Этибар Наджафов:
«Наш опыт в области мультикультурализма проявляется в
отсутствии у нас противоречий на этнической и религиозной почве»
В столице Польши — Варшаве завершило свою работу Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению.
На мероприятии Азербайджан представлял старший консультант Отдела по межнациональным отношениям, вопросам мультикультурализма и религии Администрации Президента Азербайджанской Республики Этибар Наджафов. Он любезно согласился ответить на вопросы газеты «Бакинский рабочий».
— Этибар муаллим, прежде всего, хотелось бы вкратце узнать об особенностях мероприятия, в котором вы приняли участие...
— Со времени учреждения Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (1990) ежегодно осенью в Варшаве проводится Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств по человеческому измерению со стороны государств — участников этой организации. Организатором Совещания выступает Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), и оно является крупнейшим в Европе форумом по правам человека. На совещании государства — участники ОБСЕ, в первую очередь, представляют отчет о проделанной работе относительно принятых путем консенсуса обязательств в области человеческого измерения.
— Что подразумевается под человеческим измерением, и каковы обязательства государств — участников ОБСЕ в профильной сфере?
— Говоря о человеческом измерении, мы имеем в виду, прежде всего, соблюдение прав человека, обеспечение верховенства закона и построение демократического общества. Концепция человеческого измерения ОБСЕ является одной из трех составных частей, формирующих основу концепции безопасности этой организации. Две другие составные части концепции безопасности ОБСЕ связаны с военно-политической и экономико-экологической безопасностью. Иначе говоря, ОБСЕ как крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, подходит к выполнению функций с трех измерений (аспектов) — военно-политического, экономико-экологического и человеческого. К военно-политическому измерению безопасности относятся такие вопросы, как разоружение, контроль над вооружениями, борьба с терроризмом, укрепление доверия между государствами. Эти вопросы обсуждаются государствами — участниками ОБСЕ в Вене еженедельно.
Экономико-экологическое измерение безопасности охватывает устойчивое экономическое развитие, транспортную и энергетическую безопасность, регулирование миграционных процессов, охрану окружающей среды, предотвращение экологических бедствий и др. Указанные вопросы обсуждаются на экономическом форуме, который проходит раз в год в Праге.
Будучи одним из основных институтов мира в области прав человека, БДИПЧ способствует выполнению государствами — участниками ОБСЕ своих обязательств в области человеческого измерения. Конечно же, вышеуказанное совещание, организованное БДИПЧ, играет важную роль в достижении человеческого измерения безопасности. Государства — участники ОБСЕ рапортуют о проделанной работе в области обеспечения человеческого измерения, неправительственные организации, международные организации представляют доклады о состоянии дел в указанной области в той или иной стране, идет активное обсуждение, обмен мнениями относительно путей улучшения положения дел в сфере прав человека. Совещание ОБСЕ в конечном итоге позитивно воздействует на выполнение государствами — участниками ОБСЕ своих обязательств в области человеческого измерения.
— Вы отметили, что на совещании государства — участники ОБСЕ рапортуют о проделанной работе в области человеческого измерения. О чем вы поведали авторитетной аудитории, выступая в ранге официального представителя Азербайджана?
— В рамках совещания в общей сложности состоялось 18 сессий. Обсуждались фундаментальные свободы (свобода мирных собраний и ассоциаций, свобода мысли, совести, вероисповедания и убеждений), демократические институты (демократия на национальном, региональном и местном уровнях, демократические выборы), терпимость и недискриминация (борьба с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, борьба с антисемитизмом, с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан, мусульман и представителей других религий, права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам), борьба с торговлей людьми, вопросы беженцев и перемещенных лиц, верховенство права (недопущение пыток, защита прав человека и борьба с терроризмом) и т.д. В соответствии с основными направлениями деятельности Отдела по межнациональным отношениям, вопросам мультикультурализма и религии Администрации Президента Азербайджанской Республики я принял участие в сессиях, где обсуждались вопросы борьбы с расизмом, ксенофобией и дискриминацией в отношении христиан, мусульман, евреев и представителей других религий, а также защиты прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. На сессии, где обсуждались вопросы обеспечения религиозной свободы, я рассказал об основных признаках отношений между государством и религией в Азербайджане.
В частности, рассказал об обеспечении свободы религии, о равенстве всех религиозных конфессий в нашей стране, об оказании государством необходимой, в том числе финансовой, помощи религиозным организациям, а также о развивающейся дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве между религиозными конфессиями. Я отметил, что по своему содержанию, будучи положительными явлениями, указанные признаки обусловлены политикой мультикультурализма Азербайджанской Республики. Именно благодаря государственной политике мультикультурализма, которая предполагает сохранение существующего в обществе этнического, религиозного, лингвистического разнообразия, Азербайджану удалось предотвратить наблюдающийся даже в передовых демократических странах мира рост нетерпимости, ксенофобии и дискриминации в отношении национальных, лингвистических и религиозных меньшинств.
На сессии по вопросам национальных меньшинств я рассказал о достижениях национальной политики Азербайджана, что является одной из составных частей политики мультикультурализма. В этих рамках государство успешно решает экономические, социальные и культурные вопросы национальных меньшинств. Особое внимание уделяется сохранению их этнокультурных ценностей. В стране функционируют культурные центры национальных меньшинств, издаются газеты и журналы, ведутся радиопередачи, действуют школы на их языках.
В Азербайджане зарегистрировано около 50 неправительственных организаций (НПО), которые специализируются на социально-экономических и культурных вопросах нацменьшинств. Они изучают указанные вопросы и направляют свою деятельность на их решение.
Мои выступления носили характер отчетного доклада. В них отразились достижения политики мультикультурализма в Азербайджане, позитивный опыт страны в регулировании существующего этнического, религиозного и культурного разнообразия, сохранении и развитии этнокультурных ценностей всех народов, проживающих в стране.
— Какова была реакция участников мероприятия на ваши выступления?
— В случаях, когда выступления не отражают действующее положение вещей, не соответствуют реалиям, то они подвергаются критике со стороны участников мероприятия. В таких случаях, как правило, аудитория проявляет свое недовольство, даже антипатии к стране, о достижениях которых говорится в выступлениях, или же к организации, деятельность которой находится в противоречии с установленными критериями. В качестве критиков могут выступить как представители различных государственных делегаций, так и представители НПО или международной организации.
Говоря о достижениях политики мультикультурализма в Азербайджане, я опирался на конкретные факты. Именно поэтому участники мероприятия восприняли мои выступления без возражений. Более того, многие участники совещания с интересом восприняли информацию о реальном положении дел в области регулирования этнокультурного разнообразия, о возможностях интеграции в обществе Азербайджана.
Даже члены армянской делегации, которые всегда стремятся очернить наши достижения в различных областях, в том числе и в области мультикультурализма, слушали молча и не реагировали на мои заявления. Хотя могли воспользоваться правом ответа, могли возразить или, по крайней мере, огульно очернить, как это они любят делать, достижения, о которых я говорил.
Дело в том, что достижения нашей страны в области регулирования этнического, религиозного и культурного разнообразия действительно внушительны. В настоящее время Азербайджан является одним из основных центров мультикультурализма. Наш опыт в области регулирования этнокультурного разнообразия по многим показателям превосходит практику многих стран, в том числе и передовых западных. Это, прежде всего, проявляется в отсутствии в нашем обществе кактх-либо противоречий на этнической и религиозной почве. В то время как в западных странах происходят конфликты на этнорелигиозной почве, особенно участившиеся в связи с иммиграцией беженцев из Ближнего Востока, Африки, а также распространяются такие негативные явления, как ксенофобия, исламофобия, антисемитизм, дискриминация, Азербайджан, опираясь на политику мультикультурализма, успешно предотвращает конфликты на этнорелигиозной основе. Не случайно во время сессий в адрес некоторых западных государств (Франция, Великобритания, США) за попустительство распространению этих негативных явлений звучала критика со стороны представителей различных НПО, международных организаций.
Кстати, замечу, что на сессиях с моим участием в выступлениях представителей государств-участников была очень скудная информация о достижениях в области регулирования этнического, религиозного и культурного разнообразия. Это еще раз показывает, что Азербайджан действительно является одним из опорных центров мультикультурализма в мире.
— О чем говорили представители армянской государственной делегации?
— Армения как государство, оккупировавшее территорию Азербайджана, осуществившее политику этнической чистки против азербайджанцев в Армении и на оккупированных наших территориях, разрушающее мечети, не имеет положительного опыта в обеспечении прав национальных и религиозных меньшинств. Она фактически превратилась в моноэтническое государство. Поэтому членам армянской государственной делегации нечего было сказать об опыте Армении в обеспечении прав национальных и религиозных меньшинств.
В официальном заявлении Армении представитель армянской государственной делегации ограничился лишь общими словами о необходимости соблюдения государствами-участниками обязательств ОБСЕ в области обеспечения прав и свобод этнических и религиозных меньшинств. Относительно того, чего достигла Армения в указанной области, он ничего не сказал. По той простой причине, что Армения не имеет каких-либо достижений.
Наоборот, им пришлось ответить на обвинения представителя Фонда по Евразийскому партнерству (ФЕП), базирующегося в Ереване, Ануш Маркарян о практике нетерпимости и дискриминации в Армении. Она, опираясь на факты, представленные экспертами в области прав человека, сообщила о совершении преступлений на почве ненависти в стране. Хотя армянское правительство скрывает эти преступления, тем не менее, они совершаются на этнической, религиозной и гендерной основе.
По ее словам, СМИ и социальные сети Армении изобилуют ненавистническими речами (hate speech). Кроме того, Ануш Маркарян подвергла резкой критике армянское правительство за пропаганду этнического национализма и нетерпимости в школьных учебниках. Особой критике она подвергла армянскую церковь. Из-за вмешательства церкви в учебную программу средней школы с 2002 года предмет «История армянской апостольской церкви» преподается в государственных школах с 5-го по 10-й классы как обязательный предмет. Во время преподавания этого предмета выполняются различные религиозные церемонии. При этом игнорируются интересы учеников других вероисповеданий.
Представители гражданского общества не раз выступали с требованием ограничить вмешательство армянской церкви в образование. Однако ничего не изменилось. Также в докладе Ануш Маркарян содержалась критика распространяемой в школьных учебниках идеи об исключительности армянской нации, о ее высшем характере. Автор доклада совершенно правильно отмечала, что пропаганда подобных идей ведет к распространению нетерпимости и дискриминации в Армении.
На основе изложенных фактов Ануш Маркарян представила конкретные рекомендации правительству Армении, направленные на преодоление нетерпимости и дискриминации в стране. Факты распространения нетерпимости и дискриминации, нарушения прав человека в Армении достоверны, потому членам армянской государственной делегации было нелегко их опровергнуть.
— Несмотря на изложенные вами достижения в области мультикультурализма, на миролюбивую политику нашей страны, в мире наблюдается предвзятый подход в отношении Азербайджана. Это находит отражение, прежде всего, в том, что наши справедливые требования игнорируются, а агрессивные действия Армении замалчиваются…
— Да, вы правы. Это и есть проявление политики двойных стандартов в отношении Азербайджана. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в своих многочисленных выступлениях обвиняет ведущие государства мира в применении политики двойных стандартов. Так, недавно 21 сентября в своем выступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН наш Президент по этому поводу сказал: «В 1993 году Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции, требующие безотлагательного и безоговорочного вывода вооруженных сил Армении с территории Азербайджана... Вот уже 24 года Армения игнорирует резолюции Совета Безопасности ООН и, к сожалению, не несет наказания за это. В ряде случаев резолюции Совета Безопасности ООН исполняются в течение нескольких дней. Когда же дело касается нас, резолюции не исполняются уже 24 года. Это подход, основанный на двойных стандартах. Такой подход неприемлем. Против Армении должны быть приняты международные санкции».
К сожалению, политика двойных стандартов в отношении Азербайджана — это реальность наших дней. Причем этой политики придерживаются не только отдельные государства, но и некоторые международные организации, базирующиеся в западных странах. Некоторые из них в своих оценках о положении дел в обеспечении прав и свобод этнических и религиозных меньшинств в Азербайджане стремятся исказить реальную ситуацию. Так, например, созданная в 1998 году Конгрессом США организация «Комиссия по международной религиозной свободе» (КМРС) (the U.S. Commission on International Religious Freedom) ежегодно готовит доклад о состоянии религиозной свободы, в частности, о нарушении религиозной свободы в различных странах мира. На основе этого доклада организация вырабатывает рекомендации и представляет их Президенту, Государственному секретарю и Конгрессу США. Эти рекомендации в определенной степени влияют на внешнюю политику США. С 2013 года КМРС поместила Азербайджан в группу стран, в которых в определенной степени нарушается религиозная свобода. В то время как Армения, оккупировавшая территорию Азербайджана, изгнавшая из своих и оккупированных территорий мусульман, разрушающая мечети и другие исламские культовые объекты, ущемляющая права национальных и религиозных меньшинств, не попала в доклад КМРС. Это еще одно свидетельство политики двойных стандартов.
Как же нам следует поступить в такой ситуации, когда против нас активно проводится политика двойных стандартов? Естественно, надо бороться с этой политикой. В частности, необходимо обуздать косность, раскрыть все проявления политики двойных стандартов в отношении Азербайджана, разоблачить ее субъектов и довести все полученные факты до мировой общественности. Необходимо также распространить правду о нашей стране, о ее достижениях в области обеспечения прав и свобод этнических и религиозных меньшинств, в области успешного проведения политики мультикультурализма.
Участие азербайджанской государственной делегации в совещаниях подобного рода является одним из конкретных путей для достижения указанных задач.
— В чем вы конкретно видите значение этого совещания ОБСЕ в борьбе против политики двойных стандартов, в особенности в отношении Азербайджана?
— Как я уже отметил, ежегодное Совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению, является крупнейшим в Европе форумом по правам человека. На этом совещании члены делегаций государств — участников ОБСЕ представляют отчет о достигнутых обязательствах в области человеческого измерения. Это совещание предоставляет широкие возможности для достижения вышеуказанных мною задач, связанных с борьбой против политики двойных стандартов в отношении Азербайджана.
Наряду с сессионными выступлениями, можно также организовать так называемые дополнительные мероприятия (side events), которые имеют ряд преимуществ по сравнению с сессионными заседаниями в плане пропаганды достижений страны в области человеческого измерения. Во-первых, организатор побочного события сам определяет его тему; во-вторых, если в сессионных заседаниях каждому участнику дается всего 3 минуты для выступления, то дополнительные мероприятия длятся 80— 90 минут. Здесь у организаторов и участников имеется гораздо больше времени и способов, чтобы лучше донести до аудитории факты, отражающие достижения страны в определенной области человеческого измерения; в-третьих, в дополнительных мероприятиях присутствуют те участники совещания, которые имеют интерес к обсуждаемой теме. Потому во время дополнительных мероприятий наблюдается активное обсуждение поставленных вопросов.
Учитывая эти перечисленные и другие преимущества дополнительных
мероприятий, в последующем и нам необходимо их организовать.
Бакинский рабочий.-2017.-
27 сентября.- С. 6.