Спустя 24 года в Джоджуг Мерджанлы вновь зацвело гранатовое дерево
Я снова отправляюсь в Джоджуг Мерджанлы. Это село, прославившееся на весь мир, возрождается и превращается в красивый благоустроенный поселок.
Хотя село было оккупировано врагом в 1993 году, через год, 6 января оно было освобождено в результате успешной Горадизской операции.
Однако из-за того, что высота Лелетепе контролировалась армянами, жить здесь было невозможно. И только освобождение высоты Лелетепе в апрельских боях 2016 года устранило существовавшую угрозу.
Строительство нового поселка в Джоджуг Мерджанлы, согласно Распоряжению Верховного Главнокомандующего, Президента Ильхама Алиева, было встречено с большой радостью азербайджанским народом, в том числе жителями села.
В поселке построены 50 домов, общеобразовательная школа на 100 ученических мест, мечеть, электрическая подстанция, проведены газопровод, линии электро — и водоснабжения, автомобильная дорога протяженностью 9 километров.
Я спешил на встречу с жителями села Джоджуг Мерджанлы, возвратившимися в родные края спустя много лет. Первыми, кого я увидел на улице в поселке, были дети, катавшиеся на велосипедах. Помахав мне, они промчались мимо. Потом я встретил пожилую женщину. Она гуляла с внуками, держа их за руки. В одном из дворов хозяйка дома кормила кур. А по соседству молодая мать укачивала ребенка. Кто-то подметал двор, кто-то беседовал с соседями. Сегодня в Джоджуг Мерджанлы кипит жизнь, осталась позади горечь разлуки. Жители встретили меня приветливыми улыбками, охотно делились своей радостью.
Работавший во дворе своего дома Шахаддин Гусейнов пригласил меня в дом. За чаем он вел свой неспешный рассказ: «До сих пор у нас не было дома. Но благодаря господину Президенту для нас был построен дом в родном селе. Селе, освобожденном от врага.
24 года своей жизни я провел в поселке Баладжары, в здании, где не было элементарных условий. Плохо-хорошо, но жили. И хотя мы в своей стране, родные края — это совсем другое. Я чувствую себя здесь очень комфортно, удобно, спокойно, но самое главное, я нахожусь на земле своих предков. Сегодня я живу рядом с родственниками, которых не видел много лет. Большего счастья быть не может. Желаю испытать эти чувства всем нашим переселенцам».
Делясь планами на будущее, Шахаддин сказал, что осенью посадит у себя во дворе фруктовые деревья. А вообще, он собирается заниматься земледелием и животноводством на выделенном для него участке.
В это время зазвучал азан с минарета сельской мечети. «Каждое утро просыпаемся под звуки азана. Благодарим Аллаха за эти счастливые дни и государство — за созданные для нас условия», — сказал хозяин дома, глядя из окна на мечеть.
Сначала мне не удавалось разговорить маленькую Нурай, единственную дочь семьи. Она застеснялась, но потом, глядя на отца, осмелела и сказала: «Я нашла здесь новых друзей. Каждый день играем вместе. В сентябре пойду в школу. Смотрите, какой ноутбук мне подарили эти дяди».
Отец девочки поясняет, что представители Общества с ограниченной ответственностью «Азтелеком» на днях посетили Джоджуг Мерджанлы и навестили его семью. Они подарили Нурай ноутбук, обеспечили их дом телефоном и Интернетом.
Со двора послышались голоса. Это пришли в гости родственники, которые тоже получили дома в поселке. В беседе с нами Солмаз Масталиева сказала: «Каждый день ходим в гости к нашим родственникам, соседям с поздравлениями. Мы так рады… Признательны нашему Президенту за то, что обеспечил нас удобными домами и воссоединил рассеянных по всей стране родственников в родном краю».
Прощаюсь с собеседниками и продолжаю прогулку по поселку. В одном из дворов вижу пожилую женщину, поливающую цветущее дерево. Сначала я был удивлен, ведь в это время года деревья не сажают. Я подошел к дереву. Увидев мое удивление, Гюльханде Газиева сказала:
«Это дерево росло во дворе моего дома до войны. Так случилось, что я получила новый дом, построенный на том же самом месте. Это гранатовое дерево осталось здесь с тех пор. Не высохло и стало символом, связывающим мое прошлое и настоящее. Смотрите, я за ним ухаживаю и оно цветет. Иншаллах, в будущем году еще подрастет. Иногда я разговариваю с ним. Думаю, что если бы это дерево могло говорить, то рассказало бы мне столько интересного…»
Выслушав рассказ пожилой женщины, я задумался. Что еще сказать? В этих словах выражено все. Гранатовое дерево, не высохшее за 24 года, продолжает цвести и словно рассказывает бабушке Гюльханде о страданиях и горечи минувших лет, о том, как ждало возвращения жителей села.
Выехав из села, я оглянулся назад. Глубоко вздохнул. В оставшемся позади селе писалась новая страница дастана о Джоджуг Мерджанлы.
Таир АГАМАМЕДОВ,
корр. АЗЕРТАДЖ
Бакинский рабочий.-2017. - 25 июля. - С. 4.