Ликбез для конгрессмена. В Азербайджане армянских военнопленных нет

 

В среде проармянского лобби в США всплеск деловой активности — в Конгрессе озаботились проблемой возвращения армянских террористов, задержанных после войны азербайджанскими силовиками на освобожденных территориях. 

 

Конгрессмен Брэд Шерман, давно известный проармянской деятельностью, сообщил, что обсудил эту тему с помощником госсекретаря США. 

 

«Я разговаривал с помощником госсекретаря Рикером относительно армянских военнопленных в Азербайджане. Азербайджан нарушает соглашение о прекращении огня, не освободив всех военнопленных», — написал Брэд Шерман в своем Twitter. 

 

«Я рад слышать, что Государственный департамент провел несколько предметных разговоров с Баку, призывая к освобождению всех военнопленных. Похоже, что Баку предоставил военнопленным доступ к Международному Комитету Красного Креста в ответ на усилия США. Я продолжу работать с Государственным департаментом над освобождением всех военнопленных», — добавил он. 

 

Странно, что выпускнику юридического факультета Гарвардского университета, члену Палаты представителей, конгрессмену Брэду Шерману до сих пор неизвестно значение определения «военнопленные». 

 

Найти его несложно, стоит только открыть одну из многочисленных ссылок в Интернете: «В международном праве военнопленные — это лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооруженного конфликта другой стороной и находящиеся в ее власти до окончания военных действий. Защищаются нормами международного права (III Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и др.). По окончании военных действий и в связи с мирным урегулированием должны возвращаться на родину». 

 

Те, кого Шерман называет «армянскими военнопленными», таковыми не являются, поскольку были задержаны после подписания 10 ноября лидерами Азербайджана, России и Армении трехстороннего Заявления о полном прекращении огня и всех военных действий в Карабахе. 

 

Речь идет о 62 членах армянской диверсионно-террористической группы, целенаправленно засланных Арменией на деоккупированные территории Азербайджана. Все они были призваны из Ширакской области Армении для прохождения военной службы в армянской армии и переброшены на территорию Азербайджана для совершения диверсий и терактов. Эта группа успела совершить теракты против военных и гражданского населения Азербайджана, среди которых есть погибшие и раненые. 

 

Служба государственной безопасности и Министерство обороны Азербайджана провели спецоперацию, задержав членов армянской диверсионно-террористической группы и передав их следствию. В ходе следствия было выявлено, что эти лица были засланы на территорию Азербайджана 26 ноября 2020 года — то есть уже после подписания 10 ноября трехстороннего Заявления. 

 

Поскольку отряд диверсантов был направлен на территорию Азербайджана для осуществления диверсионно-террористической деятельности после боевых действий, в соответствии с международным гуманитарным правом эти лица не считаются военнопленными и несут ответственность согласно уголовному законодательству Азербайджанской Республики. 

 

«Эта целенаправленная провокационная деятельность армянской стороны является не только грубым нарушением международного права, международного гуманитарного права и трехстороннего заявления, но и открытой демонстрацией продолжения этой страной агрессивной политики против суверенитета и территориальной целостности Азербайджана», — так охарактеризовал ситуацию МИД Азербайджана. 

 

Надо отметить и то, что во многих случаях азербайджанская сторона проявляла гуманизм, к примеру, 10 марта была освобождена Марал Наджарян, принимавшая участие в боевых действиях против Азербайджана. Эта женщина родилась на территории Бурдж Хаммуд в Ливане и имеет как армянское, так и ливанское гражданство. Она была задержана в бывшей зоне конфликта правоохранительными органами Азербайджана вместе со своим сожителем, гражданином Ливана армянского происхождения. 

 

М.Наджарян призналась, что незаконно проникла на азербайджанскую территорию и совершила другие действия, нарушающие законодательство Азербайджана. 

 

«Хотим отметить, что она лично предпочла вернуться не в Армению, а в Ливан. Также следует отметить, что в результате обсуждений с российской стороной не удалось отправить ее через территорию России, так как она является гражданкой Ливана. По этой причине Наджарян была отправлена обратно в Ливан через Турцию. В целом хотели бы сообщить, что в настоящее время в Азербайджане нет задержанных женщин армянского происхождения. Все пять женщин, задержанных во время Отечественной войны, были отпущены, большинство даже в период военных операций», — заявил ранее МИД Азербайджана. 

 

Кстати, этот факт является еще одним из многочисленных свидетельств того, что к участию в боях в Карабахе Армения привлекала иностранных наемников. Однако истеричные обвинения по этому поводу звучали из-за рубежа почему-то в адрес Азербайджана и Турции — как во время 44-дневной войны, так и после. В основе всей этой неврастении армянских лоббистов, так же как и дилетантских претензий относительно того, что якобы Азербайджан «нарушает соглашение о прекращении огня, не освободив всех военнопленных», лежит, скорее всего, стремление к грубой провокации и попытка скрыть военные преступления Армении. 

 

Лучшим ответом на все эти инсинуации является заявление Президента Азербайджана, Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева на большой пресс-конференции 26 февраля. 

 

«Сегодня, когда их пытаются назвать военнопленными, думаю, что сознательно искажают суть вопроса. Военнопленного не может быть через 20 дней после войны. Военнопленные, которые были у нас, мы их всех вернули. Причем мы вернули раньше, чем вернули нам. Эти люди в эту категорию не подпадают. Это — террористы и диверсанты. И любая спекуляция со стороны Армении либо же каких-то стран неуместна». 

 

И еще одно предостережение от главы государства на случай, если кто-то снова будет пытаться засылать на освобожденные территории диверсантов и террористов: «Сегодня мы достаточно обеспечиваем безопасность освобожденных территорий, проводим регулярные рейды, прочесывание, мониторинг — и посредством беспилотных летательных аппаратов, и визуальный мониторинг. Поэтому ситуация полностью под контролем». 

 

Фарида Багирова

Бакинский рабочий.-2021.-19 марта.- С.8.