Положительная динамика в экономике Азербайджана приняла с начала 2017 года устойчивый характер роста

 

С начала 2017 года экономика Азербайджана демонстрирует положительную динамику, и данный тренд следует расценивать как начало устойчивого роста. Именно таким был лейтмотив состоявшейся в отеле Four Seasons конференции «Экономические реформы: достигнутые результаты и рекомендации».

 

В мероприятии, организаторами которого выступили Центр экономических реформ и коммуникаций и Американская торговая палата в Азербайджане (AMCHAM), приняли участие первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эйюбов, министр экономики Шахин Мустафаев, председатель Центрального банка Азербайджана Эльман Рустамов, председатель Палаты по контролю за финансовыми рынками Руфат Асланлы, председатель Государственного таможенного комитета Айдын Алиев, а также представители других государственных структур и ряда посольств зарубежных стран. Естественно, основной вопрос, которым задавались все участники конференции, касался состояния финансового сектора нашей страны и потому вполне естественно, что самыми обзорными и в тоже время в достаточной степени детализированными стали выступления председателя Центробанка и главы Палаты по контролю за финансовыми рынками Азербайджана.

На графике на большом экране во время выступления Э.Рустамова была проиллюстрирована цикличность азербай­джанской экономики, и кривая, разбившись в виде гиперболы на года, чертила на ней интересную траекторию. По словам главы Центробанка, положительным следует считать тот факт, что сейчас эта кривая устремилась вверх, демонстрируя рост показателей. Таким образом, если говорить о цикличности, то первое падение пришлось на период, когда Азербайджан стал независимым государством. В силу различных причин все показатели тогда неуклонно снижались, и страна потеряла до половины национального валового продукта.

 

Примерно с 1995 года кривая начинает ползти наверх, и период роста продолжился до 1998 года. Далее наступает период стабильности, и ежегодный рост показателей составляет в среднем 9,4%. Продолжилось данная тенденция где-то до 2004 года. Следующий пик был зафиксирован в 2007 году, когда рост экономики составил 34,5%. С тех пор и вплоть до 2016 года, к сожалению, национальная экономика ежегодно уменьшается в объемах, при неизменном повышении показателей по отдельным секторам. И чтобы понять, что больше всего способствовало росту и падению ВВП, в качестве иллюстрации на экране был также показан график с показателями цен на мировых рынках на нефть.

 

По словам Э.Рустамова, как результат Центробанк был вынужден применить против финансового шока режим плавающего курса национальной валюты, изменить монетарную политику, придерживаться консервативных подходов в вопросе денежного регулирования. Так была достигнута координация и выбор приемлемых курсов между монетарной и фискальной политикой государства. Для достижения фискальной устойчивости были предложены меры, нацеленные на стабильность курса маната и пересмотр правил регулирования денежного рынка. Параллельно применялась консервативная политика в области заимствования государственных средств.

 

Объясняя эти меры регулирования, Э.Рустамов сказал, что метод плавающего курса национальной валюты в то или иное время применяли все страны, подверженные столь сильному падению курса своей валюты. Приносит ли это успехи? В случае с Азербайджаном они, как говорится, очевидны, поскольку с начала года манат укрепился примерно на 4%, и сегодня уже не ощущается нехватка валютных средств на рынке. Наоборот, рынок испытывает определенное давление на манат в плане его укрепления. Однако Центробанк выступает против резкого укрепления азербайджанской валюты, поскольку это может сказаться на платежном балансе страны. С другой стороны, от курса валюты непосредственно зависит и состояние отечественных производителей, конкретно тех, кто занят экспортом. По словам Э.Рустамова, именно слабый манат привел к тому, что местные бизнесмены оказались в серьезном конкурентном преимуществе перед зарубежными производителями.

 

Что касается денежной политики, то сегодня уже наблюдается определенный профицит ликвидности в стране. Чтобы сбалансировать рынок, неплохо было бы разместить в ценных бумагах примерно 500 млн манатов. Параллельно Центробанк ждет, когда ликвидность адсорбируется в экономику в виде кредитов. Э.Рустамов полагает, что если в ближайшее время этого не произойдет, то причины следует искать в интересе, который  преследует бизнес, и выяснить причины того, почему деловые люди не идут на привлечение кредитов для расширения производства. С этой целью уместно будет провести дополнительное исследование рынка.

 

Говоря о политике управления инфляцией, глава Центробанка подчеркнул, что ведомство планирует создать условия для активизации рынка межбанковского кредитования, и тогда денежная политика будет несколько изменена. Раскрывая детали, он сообщил, что будут применены механизмы гарантий на межбанковском рынке, совершенствование залогового рынка и другие аналогичные меры. Впрочем, если говорить о планах, то несмотря на то, что в сфере безналичных расчетов в период с 2008 по 2016 год зафиксирован рост в объеме 47%, но и здесь наблюдаются определенные пустоты в законодательной сфере, которые необходимо устранить. Они тормозят в целом все реформы в финансовой сфере, поскольку замыкаются на таких вопросах, как доверие к финансовым учреждениям страны, низкий уровень знаний населения в этой области и т.д.

 

Председатель Центробанка резюмировал свое выступление заявлением о том, что в Азербайджане сейчас формируется новая модель экономического развития, и потому следует выяснить, из каких источников будут подпитываться реформы в будущем.

Не менее интересным было и вступление главы Палаты по контролю за финансовыми рынками Азербайджана. Руфат Асланлы сообщил, что с конца 2016 года наблюдается оздоровление кредитного портфеля банков.

 

Однако при этом он отметил, что все еще предстоит довольно много работать в плане оздоровления финансовой сферы страны. До сих пор финансовое содействие банкам все еще слабое, и в результате их портфель бизнес-кредитов уменьшился на 30%. Прибавим к этому также сложные выходы на заимствование, высокие ставки в 22—26%.

 

По словам Р.Асланлы, сегодня в Азербайджане функционируют 37 банков из которых лишь 26 завершили капитализацию, а еще к одному со стороны государства применяются меры по оздоровлению. При этом под пристальным контролем находятся другие 5 банков, на долю которых в целом приходится всего 6,6% от общего объема активов.

 

Анализ ситуации со стороны Палаты по контролю за финансовыми рынками показывает, что сегодня ставка, по которой Фонд страхования вкладов населения страхует эти средства, достигает 15%. И это в то время как за границей аналогичный показатель равен 3%. Понятно, что такая ситуация неблагоприятно сказывается на азербайджанских банках. Здесь же можно назвать и малый интерес к государственным ценным бумагам, поскольку у них ставка равна соответственно 18%. В сложившихся условиях банки заинтересованы вкладывать средства в высокорисковые предприятия, а не покупать надежные государственные ценные бумаги.

 

Все эти перипетии в результате привели к тому, что сегодня в целом представители реальной экономики Азербайджана должны банкам в качестве долгов за кредиты 7,8 млрд манатов, из которых 67% формируют портфель неработающих кредитов. В целом же вероятность возврата всех взятых в банках кредитов составляет всего 30%. Примерно такой же процент формирует сегодня и реальная стоимость сконцентрированной в руках у банков залоговой недвижимости.

 

Выход Р.Асланлы видит лишь в том, чтобы прекратить финансировать банки кредитами и начать применять в данной сфере определенные институциональные меры. На днях Палата по контролю за финансовыми рынками обсудила эти вопросы с министерствами финансов и экономики. Вместе эти ведомства видят выход в том, чтобы азербайджанское государство само выступило гарантом части выдаваемых кредитов и вкладываемых инвестиций. Было бы закономерно, если бы гарантии эти предоставлялись при участии Азербайджанской инвестиционной компании. Но есть и другой вариант, который можно было применить параллельно. Так, Р.Асланлы считает, что для увеличения выхода к кредитованию можно было бы объединить те государственные фонды, которые призваны содействовать развитию бизнеса. Консолидация их средств позволит сделать так, чтобы новая структура выступила реальным гарантом части банковского кредитования.

 

Помимо главных финансовых регуляторов страны, на мероприятии прозвучали не менее интересные доклады руководителей и представителей других государственных структур. Так, в целом выступавшие отметили, что в первые 4 месяца 2017 года ненефтяной сектор уже продемонстрировал рост в размере 22%. Другими макроэкономическими достижениями стало то, что инфляция приняла управляемый характер и удалось обуздать рост курса национальной валюты. Другим довольно серьезным положительным сигналом служит стабилизация бюджетных поступлений, а доказательством успехов в монетарной политике — то, что манатная база в Азербай­джане формирует 13% ВВП, что выше аналогичного показателя Турции и Казахстана. Сегодня объем денежной массы полностью позволяет удовлетворять все запросы экономики. Серьезных успехов удалось достичь и в плане таможенного контроля за рынком. По слова председателя Государственного таможенного комитета Айдына Алиева, по некоторым товарным позициям за последние 4 месяца наблюдается рост экспорта и уменьшение импорта. Новшеством в данной сфере стало и то, что Государственный таможенный комитет выступил с инициативой повышения ставок на вывоз за рубеж необработанной кожи животных и цветных металлов в виде лома, что стимулирует предпринимателей к налаживанию производства внутри страны. Но есть и проблемы, связанные с тем, что до сих пор некоторые бизнес-структуры пытаются ввезти в страну незадекларированный товар. Только в прошлом году было задержано такой продукции на сумму до полумиллиарда манатов.   

 

И наконец, о работе по стимулированию экспорта ненефтяной продукции рассказал заместитель министра по налогам Сахир Мамедханов. С недавних пор представляемое им ведомство применяет новую политику, нацеленную на диверсификацию экспорта. Согласно внесенным в работу изменениям, на выставках в разных странах Азербайджан, как правило, теперь бывает представлен отдельными стендами. Также были достигнуты соглашения с правительствами ряда стран по экспорту туда продукции. Речь идет об азербай­джанских товарах, удостоенных первых мест в престижных конкурсах качества. Также в качестве альтернативных механизмов стимулирования экспорта за рубежом были созданы Торговые дома Азербайджана. Первый такой центр уже функционирует в России, и в ближайшие время Торговые посольства откроются также в Китае и Арабских Эмиратах, что, конечно же, послужит популяризации за рубежом бренда Made in Azerbaijan. Говоря об этом, С.Мамедханов отметил, что реформы этого года и меры, предусмотренные к реализации, приведут к повышению позиции Азербайджана в рейтиновой таблице Doing Business.

 

Подведем итоги. Конференцию «Экономические реформы: достигнутые результаты и рекомендации» с полным правом можно отнести к выдающимся экономическим событиям нынешнего года. Объясним мысль. Дело в том, что оно не было приурочено к какому-либо событию, а по срокам проведения не вписывается в итоговое обсуждение трехмесячной или полугодовой работы. Выступавшие приводили статистику лишь первых четырех месяцев нынешнего года, что согласитесь, уже выделяет данное мероприятие в разряд экстраординарных. Однако таковым оно является еще и потому, что впервые представители почти всех экономических ведомств страны в спокойной и непринужденной обстановке делились мнением не столько о том, чего уже правительству Азербай­джана удалось достигнуть в этом году, а мерами, которые необходимо предпринять, чтобы закрепить успехи и продолжить реформы. Более того, посредством журналистов к данному процессу привлечена и общественность, которая таким образом получила возможность в ближайшее время обсудить оглашенные на мероприятии меры по дальнейшему оздоровлению экономики. И, пожалуй, это не менее важно, чем сами реформы, поскольку тогда преобразования примут более публичный характер, и принять в них участие сможет каждый гражданин Азербайджана.

 

Рауф НАСИРОВ

Бакинский рабочий.-2017.- 2 июня.- С. 4.