Мюнхенская конференция: противоречия за нерешенными
вопросами
В городе Мюнхен ежегодно проводится конференция, посвященная актуальным проблемам международной безопасности. На форум, как правило, приглашаются высокопоставленные политические деятели мира.
На этот раз на конференции обсуждались факторы, угрожающие миру. Вопросы были поставлены достаточно резко и твердо. А министр обороны Израиля выдвинул образные тезисы по Ирану. Хотя участники конференции не решили ни одной конкретной проблемы, говорилось много о возможном диалоге. С этой точки зрения вызывают интерес высказывания экспертов по основным темам обсуждений. Естественно, это — пока предварительные итоги, однако в целом речь идет о важных для мира факторах. И необходимо более подробно остановиться на них.
Обсуждения в Bayerischer Hof: проблемы и разногласия
Традиционная международная конференция по безопасности в знаменитом отеле Bayerischer Hоf в Мюнхене завершила свою трехдневную работу. На этот раз актуальные проблемы мира обсуждались на форуме более 500 участниками. Эксперты подчеркивают интересные аспекты обсуждений. Достигнутые итоги показывают, что на Мюнхенской конференции не решен ни один вопрос, но налицо достаточно важные проблемы. Условно их можно разделить на несколько групп.
В первую группу могут быть включены отношения Запада, России, Китая и Ирана, во вторую — ближневосточный вопрос, в третью — вопрос борьбы с международным террором. Ряд экспертов в особую группу выделяют отношения между странами Европейского Союза и отношения США — Европа. При этом НАТО был объектом обсуждений в контексте как отношений Запад — Россия, так и реформ в организации. Высказывавшие свое мнение по этим вопросам придерживались разных позиций. Они признали, что вопросы достаточно сложные, а в ряде пунктов вообще устранить противоречия невозможно.
Так, хотя по поводу развития отношений НАТО — Россия генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг и министр иностранных дел России Сергей Лавров выразили в общем и целом позитивные мнения, говоря о восстановлении работы Совета НАТО — Россия, все же стороны обвинили друг друга в выступлении с позиции силы. С.Лавров открыто заявил: «Хорошо знаем, что НАТО ведет диалог с позиции силы» (см.: Трансатлантика, Россия и Китай: ключевые темы первого дня Мюнхенской конференции / ТАСС, 18 февраля 2017 г.).
В качестве другого трудноразрешимого вопроса организатор конференции Вольфганг Ишингер указал на «трансатлантические отношения». По его мнению, в 2016 году произошел ряд кризисных событий, и неизвестно, какую теперь политику будет проводить новый президент США Дональд Tрамп. И это вносит в трансатлантическое пространство неопределенность, а конкретных предложений по ее устранению почти нет.
Вместо этого лидеры европейских стран, демонстрируя разную позицию по развитию отношений, говорили о необходимости больше думать об улучшении ситуации внутри Европы. Российский эксперт Федор Лукьянов особо подчеркивает этот аспект вопроса. Он пишет: «Что бросилось в глаза? Перепалки, которые то и дело вспыхивали между европейскими участниками» (см.: Нервозный Мюнхен / «Российская газета», 19 февраля 2017 г.).
В этом плане участники особо отмечают следующее высказывание вице-председателя Европейской комиссии Франса Тиммерманса: «В Евросоюзе есть два типа стран-членов — маленькие страны-члены и те, кто еще не понял, что они — маленькие страны-члены» (см.: предыдущий источник). Это означает, что страны Европы должны наконец понять, что на глобальном уровне решающее слово не за ними. Поэтому они должны сначала задуматься над своими внутренними проблемами, и при этом действовать в тесном контакте.
Этот подход поставил свое клеймо на конференции. Стало очевидным, что Запад в целом уже не может по-прежнему диктовать в мировой политике. США не могут самостоятельно решить проблемы, а ЕС не в состоянии дать Америке необходимую поддержку, так как своих внутренних проблем у него достаточно.
Международный террор: каков более эффективный способ борьбы?
На фоне этого Мюнхенская конференция еще раз подтвердила роль России и Китая в глобальной политике. Выступивший на конференции представитель Китая вновь подчеркнул, что протягивают руку сотрудничества Америке. Напомним, что Пекин сделал это в Мюнхене на фоне обсуждения Америкой и европейскими странами отношений между собой. Эксперты считают, что этим Китай в очередной раз продемонстрировал свою конструктивную позицию.
Однако напряженная ситуация по иранскому вопросу сохраняется. Выступившие на конференции представители Израиля, США, Саудовской Аравии высказали достаточно жесткие мнения. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил: «На Ближнем Востоке мы находимся лицом к лицу с тремя вызовами — Иран, Иран и Иран» (см.: Мюнхенская конференция — 2017: Запад, Россия и Ближний Восток / ТАСС, 20 февраля 2017 г.). Первый из них — это ядерные амбиции Ирана, второй — программа баллистических ракет, третий — доставка контрабандным путем современнейшего оружия в любую проблемную страну. Йемен, Ливан и Сирия — тому примеры.
Член американского сената Линдси Грэм выступил за применение дополнительных санкций против Ирана, а министр иностранных дел Саудовской Аравии Адeл аль-Джубейр сказал: «Иран должен изменить свое поведение…» (см.: предыдущий источник).
За этими натисками против Ирана стоит решение сирийской проблемы. Запад считает, что Россия и Иран создают серьезные препятствия на этом пути. Москва и Тегеран должны сотрудничать с Западом. Однако у экспертов сложилось такое впечатление от конференции, что США и Россия не готовы к этому. По этой причине избран курс на то, чтобы испортить отношения между Ираном и Россией. В этом контексте идет процесс обвинения Ирана.
Отметим, что выступивший в Мюнхене генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш высказался конкретно по поводу международного терроризма. Имея в виду в основном Ближний Восток, он особо отметил, что борьбу с терроризмом на международном уровне нужно вести тонким способом. A.Гутерреш обратил внимание на то, что для победы над террором необходимо обязательно учитывать интересы недовольного населения. А предварительно должно быть достигнуто политическое решение по Сирии и Ираку. Иными словами, генеральный секретарь ООН считает, что в борьбе с терроризмом необходимы тактические и стратегические изменения.
В этом аспекте интересным было отношение к данному вопросу канцлера Германии Ангелы Меркель. По ее мнению, необходимо четко разграничивать мирный Ислам и террор. Неверно изначально видеть в мусульманине террориста. В то же время нужно добиться более активного подключения самих мусульманских стран к борьбе с террором.
Параллельно германское руководство выступило за увеличение расходов в НАТО. Эта организация должна укрепляться, чтобы можно было эффективно вести борьбу с глобальным терроризмом. Президент Германии Йоахим Гаук назвал на конференции и конкретную цифру. По его словам, будет лучше, если каждый член организации отдаст до 2% государственного бюджета организации (см.: предыдущий источник).
Таким образом, Мюнхенская конференция еще раз подтвердила, что в мировой геополитике достаточно сложная ситуация сохраняется, вместе с тем появляются и новые риски. Еще не решили крупные государства старые проблемы между собой, как в различных регионах возникают еще более сложные вопросы. В этой ситуации эффективное функционирование системы международных отношений невозможно. Поэтому можно прогнозировать, что в 2017 году на глобальном уровне будут отмечаться неопределенность, угрозы, риски. И следует особо подчеркнуть, что многое при этом будет зависеть от отношений между Западом и Россией, так как в настоящее время эти две силы фактически находятся в самых напряженных регионах лицом к лицу. Возможно, что Совет НАТО — Россия смягчит какие-то проблемы. Но вероятность изменения ситуации в лучшую сторону мала. Это очевидно и из слов руководителя Мюнхенской конференции В.Ишингера, высказанных им в заключительной речи.
Бакинский рабочий.-2017.- 16 марта.- С. 6.