Слова, написанные кистью

 

О фильме «Портрет одного художника»

 

«В начале пути мы покоряем искусство, затем искусство покоряет нас», - говорил народный художник Азербайджана Мир Надир Зейналов. Его жизни и творчеству посвящен фильм «Портрет одного художника», презентация которого состоялась в Киноцентре «Низами».

 

Невольно напрашивается вопрос: есть ли исход лучше, чем тот, который ожидает художника, захватывающая поэзия которого необычайным образом вливалась в краски жизни его творений?

 

Жизнь каждого из нас словно ручей, стремящийся к свободе. Неизменный и устоявшийся уклад жизни не оставляет нам ничего, кроме покорного принятия того, что жизнь - тернистый путь в просторы небытия. Однако, к счастью, нам дана возможность определить лишь то самое направление, которое может подарить нам вечную жизнь, коим так умело воспользовался блистательный художник и удивительный человек Мир Надир Зейналов.

 

Не каждому суждено жить и видеть мир сквозь палитру ярких, порой тусклых красок, иметь безграничный талант выражения душевных переживаний посредством «слов, написанных кистью», а затем покинуть мир, оставив частичку души в каждом из своих бессмертных творений.

 

На ум приходит цитата русского поэта, прозаика и драматурга Валерия Брюсова: «Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, - душа его все та же, жива и для земли, и для человечества».

 

Не это ли жизнь вечная и для многих недостижимая? Быть покоренным искусством - и есть высшее благословение!

 

Фильм, посвященный памяти художника Мир Надира Зейналова, произвел неизгладимое впечатление на аудиторию. Четко продуманная связь между поэтическими порывами мастера и музыкальным сопровождением придает картине больше чувственности. Зрителей словно пригласили на «праздник слуха, зрения, осязанья» современности. Ведь в каждом кадре показана настоящая жизнь с реальными действующими лицами и вечными творениями.

 

По словам сценариста и продюсера фильма Ширин Меликовой, искренность, сила духа и таланта народного художника Мир Надира Зейналова оказали сильное воздействие на всех.

 

- Расскажите, пожалуйста, как и когда зародилась идея создать фильм о Мир Надире Зейналове и его творчестве?

 

- С Мир Надиром Зейналовым и его семьей, с его супругой Гюлярой ханым меня связывала очень давняя дружба. Более того, я была, как мне казалось, частью этого дома и этой семьи. Я с удовольствием приходила туда - и одна, и со своими друзьями. Это были незабываемые минуты общения с мастером, огромной души человеком, который оказал на меня огромное влияние.

 

Идея создать фильм о Мир Надире Зейналове пришла ко мне в 2020 году. Тот год оказался чрезвычайно трудным для него: скоропостижно скончалась любимая жена, потом умер брат… И хотя сын, невестка и внучка старались делать для него все, что было в их силах, я понимала: Мир Надиру осталось недолго, счет идет на месяцы. Было видно, что он не хочет жить. Я поспешила собрать команду и обратилась к замечательному режиссеру Мубаризу Нагиеву, с которым мы всегда хорошо понимали друг друга.

 

- Как отреагировал художник на это предложение?

 

- Ему очень понравилась идея сделать о нем фильм, и он с удовольствием согласился. Это были потрясающие съемочные дни, и Мир Надир был счастлив. Он радовался каждому нашему визиту. Мы приезжали ранним утром, и начиналась суета: подготовка камеры, света… Все снималось с одного дубля - ничего не переснималось. Он охотно сотрудничал с нашей съемочной группой и вел свой монолог перед камерой так искренне, словно заново проживал ту жизнь, о которой рассказывал. И с ним вместе ее проживали мы, члены съемочной группы. Мы смеялись, когда он смеялся, и грустили, когда он грустил…

 

- Почему вы решили не включать в сюжет интервью с близкими людьми мастера?

 

- Жанр документальной ленты - фильм-монолог. Мне хотелось показать зрителю один день из жизни художника - так, чтобы он как бы прожил этот день бок о бок с Мир Надиром Зейналовым, выслушал мнение художника на самые разные темы.

 

- Как проходил съемочный процесс, есть ли в фильме элементы, добавленные самим героем повествования?

 

- Мы отсняли материал и смонтировали вчерне фильм. Показали его художнику, после чего по каждому блоку вместе с ним отобрали картины и фотографии из семейного архива. Таким образом герой фильма принял участие в монтаже.

 

- В одном из интервью Мир Надир Зейналов описал процесс возникновения в нем желания создать абстрактные картины. Он сказал: «Я оставил позади свою рассудительность и разного рода расчеты, дал волю безрассудству и сумасбродству, которых мне так не хватало». Как вы думаете, что именно повлияло на такие перемены в творчестве мастера?

 

- Мир Надир Зейналов был экспериментатором, мыслил свежо, был открыт для всего нового, что очень важно для творческого человека. В отличие от тех, кто десятилетиями делает одно и то же, эксплуатируя одну и ту же тему, он никогда не топтался на месте. У него постоянно возникали новые темы, он то и дело пробовал новые техники. Часто бывало даже так, что он снимал с подрамника старый холст и прикреплял его к новому, большему по размеру, включая таким образом старую работу в новую композицию-коллаж и придавая ей совершенно иное звучание. Изменения были естественным направлением развития его творчества. Начинал он крепким соцреалистом, хотя и с ярко выраженной индивидуальностью, а с конца 1980-х годов начал эксперименты, которые длились всю его жизнь - он работал до самого последнего вздоха, причем, создавал крупные, тяжеленные коллажи, что делало его труд титаническим, в том числе физически. Он часто включал в свои коллажи предметы, найденные на морском берегу. И увековечивал их, превращая в высокое искусство. Искусство было смыслом всей его жизни, и он не раз говорил, что благодарен Богу за тот энергетический канал, который ему открылся, и что если этот канал закроется, ему просто не останется смысла жить.

 

- В фильме художник утверждает, что больше не хочет проводить никаких выставок и ему достаточно той галереи, которую он сконструировал в своем доме в поселке Бузовна. Были ли использованы на выставке картины из домашней галереи?

 

- Да, разумеется. И не только законченные работы, но и полотно, которое создавалось художником параллельно с нашей работой над фильмом. Кстати, именно оно сейчас открывает экспозицию его персональной выставки.

 

- Документальный фильм, который вы презентовали, стал единственной прижизненной лентой о художнике, и этот момент повышает его значимость. Какие чувства вы испытываете в связи с этим?

 

- Чувство, что отдала долг давнему другу и прекрасному художнику. И радость, что успела сделать это при его жизни...

 

- Какую реакцию зрителя от фильма вы ожидаете?

 

- Я хотела показать Мир Надира Зейналова не только художником, но и прекрасным отцом, мужем, семьянином. Тонко чувствующим, честным, кристально чистым человеком. А также передать ту ауру, ту среду, в которой он жил - его галерею, поселок Бузовна, поселок Гала, его любимое море… Все это, я надеюсь, воспримет с открытой душой и зритель.

 

Режиссер ленты «Портрет одного художника» Мубариз Нагиев, говоря о фильме и съемочном процессе, подчеркнул, что идея создания ленты про Мир Надира Зейналова принадлежит директору Национального музея ковра Ширин Меликовой, с которой его связывает давняя дружба. На вопрос о том, как изначально он подходил к теме и как изменилось его  представление о фильме, когда он ближе узнал Мастера - главного героя повествования, - режиссер ответил:

 

- Я, конечно же, заочно знал Мир Надира, был отчасти знаком с его творчеством, но лично познакомиться с ним до того момента мне не посчастливилось. Первое и, заметьте, еще заочное воздействие на меня оказало очень теплое, трепетное и полное любви отношение Ширин ханым к мэтру. Она долго и эмоционально рассказывала о нем, о его личности, о его творчестве. Она искусствовед, и я знал - если она хвалит кого-то, то точно достойно.

 

Договорились поехать к нему и познакомиться поближе. Нас встретил удивительной доброты и простоты человек, от которого исходили тепло и свет. При первой же встрече у меня появилось ощущение, будто я знаю этого неописуемо приятного старца долгие годы. Я не мог не заметить, как  своей искренностью, простотой общения и добротой он не давал титулам и регалиям, которых он достойно заслужил, повлиять и давить на собеседника - передо мной был очень жизнерадостный, улыбчивый, родной человек. И это одно из главных слагаемых для создания фильма: если с героем не чувствуешь душевную связь или родство, то про искренность повествования можно забыть. Как же можно снять картину без искренности? Мы изначально договорились, что это будет фильм-монолог. Рассказывать о себе будет он сам и больше никто. При этом я хотел показать один условный день его жизни. Надеюсь, мне это удалось.

 

- Как долго вы собирали отснятый материал?

 

- Недолго. Всего за неделю построил основную линию, дальше начали вместе отбирать фотографии, работы, ну и технические работы заняли немало времени. На все ушло чуть больше двух месяцев. И хорошо, что он успел увидеть черновую версию фильма.

 

- Были ли технические проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе съемок?

 

- Знаете, никаких проблем не было! Даже малейших! Ведь часто случается так - либо техника подводит, либо погода или же что-то другое идет не так. А тут… Сейчас я думаю, что это тоже было мистикой. Как бы он хотел сказать: снимайте хорошо, времени у меня осталось не много… В декабре, когда мы снимали, стояла удивительно благоприятная погода. В январе и феврале шли монтаж и пост-продукционные работы, а в начале марта Мастер покинул нас…

 

- Насколько многочисленной была ваша команда, и как долго длился съемочный процесс?

 

- Команда была компактная и мобильная. Я, оператор, звукооператор, фокус-пуллер, мастер по свету, администратор, ну и техники. Естественно, Ширин ханым как автор сценария и продюсер тоже присутствовала. Снимали мы четыре дня: в мастерской, галерее, доме, во дворе, у моря, а еще в Гала. Четыре плодотворных съемочных дня.

 

- Интересно, какие фильмы и режиссеры в качестве источника вдохновения повлияли на концепцию вашей картины?

 

- Все великие и мною любимые режиссеры, фильмы, и не только они, но и художники, их картины, поэты и писатели, книги, истории, накопленный жизненный опыт и многое другое, естественно, повлияли на меня в свое время так, что сегодня я такой, какой есть, и снимаю именно так, как снимаю. Источников, как видите, очень много. Но если конкретно, скажу честно: единственным источником вдохновения был герой фильма Мир Надир Зейналов с его невероятно яркой натурой, излучающей теплый, одухотворяющий свет.

 

- Какова ваша личная философия в отношении создания документальных фильмов и как эта философия проявилась в «Портрете одного художника»?

 

- (задумался). На самом деле, я не считаю себя режиссером-документалистом, несмотря на то, что на моем счету десяток таких картин, в их числе и серия документальных фильмов про народных художников Азербайджана: Беюкага Мирзазаде, Эльбека Рзакулиева, Марал Рахманзаде и Октая Садыхзаде. Мне больше близко игровое, художественное кино.

 

Документалистика в каком-то смысле требует жертв - ты полностью зависишь от реального героя или реальной темы, изучаешь, пытаешься почувствовать и дышать в такт с этой реальностью, обрамляя свою творческую фантазию рамками этой реальности. Это очень сложно и в то же время очень интересно. К сожалению, многие режиссеры не видят разницы между фильмом и телевизионной передачей. Если телепередача рассказывает про хорошо известного человека, то в фильме необходимо «создать» героя для абсолютно не знакомого с ним зрителя. В этом получасовом фильме я старался познакомить зрителя с моим героем, и чтобы зритель за это короткое экранное время успел его полюбить. Насколько мне это удалось, скажет зритель…

 

Фарида АББАСОВА,

выпускница БСУ

 

Бакинский рабочий.-2021.- 11 декабря.- С.7.