Инновации: Инструкция по применению.

  Часть 3-я

   Урхан Сеидов - выпускник программы «Электронное правительство: технологии и социальные инновации» Гарвардской школы Кеннеди, программы «Технологии и инновации» Стэнфордского университета и программы «Инновации и стратегия» Массачусетского технологического института.

Данное эссе основано на готовящейся к публикации книги «Мягкая сила и публичная дипломатия Азербайджана в эпоху цифровых технологий» (2019).

 «Инновации — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто».

Альберт Сент-Дьерди,  лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, 1937 г.

Инновации vs Предпринимательство – в чем разница?

    В предыдущей статье мы постарались дать представление о том, как развивать инновационную экосистему, основываясь на  пяти ее главных факторах. Однако наш анализ вызвал довольно широкую общественную дискуссию по поводу взаимосвязи уровня инноваций в странах и количества денег, инвестируемых в эту область. Вероятно, прояснить позицию поможет отрывок из нашей 1-й статьи и анализа по инновационному развитию. Да, богатые страны, как правило, производят больше научных, культурных и технологических инноваций, чем бедные. А богатство чаще всего создается в странах со стабильными институтами и твердым правопорядком. Оно может быть использовано для финансирования исследований и разработок, а также для наращивания человеческого капитала за счет государственного образования и здравоохранения.

Тем не менее новый рейтинг инноваций в 126 странах выдвинул на первый план поразительное исключение из этой тенденции - богатые нефтью арабские государства гораздо менее инновационны, чем можно было бы предположить из-за их процветания [2]. Арабские нефтедобывающие государства могут иметь западный уровень потребления, но им не хватает западного уровня производительности. Проблема в том, что они инвестируют огромные средства в инфраструктуру и субсидируют многие отрасли своей экономики за счет нефтедолларов, а вот их инвестирование в человеческий капитал, трансфер технологий, усиление институтов и развитие малого и среднего бизнеса значительно уступает мировому уровню схожих инвестиций.

Вывод прост – не инвестируйте в «инновационные» здания,  инвестируйте в людей, и любое здание, заполненное этими людьми, станет само по себе инновационным! Как говорится:  «За деньги можно купить обувь, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум». Вот так же и с инновациями – их за деньги не купишь!

Решить проблему за счет поступления дополнительных средств из бюджета – не значит справиться с задачей. И уж точно, это решение не назовешь элегантным. Оно сможет удовлетворить лишь краткосрочную нужду – так летом мороженое поможет спастись от зноя, но не решит проблему глобального потепления и изменения климата. Денег никогда не бывает достаточно, особенно в инновациях, но это вовсе не означает, что по этой причине должна простаивать вся сфера.

Как говорит профессор Гарвардской школы управления им. Дж.Ф.Кеннеди (Harvard Kennedy School) Мэтт Эндрюс (Matt Andrews), консультируемые им клиенты всегда жалуются на три проблемы, которые, как им кажется, тормозят работу и не дают возможности решить поставленные задачи:

Недостаточно денег;

Недостаточно людей;

Нет решения, которого от нас требуют.

Однако эти проблемы, на взгляд М.Эндрюса, не столь приоритетны, поскольку сами по себе порождают еще больше проблем. Так, по его мнению, глава финансового отдела будет утверждать, что «у вас и так более чем достаточно средств», глава отдела по кадрам – что «у вас и так достаточно людей». А тот факт, что у вас нет необходимого решения, скорее всего говорит о том, что его у вас и не может быть, так как вы, очевидно, пытаетесь решить не ту проблему. Поэтому, заключает Мэтт Эндрюс, прежде чем приступить к решению какой-либо задачи, необходимо задать себе несколько вопросов. Почему именно эта проблема важна и приоритетна? Почему так важно то, что у вас нет денег или не хватает людей? Что служит этому причиной? Какова проблема на самом деле? С решения какой, более мелкой, проблемы стоило бы начать? И т.д. [2]

И действительно, компании по всему миру вкладывают в инновации колоссальные ресурсы: деньги, время, силы, опыт и знания. Но если все эти ресурсы направлены на поиск ответов на неверные вопросы, все идет впустую.  Как показывает практика, да и статистика, частный сектор намного более умело инвестирует деньги. Дело в том, что в частных компаниях лимитированы бюджет и время. И такие ограничения позволяют быстрее понять, какую идею следует отбросить, вовремя остановив весь процесс. Конечно, история знает и исключения – Nokia, Blackberry, Blockbuster и пр. С другой стороны, эти исключения лишь подтверждают наш постулат: как только вы перестаете быть гибким и экспериментировать, основываясь на поступающей информации, – вы обречены на провал.

Надеемся, что этот небольшой комментарий сделал более понятной взаимосвязь между инновациями и ресурсами.

Теперь хотелось бы вернуться к самим инновациям. Продолжим наш анализ, добавив в уравнение с инновациями предпринимательство. Ведь эти два понятия идут рука об руку! С одной стороны, инновации — это процесс имплементации идеи, с момента ее зарождения до ее успешного внедрения и начала принесения пользы. С другой стороны, предпринимательство — это создание новых предприятий (стартапов). И, несмотря на то, что оба эти понятия имеют огромное влияние на экономику стран и их экосистемы, и на то, что даже эксперты порой придают им одинаковое значение, на самом деле у них разный потенциал. Отнюдь не каждое предприятие является инновационным, имея способность «подрывать» какой-либо рынок во всем мире, как и не каждый стартап имеет потенциал выжить и уж, тем более, влиять на экономику своего региона. Отрадно, что с недавних пор налоговое законодательство Азербайджана также различает инновационную деятельность стартапов и МСП.

В нашем анализе мы также разделим возможности этих взаимосвязанных понятий и исходящих от них экосистем на две различные части, что позволит нагляднее рассмотреть их модель развития. В чем же отличие инновационного потенциала от предпринимательского?

Инновационный потенциал (I-CAP)

Инновационный потенциал означает способность организации разрабатывать и внедрять совершенно новые идеи. Это относится не только к развитию фундаментальной науки и исследованиям, но и к преобразованию этих идей в полезные продукты.

Клейтон Кристенсен делил инновации на три вида:

Поддерживающие инновацииаправлены на совершенствование уже существующих продуктов и процессов.

Инновации для нижних секторов рынкааправлены на потребителей с низкозатратной бизнес-моделью.

Подрывные инновацииаправлены на завоевание новых рынков, на охват новых потребителей.

 А в нашем анализе мы для упрощения разделим инновации на два вида.

Маленькая инновация «i»: своего рода инкрементные инновации, которые используются для решения существующих проблем или адаптации существующих решений к новым проблемам.

Большая инновация «I»: тип инноваций, который можно определить как более революционный, он подразумевает новые научно-исследовательские прорывы в науке или открытие новых решений, которые используют технологию (особенно технологию с цифровой поддержкой) разрушительным «подрывным» образом.

Одним словом, большие «I» инновации фокусируются на больших усилиях, вытекающих из исследований и разработок, в то время как маленькие инновации «i» - на более инновационном поведении по всей организации.

Следует сразу оговориться, что люди довольно часто путают технологии с инновациями. Технологии часто стимулируют инновации, в частности, цифровые технологии, которые могут приводить к множеству инноваций, но сама инновация – понятие гораздо более обширное. Это может быть инновацией в бизнес-модели или в отдельном процессе внутри организации.

Как нам кажется, действительно очень важно понимать, где ваша организация находится относительно спектра больших и маленьких инноваций. Это поспособствует лучшему достижению поставленных целей с использованием лишь необходимых ресурсов.

А чтобы добиться наилучшего результата, необходимо чтобы ваше «решение» наилучшим образом соответствовало вашей «проблеме». Чем больше соответствие между проблемой и решением, тем вероятнее, что идея будет иметь успех. Инновационное путешествие начинается с идеи – как решить воображаемую проблему. После чего основная часть пути — это процесс калибровки самой идеи и создание наиболее подходящего метода для решения проблемы. Таким образом инновации есть соответствие между проблемой и решением. Но что идет первым – решение или проблема?

На этот вопрос однозначного ответа нет. Эксперты спорят о том, какая методология лучше: инновации, нацеленные на достижение результата, или инновации, ориентированные на решение проблемы. Как нам кажется, наилучшего результата возможно добиться при синергии этих двух процессов. Многие инновации начинаются с внимания к нуждам клиентов и последующего решения их проблем. С другой стороны, исследования, проводимые в университетах, очень часто несут в себе более широкое решение, которое впоследствии, при удачном раскладе, находит свое более узкое применение уже в реальном мире. Поэтому на самом деле нет большой разницы в том, откуда начинать, но вы существенно можете увеличить свои шансы на успех, объединив эти два процесса.

Попробуем представить процесс наглядно, на предлагаемом графике.

На оси абсцисс размещена степень новизны решения. Таким образом слева начинаются решения, которые уже разработаны, а по мере движения вправо мы увеличиваем степень новизны, но при этом начинаем идти неизведанным путем.

На оси ординат размещена степень новизны проблемы, то есть, наше движение начинается от проблем, которые хорошо понятны, и движется к новым проблемам, которые никогда не брались в расчет и не решались.

Если мы находимся в левом нижнем углу этого графика, то сфокусированы на решениях, которые близки нашему пониманию вещей, и на проблемах, с которыми сталкивались прежде, поэтому мы находимся в зоне «обычной практики». По мере нашего продвижения к зоне «радикальных инноваций», мы доходим до больших инноваций «I» либо решая новые проблемы с помощью уже существующих решений, либо применяя новые решения к действующим проблемам. А если мы передвинемся в правый верхний угол, то окажемся в зоне «радикальных инноваций», зоне повышенной неопределенности и больших рисков. Как говорил Дональд Рамсфелд (известный американский политик-республиканец,  дважды министр обороны США – при президенте Джеральде Форде в 1977 г. и Джордже Буше-младшем в 2001 г.), «...есть известные известные — вещи, о которых мы знаем, что знаем их. Есть также известные неизвестные — вещи, о которых мы знаем, что не знаем. Но еще есть неизвестные неизвестные — это вещи, о которых мы не знаем, что не знаем их».

Чтобы уменьшить степень неизвестности, ниже мы приведем еще одну матрицу инноваций, с которой читатель может сам ознакомиться, ибо в ней представлены наглядные примеры.

 

Итак, наш анализ по инновациям приводит к выводу, что:

инновации не могут быть гарантированно обеспечены в любой организации или стране;

ключ к успеху — это гибкость;

инновации — это процесс решения многих проблем, которые могут быстро меняться;

выявив истину, корень проблемы и улучшив эффективность процесса, возможно увеличить скорость инноваций, с которой они происходят;

инновации стали необходимым компонентом для успеха и выживания как отдельных организаций, так и государств в целом в эпоху цифровых технологий. В частности, значительно возросла потребность в проведении больших инноваций «I», а вместе с этим необходимость делать ставки на еще более рискованные инновации.

Предпринимательский потенциал (E-CAP)

Каждая страна имеет свои преимущества. У некоторых есть очень мощный инновационный потенциал, ввиду чего они действительно хороши в генерации идей и их масштабировании. К примеру, Южная Корея является настоящей инновационной державой, в особенности в части разработки идей и их масштабирования, ведь неспроста она занимает 11-е место в Глобальном индексе инноваций [3]. С другой стороны, согласно Глобальному индексу предпринимательства эта страна находится на 24-м месте [4]. По-иному обстоят дела с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые занимают 36-е место по инновациям, но 26-е – по предпринимательству. ОАЭ имеют мощный предпринимательский потенциал, который генерирует множество различных стартапов, но не имеют реального инновационного потенциала, то есть государство не формирует действительно конкурентоспособные инновации, которые впоследствии можно будет масштабировать.

Крупные инновационные экономики мира, как правило, имеют и то, и другое, поэтому в Соединенных Штатах, к примеру, имеется как инновационный (3-е место в индексе инноваций), так и предпринимательский потенциал (1-е место в индексе предпринимательства.) Поэтому если суметь создать условия для развития этих двух потенциалов и связать их друг с другом, то можно получить действительно движущую силу в экономике, которая приведет к необходимым изменениям в экосистеме.

Вспомним наши пять факторов развития инновационной экосистемы, которые мы подробно описали в нашей предыдущей статье, и попробуем проанализировать как инновационный, так и предпринимательский потенциал, основываясь на этих факторах.

Человеческий капитал

Для развития инновационного потенциала в рамках человеческого капитала в первую очередь необходимо STEM-образование. В свою очередь, предпринимательский потенциал больше основан на бизнес-жилке, желании заработать и непосредственно на вашем опыте. Да, предпринимательство можно развить за счет каких-то специальных программ в образовательных учреждениях, но прежде всего все исходит от желания начать собственное дело, создать свою компанию.

Рисковый капитал

Инновационный потенциал по большей части включает в себя расходы на R&D. Деньги могут поступать как от государства, так и от частного сектора. А вот предпринимательский потенциал больше связан с венчурным финансированием и людьми, готовыми вкладывать в рисковые стартапы.

Инфраструктура

Инновационный потенциал здесь можно реализовать через специальное оборудование, доступное в частных или государственных лабораториях, медицинских центрах и университетах, а также на особых полигонах, где можно было бы проводить испытания, используя высокотехнологическую инфраструктуру. Для предпринимательского потенциала достаточно простой аренды помещения, причем недорогой. И здесь государство может помочь молодым предприятиям снизить стоимость аренды, к примеру, за счет налоговых послаблений.

Спрос

Инновационный потенциал в данном факторе кроется в простых вопросах: есть ли у нас большие компании или правительство, которые хотят, чтобы для них и под них были созданы специализированные инновации? Нужна ли им новая продукция, сервис или идея?  Хорошим примером может послужить специализированный медицинский центр, который будет постоянно предлагать новые способы лечения, и т.д.

Предпринимательский спрос в данном контексте заключается больше в том, у кого именно мы хотим купить. Традиционно большие компании и государство покупают что-либо у уже зарекомендовавших себя, имеющих хорошую репутацию людей. Но в идеале, для придания реального импульса экосистеме, было бы неплохо иногда отдавать предпочтение и новым компаниям.

Культура

Инновационный потенциал — это больше о правах на интеллектуальную собственность, вознаграждении за новые, инновационные идеи, к примеру, Нобелевская премия как торжество инновационного потенциала. Предпринимательский потенциал – это больше про доступную информацию в понятной для обычного человека форме о его правах, вытекающих из его предпринимательской деятельности.

Все, что описано выше, выглядит следующим образом.

Очень важно объединить, соединить эти два потенциала для создания инновационной экосистемы. Конечно, возможно (и даже имеет смысл) для начала сфокусироваться на одном потенциале, а после развивать другой, но лишь их синергия дает наилучшие результаты. Но для этого важно их четко разделять и уметь измерять. Понимание экосистем через эту структуру имеет огромное значение для организаций, поскольку они оценивают сильные и слабые стороны инновационных экосистем, с которыми надеются взаимодействовать [1].

 

Показатели для измерения уровня инновационной экосистемы

I-CAP

Человеческий капитал

Качество STEM-образования.

Количество STEM-выпускников на душу населения.

Количество PhD-выпускников.

Доступное количество инженеров и ученых.

E-CAP

Человеческий капитал

Количество выпускников с высшим образованием.

Уровень восприятия предпринимательского потенциала.

I-CAP

Рисковый капитал

Расходы на R&D в % соотношении от ВВП.

Расходы на R&D в % соотношении от ВВП от государства.

Расходы на R&D в % соотношении от ВВП от частного сектора.

E-CAP

Рисковый капитал

Легкодоступность займов.

Легкодоступность кредитов.

Доступный венчурный капитал.

Размер венчурных инвестиций.

Количество венчурных сделок.

I-CAP

Инфраструктура

Доступ к ИКТ.

Широкополосный Интернет.

Сложность производственного процесса.

Доступ к последним технологиям.

E-CAP

Инфраструктура

Электрическая и телефонная инфраструктура.

Количество интернет-пользователей.

Эффективность логистики.

I-CAP

Спрос

Количество госзакупок, связанных с технологиями.

Коллаборация университетов с индустриями.

Размер рынка, конкуренция, торговля.

E-CAP

Спрос

Покупательная изощренность.

Размер внутреннего рынка.

I-CAP

Культура и стимулы

Качество научно-исследовательских институтов.

Процент ученых и инженерных выпускников.

E-CAP

Культура и стимулы

Уровень бизнес-свободы.

Культура рисков и провалов.

Восприятие работы предпринимателя.

Приведенные выше метрики помогают определить уровень инновационной экосистемы, а в сумме с другими показателями, которые будут приведены в нашей следующей статье, мы впервые сформулируем концепцию Цифровой силы (Digital Power), что, в свою очередь, послужит наиболее точным показателем развития стран в эпоху 4-й индустриальной революции.

У.Сеидов

Бакинский рабочий.-2019.- 31 июля.- С.3-4.