Венец меценатской деятельности

 

Личность Г.З.Тагиева и его благородные дела во имя нации - объект постоянного внимания исследователей

 

Уходящий год для системы просвещения нашей страны был знаменателен несколькими важными событиями, одно из которых, случившееся 120 лет назад, стоит особняком. Именно в этот день 7 октября 1901 года состоялось торжественное открытие Бакинской женской имени императрицы Александры Федоровны русско-мусульманской школы, построенной по инициативе великого мецената Г.З.Тагиева.

 

На церемонии, которая состоялась тогда в здании на Николаевской улице (ныне - улстиглалийят) прозвучали поздравления представителей мусульманского и христианского духовенства, азербайджанской интеллигенции, поздравительные письма из Тифлиса и Казани. Газета «Каспiй» того времени так охарактеризовала это событие: «День седьмого октября останется памятным для наших мусульман как ознаменовавший собой реальное осуществление той мысли о женском образовании, которую давно лелеяла лучшая часть мусульманского общества всего Закавказья».

 

Об этом и о многом другом в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» рассказывает исполнительный директор Национального музея истории Азербайджана, доктор философии по истории Фархад Джаббаров.

 

Соответствовать  новым веяниям

 

- XX век ознаменовал собой новую эру в истории Азербайджана. После длительных войн, которые Россия вела с местными ханствами, Ираном и Османской империей, страна перешла под ее власть. Так был положен конец независимости Азербайджана….

 

- …но вместе с тем, вхождение в состав России способствовало ликвидации в стране некоторых феодальных пережитков и приобщению ее к новому, более прогрессивному строю. После российского завоевания Азербайджан стал приобщаться к европейской культуре. В XIX веке начала утверждаться новая культура, соединившая в себе элементы традиционной мусульманской и передовой европейской цивилизаций. Важной особенностью этого новшества стал постепенный переход от преимущественно религиозного к светскому образованию.

 

- Вероятно, в тесной связи с данным фактором происходила трансформация взглядов на состояние женского образования и, в целом, на положение азербайджанской женщины в обществе?

 

- Высокое положение женщины в общественной среде еще в древности подтверждается обнаруженными в Азербайджане во время археологических раскопок многочисленными женскими статуэтками, олицетворяющими изобилие и плодородие. В народных эпосах доисламской эпохи засвидетельствовано особое уважение к женщинам, их участие, наряду с мужчинами, в военном деле. Включение Азербайджана в ареал общемусульманской цивилизации, утверждение исламских ценностей и традиций обуславливали соответствующее отношение к женщине.

 

- Насколько женское образование среди мусульман было адекватно требованиям стремительно меняющегося в XX веке времени?

 

- В рассматриваемый период женское образование в мусульманских странах, в том числе, в Азербайджане не соответствовало новым веяниям эпохи. Традиционная система, при которой молодые азербайджанки обучались в школах, медресе, либо на дому основам религии, правилам домоводства и т.д., изжила себя. Требовалось коренное реформирование женских школ, придание им более прогрессивного светского характера. Первые шаги в этом направлении стали предприниматься с первой половины XIX века. Так, в 1848 году в Шамахе открылось русское светское женское учебное заведение Святой Нины, позже переведенное в Баку. В 1874 году в Баку начала функционировать первая женская гимназия, дававшая среднее образование. Однако степень вовлечения азербайджанок в эти новые школы была крайне низкой. Статистика тех лет констатирует горькую реальность: в 1897 году в учебном заведении Святой Нины обучалось 320 воспитанниц, из них - русских 153 (48,42%), армянок - 109 (31,64%), евреек - 19 (6,01%), немок - 17 (5,38%), грузинок - 11 (3,11%), полек - 5 (1,58%), иностранок - 9, мусульманок - 3 (0,95%). К концу столетия во всех средних школах Азербайджана (включая прогимназии) числилось 1283 ученицы, из них всего 6 (0,4%) азербайджанок.

 

Продиктовано  заботой о будущем

 

- В чем была причина подобного положения?

 

- Главная причина - недоверие местного общества к русской школе, порожденное замкнутостью и низким уровнем образованности. Это недоверие подкреплялось невежественными мусульманскими священнослужителями, которые не только противились привлечению детей в светские школы, но и считали их «противоречащими духу ислама», предавали проклятиям преподававших там учителей. Еще одной причиной было отсутствие в русских школах преподавания азербайджанского языка, что тоже вызывало недоверие местного населения к этим учебным заведениям.

 

Тем временем представители прогрессивной общественности все громче стали призывать к расширению женского образования и привлечению азербайджанок в общественную жизнь. Эмансипация женщин рассматривалась ими как движение на пути приобщения к прогрессу, цивилизации. С освобождением женщин связывалось благоденствие и уровень образования народа. Разрешение этих задач интеллигенция Азербайджана видела в образовании и воспитании девушек.

 

- То есть образование мусульманских женщин понималось интеллигенцией как непременное условие, залог будущего нации?

 

- Совершенно верно. Представители азербайджанской интеллигенции не только поднимали вопрос об открытии светской мусульманской женской школы, но и предпринимали определенные шаги в этом направлении. Так, в 1896 году родилась идея светской школы для азербайджанок, которую воплотил в жизнь великий сын азербайджанского народа Гаджи Зейналабдин Тагиев. Он по праву считается одной из самых ярких личностей Азербайджана конца XIX - начала  XX столетий: не владея грамотой, не получивший никакого образования, при этом он всегда уделял особое внимание просвещению своего народа. Заботой о будущем было продиктовано стремление Гаджи открыть как можно больше школ и оказать им спонсорскую поддержку. Материальную помощь он оказывал при открытии учебных заведений в Баку, Гяндже, Шамахе, Нахчыване, а также за пределами Азербайджана - в Тифлисе, Дербенте, Владикавказе и других городах. Еще при жизни великого азербайджанца его влияние в обществе вызывало восхищение.

 

- Весьма любопытна версия о получении разрешения на открытие первой женской школы. В публицистической и научной литературе бытует мнение, что Тагиев обращался еще к императору Александру III с просьбой разрешить открыть женскую школу, но тот отверг эту просьбу. И после его смерти Тагиев отправил жене нового императора Николая II Александре Федоровне дорогой подарок и попросил ее посодействовать в деле открытия школы. А чтобы умилостивить императрицу, ходатайствовал о присвоении школе имени Александры Федоровны. Насколько эта версия имеет право на существование?

 

- Отмечу сразу, ни один из приведенных фактов не подтверждается ни архивными, ни иными документальными источниками и базируется исключительно на воспоминании профессора Хады Алиева, который не только не был современников великого мецената, но и рассказывал эту историю со слов своего дяди. С другой стороны, архивные материалы свидетельствуют, что Г.З.Тагиев никогда лично не обращался к императорской семье по поводу школы, а инициатива присвоения школе имени Александры Федоровны действительно принадлежала ему.

 

На центральной  улице столицы

 

- Это касается только присвоения школе имени императрицы. А кому принадлежала инициатива открытия школы?

 

- Правительственным органам. Гаджи только поддержал и развил эту инициативу с присущим ему новаторством и дальновидностью. Он обязался пожертвовать 25 тысяч рублей на строительство здания школы, а 125 тысяч внести в банк в виде неприкосновенного капитала, проценты с которого будут обеспечивать текущие расходы учебного заведения. Гаджи подробно описал, как он видел организационную структуру, учебный процесс в училище, ставил вопрос об обязательном преподавании здесь азербайджанского языка. Он глубоко проникся идеей открытия первого в Азербайджане и во всей империи светского женского учебного заведения, и в деталях наметил его будущее устройство.

 

- Но, несмотря на это, открытие школы затянулось на несколько лет…

 

- Совершенно верно. Учитывая, что в азербайджанском обществе конца XIX века вопрос о женском образовании воспринимался неоднозначно, в этом деле требовалась большая осторожность и тонкость. Многочисленные факты показывают с каким трудом Г.З.Тагиеву и его единомышленникам, представителям прогрессивного духовенства приходилось убеждать реакционных священнослужителей, невежественную массу в необходимости открытия школы, в том, что исламская религия не запрещает девочкам учиться. В итоге 16 мая 1898 года был утвержден устав школы, а 24-го числа получено позволение императрицы на присвоение ее имени учебному заведению. Через месяц началось строительство школьного здания. Несмотря на то, что Г.З.Тагиев обязался пожертвовать на постройку 25 тысяч рублей, однако расходы превысили расчеты и потребовались дополнительные средства, и общая сумма пожертвований Гаджи выразилась в 308,5 тысяч рублей - в том числе 183,5 тысяч на строительные работы.

 

Здание было возведено на центральной улице Баку - Николаевской. Главным архитектором здания стал выдающийся зодчий польского происхождения Иосиф Гославский. Умело используя национально-романтические традиции азербайджанского зодчества, он создал пластичное и колоритное произведение искусства. Перед открытием школы началось формирование учеников и педагогического коллектива. В школу принимали в основном девочек-мусульманок старше 7 лет (позже возрастной ценз был увеличен до 8). Изначально планировалось принять 50 учениц, из них 20 девушек из бедных семей. Однако позже благодаря пожертвованиям Тагиева количество желающих получить бесплатное образование увеличилось еще на 15. Школьницы приехали из Шуши, Тбилиси, Северного Кавказа.

 

7 октября 1901 года в этом здании состоялось торжественное открытие Бакинского женского имени императрицы Александры Федоровны русско-мусульманского училища (это официальное название учебного заведения). Газета «Каспiй» так охарактеризовала тогда это событие: «День седьмого октября останется памятным для наших мусульман как ознаменовавший собой реальное осуществление той мысли о женском образовании, которую давно лелеяла лучшая часть мусульманского общества всего Закавказья. И не одного только Закавказья, а и всех областей России с мусульманским населением, для которого вопрос о женском образовании является одним из назревших жизненных вопросов. Уже это одно придает сегодняшнему торжеству в Баку значение события общемусульманского, на которое должны откликнуться все русские мусульмане».

 

Бездоказательность клеветы

 

- Женская школа, вероятно, была закрытым учебным заведением?

 

- Да, что касается внутренней дисциплины, то это был закрытый пансионат, куда не было допуска лицам мужского пола. Обеспечение школьниц формой, питанием, учебными пособиями было полностью за счет средств Г.З.Тагиева. Помимо общеобразовательных предметов девочки занимались рукоделием, им преподавали основы ведения домашнего хозяйства, рукоделия и домоводства. Архивные документы сохранили довольно интересные сведения об организации учебного процесса в училище, расписании уроков и содержании учениц. Именно по этим деталям можно воссоздать представление, насколько образцово был поставлен учебно-воспитательный процесс, с каким вниманием подходили к режиму дня и питания воспитанниц. Думается, что некоторые из этих сведений будет полезно привести, ибо их можно применять и ныне в школах Азербайджана.

 

Итак, подъем начинался в 7 утра, в 8 часов учениц вели в столовую на чай. Через полчаса начинались занятия, длившиеся в первых и вторых классах до 13.20, в третьих и четвертых - до 14.20. Продолжительность занятий составляла 50 минут, завтрак подавался после третьего урока в 11.20. После последнего, пятого урока, заканчивающегося в 14.20, был обед, затем перемена. Ученицы выходили в большой двор училища, играли между собой, отдыхали. В 17.00 снова возвращались в класс для приготовления уроков. В 19.00 подавался чай, через час ложились спать ученицы младших классов, в 21.30 - старших. Учебная неделя начиналась в субботу и длилась до четверга, выходным днем была пятница.

 

- Известно, что недоброжелатели распространяли лживые слухи о том, что якобы питание учениц находится в неудовлетворительном состоянии и некоторые из них умирают от недоедания. Это были вымыслы, которые впоследствии подхватили некоторые советские исследователи, стремившиеся очернить Г.З.Тагиева?

 

- Естественно. Многочисленные воспоминания выпускниц училища доказывают совершенно обратное. Питание учениц было высококачественным, калорийным и достаточно обильным. Слабым девочкам даже давали рыбий жир для укрепления их здоровья. Кстати, нельзя не отметить и такой факт, что одной из причин, по которой в годы Первой мировой войны Г.З.Тагиев решил раньше положенного остановить занятия в училище, была невозможность доставлять свежие продукты для учениц. Это показывает, насколько внимательно он относился к вопросу питания детей. Красноречивым доказательством, отвергающим неправду о голодании учениц женского училища, является один интересный архивный документ. Это меню училища с 5 по 11 апреля 1913 года. Хочу привести его полностью. Итак, утренний чай с сыром. Далее разновидности завтраков: рулет, бифштекс с картофелем, печеный картофель с маслом, фрикадельки, редиска с сыром, жаркое с лобио. Обеды: грузинский суп, борщ, картофельные котлеты, суп с лапшой, котлеты с пюре, бозбаш, кутабы, рисовый суп, долма, зеленые щи, плов с гарниром. К вечернему чаю - сыр. Думаю, такое питание не может не вызывать сомнение в бездоказательности клеветнической лжи в адрес мецената.

 

Кроме того, Александринское училище располагало всеми условиями для длительного проживания учениц, в том числе, больницей, кухней, прачечной, душевыми помещениями, санитарными службами. В училище имелся специальный штат врача и фельдшера, состояние здоровья пансионерок находилось под регулярным контролем.

 

Память  благодарных  потомков

 

- Когда состоялся первый выпуск училища?

 

- В 1906 году. Спонсорская поддержка и попечительство Тагиева не ограничивалось лишь его учреждением и содержанием. В 1909 году он выделил 25 тысяч рублей на учреждение стипендии имени графини Е.А.Воронцовой-Дашковой. Через некоторое время Гаджи вновь поднял вопрос о преобразовании училища из начального в среднее по типу Мариинских училищ и особо отмечал, что в преобразованном учебном заведении должно быть введено обязательное преподавание азербайджанского языка. Училище стало первой ласточкой светского образования среди мусульманок. В 1901 году в Иреване, через год - в Гяндже, через пять лет - в Нухе и Ареше, в 1909 году в Баку открылись русско-азербайджанские женские школы. Вслед за ними школы стали открываться в Губе, Нахчыване, Агдаме, Шуше, Шамахе, а также во многих селах Гейчайского, Газахского районов, Бакинского уезда.

 

- А как повлияли на деятельность учебного заведения общественно-политические события начала XX века?

 

- В связи с началом Первой мировой войны возникли затруднения с приездом иногородних учениц и доставкой продовольствия. 2 мая 1917 года Попечительский совет училища принять решение закрыть с сентября пансион и допускать только приходящих учениц. А в начале 1918 года училище фактически прекратило свою деятельность. Этот период вписан в историю нашей страны как самый драматичный и кровавый. Мартовский геноцид мирного азербайджанского населения, устроенный большевиками и дашнаками и Баку, привел к закрытию училища. Накануне этой кровавой трагедии произошла и личная драма в семье Тагиева: погиб его сын Мамедтаги.

 

Работая над этим исследованием, мне не удалось собрать сколько-нибудь полных сведений о дальнейшей судьбе училища, его педагогах и ученицах.

 

- Однако в 2018 году к власти в стране пришла АДР - Азербайджанская Демократическая Республика, а вместе с ней, пусть и на очень короткое время, и стабильность...

 

- Совершенно верно. Несмотря на то, что училище уже не функционировало, оно все же внесло свою символическую лепту в летопись истории независимого Азербайджана. Именно здание на Николаевской улице стало местом, где 7 декабря 1918 года состоялось торжественное открытие парламента АДР. После ее падения и установления советской власти в Азербайджане здание Тагиевского училища не утратило своего общественного значения. В свое время здесь размещался Центральный исполнительный комитет, затем Верховный Совет Азербайджанской ССР. В одной части здания жил великий поэт-драматург Гусейн Джавид. До середины 70-годов в здании бывшего училища функционировали некоторые факультеты БГУ. В настоящее время здесь расположены три важных научно-культурных учреждения - Институт рукописей НАНА, Высшая аттестационная комиссия при Президенте Азербайджана и Дом-музей Гусейна Джавида.

 

В 1924 году скончался великий меценат, тот, кто за 28 лет до своей смерти, обращаясь с просьбой об открытии училища, писал: «Надо путем школьного образования привести мусульман к осознанию своих человеческих прав». Прошли годы, и женское образование стало обычным явлением в восточном мире, появилось совместное обучение девочек и мальчиков, образованные женщины стали активно вовлекаться в общественную жизнь наряду с мужчинами. Азербайджан стал первой на Востоке (и даже среди некоторых европейских государств) страной, предоставившей женщине избирательное право. Тагиеву не довелось увидеть многое из этого, но благодарные потомки всегда помнили и будут помнить, что именно он, Гаджи Зейналабдин Тагиев, «дал азербайджанскому народу образованную мать и формировал первые кадры женской интеллигенции, что Азербайджан был исходным пунктом и дал толчок продвижению женского образования».

 

Личность Тагиева и его благородные дела во имя нации являются объектом постоянного внимания исследователей. Во всех книгах, статьях в прессе, телевизионных передачах, посвященных ему, особо отмечается одна из самых главных заслуг Гаджи, венец его меценатской деятельности - первое светское женское училище.

 

Галия АЛИЕВА

 

Бакинский рабочий.-2021.- 25 декабря.- С.11.