Баку — Тбилиси — Карс: проект будущих поколений

 

Интервью с экспертом Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджанской Республики в области экономики Махиром Гумбатовым

 

Махир муаллим, реализация одного из самых долгожданных и амбициозных проектов в регионе — железной дороги Баку — Тбилиси — Карс — завершена. Как вы думаете, в чем историчность этого события?

 

— Азербайджан еще задолго до БТК был вовлечен в ряд важных проектов в сотрудничестве с Грузией и Турцией. Это — безупречные проекты Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзурум. Завершение же еще одного — усовершенствовало уже существующие проекты и закрепило отношения между странами и регионами.

 

Этот проект действительно долгожданный, ибо на пути его реализации было немало камней преткновения, к примеру, политическое положение в регионе, нестабильная политическая ситуация в регионах стран — участниц, а также неблагоприятные погодные условия, что, несомненно, замедляло процесс строительства.

 

Но вопреки всем трудностям проект успешно завершен — основа проекта была заложена в Карсе, в Тбилиси он был подписан и, наконец, в Баку состоялся запуск железной дороги.

 

— В чем, по вашему мнению, основные политические и экономические преимущества новой железной дороги?

 

— Прежде всего, я бы не стал сравнивать этот проект с любыми другими, и представлять их в качестве конкурирующих, напротив, предложил бы координировать БТК с другими транспортными и инфраструктурными проектами, выразить нашу готовность к сотрудничеству.

 

Если говорить о роли проекта в целом, в глобальной геостратегии, о его региональном значении, то, хотя когда он был предложен мировой общественности, ряд стран и внешних сил выступили против реализации, финансирования и сотрудничества, а сегодня они сами заинтересованы в проекте, желают сотрудничать.

 

Причиной этому является и тот фактор, что все вышеупомянутые силы, будучи в курсе существующей геополитической и геоэкономической ситуации, понимают, что проводить параллели между БТК и другими подобного рода проектами нецелесообразно, поскольку БТК доминирует по многим показателям. Поэтому сотрудничество Азербайджана с Грузией и Турцией является крайне целесообразным.

 

Также три страны являются партнерами и в рамках многих других отраслевых проектов. Вовлечение в реализацию проекта человеческого капитала страны, его финансирование со стороны Азербайджанской Республики еще раз подтверждает, что активное участие и проявление инициативы со стороны стран — участниц в процессе строительства были важным шагом на пути к его успешной реализации.

 

Китай выдвинул инициативу общеизвестного проекта «Один пояс — один путь», и если в будущем КНР в процессе инсталляции проекта проявит малейшую слабость, то, вероятнее всего, проект не будет завершен должным образом и может потерпеть фиаско.

 

С этой точки зрения, упоминание проекта Баку — Тбилиси — Карс в выступлениях Президента Азербайджанской Республики, помимо того, что показывает большую заинтересованность в реализации проектов железнодорожной инфраструктуры, также демонстрирует готовность всех сторон объединить силы для того, чтобы способствовать их усовершенствованию.

 

В целом, с моей точки зрения, все самое важное еще впереди, ибо работы, проведенные до нынешнего этапа, являются элементами hard infrastructure, иначе говоря, физической инфраструктуры, что может потерять всю свою значимость при отсутствии soft infrastructure — институциональной инфраструктуры.

 

По этой причине проводимые в стране реформы очень важны и своевременны. Обязательным шагом является усиление роли частного сектора в проектах, связанных с железной дорогой, а также концентрация внимания на процессе управления. При таком раскладе частный сектор отнюдь не должен выступать как конкурент государственным структурам, напротив, он должен дополнять роль госсектора. Иными словами, сотрудничество частного и государственного секторов должно совершенствовать экономику страны в целом.

 

Безусловно, социальные проекты, в первую очередь, должны финансироваться государством, но при этом и частному сектору следует дать возможность оказать финансовую поддержку, ибо финансирование со стороны государства не может быть достаточным для реализации столь масштабных проектов.

 

Конечно, при этом управление и принадлежность стратегических проектов следует сфокусировать в руках государственного сектора, в том числе, изолировать допуск влияния частного сектора на области со слабым институциональным управлением.

 

— Благодаря железнодорожной линии Баку — Тбилиси — Карс страны, через территории которых она проложена, превращаются в важный транзитный узел, а насколько привлекателен проект для других государств?

 

— Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс создаст благоприятные условия для развития трех стран, по территории которых она проходит. Для Грузии БТК открывает возможности прямых связей с Европой, — в настоящее время единственная железная дорога, связывающая Грузию с Европой, проходит через Абхазию по территории России. Значимость БТК для Грузии велика по причине неблагоприятных политических отношений с вышеуказанными регионами, как минимум.

 

Грузия посредством БТК также сможет взять полный контроль над Джавахетией, которая густо населена армянами. Кроме того, как и в случае с Азербайджаном, БТК предоставит Грузии возможность стать региональным транспортным узлом и получать доход от транзитных тарифов.

 

Для Турции БТК укрепит ее позицию в транспортных коридорах с Азией и Европой. Она соединит Турцию с Россией через Тбилиси. БТК также создаст благоприятные условия для развития отношений Турции со странами Центральной Азии, в основном с тюркоязычными государствами региона.

 

Что касается значимости дороги для ряда европейских и других стран, то, хотя БТК и не рассматривается в качестве конкурента для северных и южных транспортных коридоров, я считаю, что если объекты будут представлены должным образом, то и европейские, и другие страны предпочтут сотрудничество с БТК из-за отсутствия несогласованности, безопасности, а также эмбарго и санкций, присущих иным дорогам.

 

Для того чтобы это произошло, Азербайджан, две другие страны и даже те, которые расположены на побережье Каспия — Казахстан, Туркменистан, а также ряд других стран, должны развивать свои hard infrastructure и soft infrastructure.

 

Необходимость координации регионального и национального планирования, партнерские отношения между государственным и частным секторами — отличная идея, но ее не так просто реализовать, это требует времени и осторожности с внедрением этих инструментов, с принятием во внимание надлежащих знаний, правовой и нормативной базы и т. д.

 

Следует также обратить внимание на потенциал прилегающих к Каспийскому морю регионов, которыми являются Казахстан и Туркменистан, а также обратить внимание на ряд других тюркоязычных стран Центральной Азии — Узбекистан и Кыргызстан. Если вышеупомянутые страны будут также вовлечены в процесс, то можно будет создать транзитный узел, который свяжет весь регион, начиная от Черного моря и до Китая.

 

Помимо этого, БТК также имеет высокую значимость для Ирана, России и Индии, по той причине, что РФ предложила инициативу развития международного транспортного коридора Север — Юг, в которой свое участие подтвердил также Азербайджан. Непосредственную роль в этом сыграет и БТК. Посредством железной дороги Иран получает возможность выхода к России и Европе, а Россия — возможность связи с Ираном по прямой линии и непосредственный доступ к странам Персидского Залива.

 

— Одно из основных преимуществ БТК заключается в том, что Азербайджан получает прямое железнодорожное сообщение с Турцией, превращается в один из главных центров международных железнодорожных перевозок. Как вы считаете, какие еще выгоды получит страна, простые граждане от функционирования этой железной

дороги?

 

— БТК предоставит индивидуальные преимущества всем трем странам. Для Азербайджана БТК — это альтернатива существующим транспортным связям для транспортировки продукции на местном уровне в Иран и Россию. Дорога предоставит нам возможность превратиться в важный региональный транспортный узел. Кроме того, исключая Армению из зоны БТК, Азербайджан получит над ней преимущество и ускорит возврат оккупированных территорией, ввиду изоляции этой страны от проектов экономического развития.

 

По предварительным оценкам, БТК будет ежегодно приносить Азербайджану не менее 300—400 миллионов манатов доходов, часть которых изначально в обязательном порядке будет расцениваться как возмещение затрат на строительство.

 

Помимо этого, граждане Азербайджанской Республики получат возможность прямого железнодорожного сообщения и с Грузией, и с Турцией.

 

В Турции, как и в Азербайджане, получают образование студенты из разных стран, и железная дорога облегчит для них и их родителей поездки туда и обратно.

 

Для многих высокая цена билетов на авиарейсы или аэрофобия были препятствием для путешествия в Турцию, а сравнительно низкая цена билетов на поездку по железной дороге осуществит мечту многих и элиминирует боязнь высоты.

 

Не следует забывать, что БТК является инфраструктурным проектом сегодняшнего дня, что увеличивает шансы на то, что будущее поколение сможет воспользоваться им и получить немалую прибыль. Это и есть основная цель каждого государства — создать благоприятные условия для развития будущих поколений. Для этого правительство Азербайджана должно уделить повышенное внимание правильной эксплуатации дороги, развивать и усиливать институциональные реформы, непосредственно связанные с функционированием железной дороги.

— Сейчас говорят о планах продления проекта — от Карса до Нахчывана. Как вы считаете, насколько эффективно это будет с точки зрения вывода автономной республики из блокады, улучшения условий жизни  нахчыванцев?

 

— Очень верное умозаключение. Это не только свяжет и интегрирует Нахчыванскyю Автономную Республику (НАР) с другими регионами нашей страны, но и позволит жителям других районов побывать на нахчыванской земле. Интеграция регионов нашей страны — одно из важных целей государства. Этот шаг также усилит целостность и сплоченность населения страны.

 

Железная дорога также создаст благоприятные условия для развития торговых отношений между жителями НАР и Турции, повысит шансы желающих на поездку в регион.

 

Я считаю, что все это должно стать одной из главных и первичных целей государства.

 

— С какими аналогичными проектами, по значимости, можно сравнить БТК?

 

— Я бы не хотел сравнивать БТК с аналогичными железнодорожными проектами по вышеуказанным причинам. Проект уникален сам по себе. Его значимость продолжает расти ввиду геополитической и гео-экономической  ситуации в регионе, и этим наше государство должно воспользоваться.

 

Проект не должен представлять нас в качестве конкурента, напротив, мы должны попытаться найти золотую середину и сотрудничать со всеми возможными партнерами.

 

Беседовала Ф.Багирова

Бакинский рабочий.-2017.- 7 ноября.- С. 5.