В частности, в ХII Всемирной конференции, состоявшейся в 2002 году в Новой Зеландии; во Всемирной конференции, проходившей в 2004 году в Канаде, на которой обсуждались актуальные вопросы предупреждения землетрясений; во Всемирной конференции по инженерной сейсмологии, проходившей в 2005 году в Японии. В Канаде он выступил с докладом, содержавшим  инженерный анализ произошедшего в Баку в ноябре 2000 года землетрясения.

 

За почти 50 лет научно-педагогической работы профессор Махмудов издал более 100 научных трудов. Он также автор шести изобретений, использованных как в Азербайджане, так и за рубежом; восьми учебников и учебных пособий. За вклад в науку удостоен премии имени Юсифа Мамедалиева.

 

Общественная деятельность всегда оставалась весомой частью его жизни, и девять лет, начиная с 1990 года, он избирался депутатом местного совета, является членом партии «Ени Азербайджан», членом республиканского Фонда культуры, Совета старейшин АзИСИ, Международной академии наук.... Благотворительная деятельность — не менее важная составляющая его биографии, которую он не афиширует, но, как правило, вести о добрых делах передаются в народе очень быстро, а иначе бы Тофика Махмудова не прозвали «внуком» Гаджи Зейналабдина Тагиева, перед памятью и добрыми делами которого он преклоняется. Когда в 90-е годы ассоциацией «Инкишаф» был создан Благотворительный фонд Г.З.Тагиева, будучи заместителем председателя этого фонда, вместе с ответсекретарем фонда Агамехти Агаевым они разыскали дочь Тагиева Сару ханум и раз в месяц поочередно вручали ей денежное пособие. Работая в Фонде культуры, Тофик муаллим немало внимания уделял нуждам деятелей театра, в частности, государственному театру «Йуг», камерному театру. Помогает он и одиноким людям, малообеспеченным семьям, беженцам из Ходжалы.

 

Ныне Тофик муаллим — частный предприниматель и продолжает оказывать посильную помощь нуждающимся.

 

Тофик муалим — строитель, созидатель не только по избранной профессии, но и по жизни, по состоянию души. Не случайно с недавним 70-летним юбилеем его поздравили несколько сотен человек. К своему знаменательному юбилею решением оргкомитета национального бизнес-рейтинга по итогам рейтингования предприятий Тофик Махмудов удостоен ордена «Звезда славы. Экономика Азербайджана». Ею награждаются лица, чей самоотверженный труд, высокие моральные  и профессиональные качества, добросовестность способствовали достижению лидирующих позиций в экономике. На его день рождения близкие друзья подарили ему портрет, представляющий собой дружеский шарж. На нем он изображен в костюме фельдмаршала и внизу шутливая подпись: «С юбилеем, фельдмаршал!» А ведь и действительно фельдмаршал — по доброте, человечности, дружбе и любви к родине, к людям. Он большой патриот, но не напоказ, не в громких речах. Патриотизм у него естественный, молчаливый, таящийся внутри сердца, души. «Громко» он проявляется только в мелодии телефонных звонков. Тот, кто звонит, вместо гудков слышит песню о малой родине Тофика Махмудова — Гейчае, а он сам при входящих звонках слышит песню-гимн Магомаева «Азербайджан», потому что это его родина, земля, на которой живет и работает он сам и его большая семья — супруга, два сына, трое внучек и внук — продолжатель рода, который пока ходит в детский сад. Внучки же все — в учебе. Старшая заканчивает БГУ, средняя — «АДА», а младшая — четвертый класс.

 

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.-2017.- 6 июля.- С. 4.