Мы вернулись и вернулись навечно!

 

 «Прошло уже почти две недели с фестиваля, но впечатления и эмоции так же ярки в памяти, как и в первый день от просмотра».

 

Об этом говорится в статье докторанта Бакинской хореографической академии Лейлы Исаевой «Мы вернулись и вернулись навечно! Фестиваль «Харыбюльбюль» в Шуше».

 

Представляем читателям данную статью:

 

«Без слез смотреть концерты было невозможно. Пересматривать выступления можно бесконечное множество раз, переживая всю гамму эмоций и чувств, которые они дарят вновь и вновь. Каждый зритель, думаю, испытал непередаваемые ощущения, которые  выпадают на долю человека лишь несколько раз в жизни. Счастье на лицах присутствующих во главе с Верховным Главнокомандующим передавалось даже через телевизионный экран. Этот исторический день отныне можно считать отправной точкой духовного возрождения нации и культуры Азербайджана. Боль сняло, сердце больше не щемит от тоски утраты, к горлу не подступает ком от неопределенности и обиды.

 

Музыкальный фестиваль носит название цветущей в мае в Шуше офриса кавказской, которую в Азербайджане называют «Харыбюльбюль». Первый фестиваль «Харыбюльбюль» был приурочен к 100-летию азербайджанского певца-ханенде Сеида Шушинского и прошел в мае 1989 года в Карабахе — в городе Шуша на Джыдыр дюзю. Фестиваль был создан по инициативе бывшего министра культуры Азербайджанской Республики, а ныне посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглу и в 1990 году получил статус международного. Но в 1992 году проект был отменен из-за первой Карабахской войны и оккупации города Шуша вооруженными силами Армении.

 

В первый день, после блестящей речи президента, в исполнении Кянана Байрамлы прозвучал всеми любимый азербайджанский мугам «Баяты-Шираз». Одно из сложных лирико-драматических мугамных произведений он исполнил по-взрослому — профессионально и безупречно, и в то же время сумев тронуть своим юным голосом и по-детски искренним исполнением самые сокровенные чувства. Впервые этот мугам исполнил Таджир Шахмалыоглу, когда ему было столько же лет, как и Кянану, и за прошедшие годы эта мугамная импровизация звучала, как крик души, и стала своего рода сопровождением пережитому горю разлуки с Карабахом. Но в этот раз мугам расцвел и заиграл новыми красками, подарив нам слезы радости. Между выступлениями были представлены видеозаписи с выступлениями легендарных азербайджанских певцов — своего рода дань памяти великим исполнителям, таким как Бюльбюль, Сеид Шушинский, Хан Шушинский, Рашид Бейбутов, Шовкет Алекперова. Все эти видеозаписи в разные годы были сняты в Шуше.

 

Этот фестиваль также был показательным — на сцене выступали все национальные меньшинства, проживающие на территории Азербайджана, и фестиваль смог охватить и передать дружбу и братство, став символом нашего национального и духовного богатства.

 

Во второй день фестиваля прошел гала-концерт, оставив неизгладимое впечатление. Казалось — все, что создавал наш народ веками, было создано во имя этого исторического дня, словно всю нашу жизнь мы прожили, чтобы пережить этот день. Великолепно было все: скрупулезно подобранные и безупречно исполненные произведения, постановочный павильон, который одновременно являлся сценой, где не нужны были никакие декорации — лучшей декорацией выступала неописуемой красоты природа Джыдыр дюзю, воспетая в неимоверном количестве песен и стихов. Все приглашенные исполнители, певцы, хор, оркестр, ханенде, дирижеры  показали мастер-класс, будто давали понять, что каждое последующее исполнение должно равняться на тот, что был исполнен сегодня. Каждый из них сыграл свою лучшую партию, будто пели и играли в первый и последний раз, вложив в исполнение всю душу, весь талант. Нельзя не отметить мастерскую операторскую работу, которая смогла передать всю девственную красоту отвесных скал и лесных долин, смогла передать ощущение вновь обретенной свободы, когда в небе парит орел, в ушах звучит божественная музыка, а сердце переполняет гордость, радость, восхищение — одним словом, счастье. Казалось, природа подпевала, все перекликалось и сливалось воедино.

 

Маститый дирижер Рауф Абдуллаев в этот день первым вышел на сцену. Конечно же, в дуэте с симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли они исполнили увертюру из оперы «Кероглу» Узеира Гаджибейли. Этот тандем всегда перерождал исполнением каждое произведение вновь и всегда обладал захватывающей энергетикой, но в этот день оркестр звучал по-особенному,  возвышенно и одухотворенно.

 

Это  был  парад  звезд! Азербайджанские певцы, знаменитости мировой оперной сцены: Юсиф Эйвазов, Динара Алиева, Эльчин Азизов, Азер Заде, Сельджан Насибли — радовали наш слух.

 

Восходящая звезда, молодой, талантливый тенор Азер Заде, начинавший свою творческую деятельность в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в Баку, проучившийся в Академии молодых певцов  миланского театра «Ла Скала», став первым азербайджанским певцом, который в ней учился и окончил, исполнил «Азербайджан» Тофига Гулиева. Голос Азера Заде — лирико-драматический тенор удивительно красивой тембральной фактуры. Ему присущи теплота и чувственность, благородство и врожденная музыкальность. Подтверждением тому стало великолепное, а главное — проникновенное исполнение.

 

«Ноктюрн» Тофига Гулиева в исполнении тариста Сахиба Пашазаде и скрипачки Джейлы Сеидовой еще раз подтвердили, что творческий синтез всегда порождает неповторимое звучание, и как бы мелодично ни звучала скрипка, в этот день именно тар привнес в это произведение решающую ноту.

 

Азерин, народная артистка Азербайджана, которая уже несколько лет живет и работает в Турции, в очередной раз показала свой талант, исполнив своим кристально звонким голосом «Ахшам» Тофига Гулиева.

 

Произведением великого композитора Фикрета Амирова «Азербайджанское каприччио» дирижировал Фуад Ибрагимов, многообещающий дирижер из плеяды нового поколения. На своей странице в Instagram за день до концерта он опубликовал свое фото на фоне вертолета на Джыдыр дюзю, прилетевшим из Баку для эвакуации оставшихся жителей Шуши. Тогда ему было 9 лет, и вот спустя 30 лет он вернулся в родной город. Каждый взгляд и мимика на лице передавали переполняющий его восторг. Он исполнял это произведение неоднократно: в разных городах, во многих странах и с разными оркестрами, но так осмысленно, знаково, так грандиозно и победоносно она звучала впервые. Он, будто сам, как воин, водрузил флаг Победы на Джыдыр дюзю. Этим выступлением Фуад Ибрагимов стер из памяти годы, проведенные без родной земли, горе и боль утраченного очага.

 

Этот день был вдвойне радостным, потому что наряду с корифеями на сцене были новые, молодые, красивые и талантливые звезды, такие как выпускница Королевской музыкальной академии Великобритании Сельджан Насибли, исполнившая Azərbaycan elləri Фикрета Амирова, а также Муртуз Бюльбюль, дирижировавший вальсом из балета Гара Гараева «Семь красавиц».

 

А всеми любимый вечно молодой Полад Бюльбюльоглу исполнил свою «визитную карточку» — песню Gəl ey, səhər, как и в прежние годы, блестяще и вдохновенно, изумив голосом и широким дыханием, ведь это было новое дыхание — долгожданный səhər на родине предков.

 

Произведение «Сен гелмез олдун» в исполнении Aлихана Cамедова, автором которого является Алекпер Тагиев, не раз становилось предметом судебных разбирательств в результате посягательств соседей, его приписывали разным авторам, а в конце записали в ряды народных песен. Но в тот день душа композитора обрела покой, эта мелодия была исполнена там, где и должна была быть исполнена — в Шуше, на Джыдыр дюзю, в сопровождении симфонического оркестра и балабана.

 

Невозможно обойти стороной «Сенсиз» Узеира Гаджибейли в исполнении народного артиста Азербайджана, солиста Большого театра России Эльчинa Азизова, — человека, который прошел большой путь, прежде чем полностью отдаться своему главному таланту — голосу. Обладатель бархатного баритона отдал всего себя исполнению этого произведения.

 

Народная артистка Азербайджана, художественный руководитель фестиваля Opera Art, проходящего в  Москве раз в два  года, ведущая солистка Большого театра России Динара Алиева исполнила «Арзу» Ниязи, а далее «Аве Мария» Фархада Бадалбейли очень мелодично, певуче и чувственно, тем самым давая понять, что не зря была любимой ученицей великой Елены Образцовой.

 

Уже много лет Фархад Бадалбейли и Мурад Адыгезалзаде успешно сотрудничают и радуют зрителей своим исполнением в четыре руки на двух фортепиано. Произведение Фархада Бадалбейли «Дениз» является одним из лучших концертных произведений, написанных за последние годы, и, как всегда, пианисты показали безупречное исполнение. Шушинские горы воссоединились с морем…

 

И конечно же, несравненный Юсиф Эйвазов — народный артист Азербайджана, солист Большого театра России и Метрополитан оперы — исполнил всеми любимый романс «Севгили джанан» Узеира Гаджибейли. Первым исполнителем этого произведения был великий Бюль-Бюль. Его исполнение с традиционными национальными вокальными зянгюле было признано народом и полюбилось на долгие годы, закрепив за собой именно такую манеру исполнения. В этот раз творение композитора было представлено слушателям не в традиционной, уже знакомой и привычной азербайджанскому слушателю манере. Исполнение было классическое, академическое и очень профессиональное, в лучших канонах европейской оперной школы. Ну а «Аве Мария» Фархада Баделбейли в дуэте с Динарой Алиевой было верхом мастерства и таланта. Эти два голоса изумительно дополняли друг друга и дарили минуты блаженства, когда, обратив взор к небесам, мы поблагодарили Всевышнего за этот день и эту Победу.

 

Возвышенную и очень трогательную песню Эльзы Ибрагимовой на слова Дамира Гедабейли Ey Vətən, исполнил Самир Джафаров. Это исполнение Самира с типичным азербайджанским народу мелодизмом и присущими лишь ему мелизмами, в новой, более современной симфонической оркестровке, заставило еще раз оглянуться, охватить взглядом всю красоту не только Шуши, Карабаха, но и всего дорогого и родного Азербайджана. Он пел Doya bilmirəm и о да! — пение выражало смысл этих сокровенных слов. Как и зрители там — на живом концерте, так и мы — у экранов, хотели, чтобы эти минуты длились вечно. Мы не насытились, не надышались!

 

Произведением Qarabağ oratoriyası Васифа Адыгезалова дирижировал сын выдающегося композитора — Ялчин Адыгезалов, который еле сдерживал эмоции, и не он один: оркестр, исполнители и хористы были счастливы от переполняющих их чувств. Композитор, который с огромным горем воспринял расставание с Шушой и утрату Карабаха, верил, что это может быть только временно, и это очевидно с первых же нот, возвещающих о торжественном возвращении. Это сочинение тосковало и ждало долгих 30 лет, чтобы заветная мечта композитора, который, к сожалению, не дожил до этого великого дня, осуществилась и эти ноты звучали на Джыдыр дюзю. Это было кульминационной точкой гала-концерта фестиваля. А когда в завершение Алим и Фаргана Гасымовы пели колоратурное sevirəm с певучей кантиленой и длинной фермата на одной ноте, а оркестр исполнял завершающие торжественные аккорды, у всех перехватило дыхание и захлестнули эмоции. Это было выражением безграничной любви к Родине и родной земле.

 

Огромное спасибо организаторам концерта —   Фонду Гейдара Алиева во главе с Первой леди Мехрибан ханум Алиевой. И, конечно же, Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, который выполнил обещание, данное отцу и своему народу, благодаря которому я и многие другие пережили этот день и виртуально побывали там.

 

Спустя 30 лет фестиваль состоялся вновь, несмотря на сжатые сроки, трудность локации, отсутствие коммуникаций, опасность заминированных территорий, трудность доставки гостей, участников фестиваля, аппаратуры, инструментов... Но ничто из перечисленного не смогло повлиять на осуществление этого грандиозного проекта. «Мы вернулись и вернулись навечно, в священный праздник Рамазан!», — как сказал наш Президент, наш победоносный Верховный Главнокомандующий.

 

Низкий поклон нашим шехидам, павшим в героическом бою, гази, потерявшим свое здоровье, всем солдатам, воевавшим на полях сражений и всему азербайджанскому народу, ставшему единым, железным кулаком во время Отечественной войны».

 

Бакинский рабочий.-2021.- 2 июня.- С.5.