Интервью Президента Ильхама Алиева Азербайджанскому
телевидению
10 мая Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в рамках поездки в Нахчыванскую Автономную Республику дал интервью Азербайджанскому телевидению.
АЗЕРТАДЖ представляет это интервью.
Вопрос: — Здравствуйте, господин Президент, рады Вас видеть. Господин Президент, сегодня Вы посетили Нахчыванскую Автономную Республику и приняли участие в открытии ряда социально-экономических объектов. Поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
Президент Ильхам Алиев: — Впечатления очень позитивные. Всякий раз, находясь в Нахчыване, видя здесь развитие, я очень радуюсь. Это моя 15-я поездка в Нахчыван, и в рамках каждой поездки я принимаю участие в открытии многих объектов.
Нахчыван стремительно развивается. Работа во всех сферах идет в позитивном направлении. Сегодня я принял участие в открытии нескольких инфраструктурах проектов, в том числе мы отметили ввод в эксплуатацию проекта питьевой воды и канализации в городе Ордубад. Работа, проводимая в автономной республике по всем направлениям — в связи с дорогами, электроснабжением, газификацией, — меня очень радует. Достаточно сказать, что уровень газификации достиг уже 100 процентов. Снабжение электроэнергией достигло 100 процентов, и в Нахчыване создан огромный энергетический потенциал. Было время, когда в Нахчыване не было света, энергии. Проложенные из Азербайджана линии были перерезаны Арменией. А сейчас Нахчыван полностью обеспечивает себя электроэнергией и использует возобновляемые источники. Это очень важно, потому что это должно восприниматься как вклад в живописную природу и экологическое состояние Нахчывана.
Все города уже связаны друг с другом магистральными дорогами, это видит каждый, кто бывает в Нахчыване. Строятся очень качественные дороги, я принимал участие в их открытии, некоторые из них уже давно сданы в эксплуатацию, но, несмотря на это, качество сохранилось. Проекты питьевой воды охватывают все города. Сейчас эти проекты будут реализованы в трех городах, таким образом, этот вопрос также будет полностью решен.
Развивается, растет промышленный потенциал. В течение последних 20 лет Нахчыванская Автономная Республика является регионом-рекордсменом по темпам экономического роста. Валовой внутренний продукт увеличился более чем в 10 раз. Дает результаты работа, проводимая в области сельского хозяйства. Сегодня мы участвовали в открытии Центра искусственного осеменения. Должен отметить, что в нашей стране имеются всего два центра: один — в Гейгеле, другой — в Нахчыване. Уверен, что в результате деятельности данного центра в Нахчыване в течение ближайших 4—5 лет вся работа в области молоководства завершится, и Нахчыван будет обеспечивать себя молоком так же, как обеспечивает себя другими основными продуктами питания. То есть все это — проявление развития.
Одновременно я сегодня ознакомился со строительством Центра ASAN xidmət. Это тоже очень важный институт в области общественных услуг. В настоящее время в нашей стране строятся 7 центров, в том числе и в Нахчыване. После их сдачи количество центров ASAN xidmət достигнет 27. Сегодня в нашей стране создаются центры DOST. Я уже дал указание создать Центр DOST и в Нахчыване. Это тоже наш успешный шаг, национальный бренд в сферах социального и пенсионного обеспечения.
Нахчыван обладает огромным туристическим потенциалом. Сегодня мы отметили открытие новой взлетно-посадочной полосы, и нам необходимо стимулировать поездки туристов в Нахчыван. Конечно, из-за пандемии туристический сектор в целом пережил спад. Однако уверен, что после пандемии иностранных гостей, желающих приехать в Нахчыван, станет еще больше.
Словом, автономная республика всесторонне развивается, и сегодня Нахчыван является одним из наиболее развитых регионов нашей страны. Уверен, что Нахчыван и впредь сохранит это лидерство.
— Господин Президент, сегодня также состоялось открытие военного аэродрома и военного госпиталя. Как Вы расцениваете в целом начало функционирования этих двух объектов в обеспечении безопасности Нахчыванской Автономной Республики?
— Конечно, эти объекты имеют большое значение в обеспечении безопасности Нахчыванской Автономной Республики, улучшении условий службы и быта военнослужащих. Потому что условия службы военнослужащих сегодня улучшаются, строятся новые воинские части. В последние годы в Нахчыване, можно сказать, все воинские части были отстроены заново, создано много новых частей. Знаменательным событием является также открытие Центрального госпиталя Нахчыванского гарнизона, потому что это — самое крупное медицинское учреждение Нахчыванской Автономной Республики, по количеству коек он даже больше Центральной больницы. В то же время особое место в обеспечении безопасности Нахчыванской Автономной Республики занимает открытие военного аэродрома.
В целом могу сказать, что укреплению оборонного потенциала Нахчывана всегда уделялось большое внимание. Не случайно по моему указанию в Нахчыване была создана Общевойсковая отдельная армия, оснащенная самым современным оружием и техникой. Могу сказать, что военная техника, находящаяся сегодня на вооружении Нахчыванской армии, возможно, превосходит технику, имеющуюся в некоторых передовых странах. Потому что в Нахчыван поставляется самая современная техника, основанная на новейших технологиях. Могу сказать, что в Нахчыванской Автономной Республике имеются образцы подавляющего большинства техники, ввезенной для Азербайджанской армии из-за рубежа. Конечно, боеспособность Нахчыванской общевойсковой отдельной армии тоже на месте, и проведенная три года назад Гюннютская операция является наглядным примером этого. Эта операция совпала по времени со сменой правительства в Армении, поэтому новая власть попыталась как бы скрыть это. Но и мы не стали афишировать это, потому что нам нужна не пропаганда, а реальное дело. Мы очистили от армянской армии многие важные стратегические высоты, взяли их. Эти высоты позволили нам полностью контролировать стратегические коммуникации, а также дорогу, ведущую из Армении в Нагорный Карабах. Наши возможности контроля за этой дорогой во второй Карабахской войне помогли нам в получении многих сведений. Противоположная сторона знает, что эти коммуникации, находящиеся под нашим контролем, в любой момент могут быть прерваны, поэтому, конечно, она должна предпринимать свои шаги сообразно этому.
Как я уже сказал, мы не хотели афишировать Гюннютскую операцию. Но после этого журналисты уже свергнутой власти Армении сняли наши новые посты, выложили это в интернет, распространили, после чего в Армении началась шумиха. Тогда я сказал: в таком случае почему мы должны это скрывать? Я поручил председателю Верховного Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики дать информацию, отправить съемочную группу, которая поехала и увидела эти высоты. То есть Гюннютская операция продемонстрировала потенциал Нахчыванской армии, Азербайджанской армии. Военнослужащие Нахчыванской армии — как спецназовцы, так и военнослужащие других формирований принимали активное участие во второй Карабахской войне, были шехиды, они проявили большую самоотверженность. Как вам известно, из Нахчывана в Баку были переброшены специальные группы. В то же время должен сказать, то есть уже могу сообщить, что часть оружия и боеприпасов, находившихся в Нахчыванской армии, была доставлена в Баку и отправлена во фронтовую зону. Сегодня мы обеспечиваем запасы того самого оружия и боеприпасов, но было и такое. Поэтому Нахчыванской Автономной Республике принадлежит огромная роль как в охране границ республики, так и укреплении армейского потенциала нашей страны в целом, Нахчыван всегда будет защищен на должном уровне.
— Господин Президент, сегодня Вы также ознакомились с условиями, созданными на железнодорожной станции Ордубад. Какова роль данной станции в реализации Зангезурского коридора, который Вы сами так назвали? Что Вы можете сказать в целом о ходе работ?
— Я не случайно приехал для ознакомления с железнодорожной станцией Ордубад, потому что это тоже имеет очень большое символическое значение. Недавно я осмотрел разрушенную армянами железнодорожную станцию поселка Миндживан, расположенную примерно в 50—60 километрах отсюда. Железной дороги там нет. Ненавистный враг разрушил, разграбил всю железнодорожную инфраструктуру. Там будет один центр, здесь — другой. Зангилан от Нахчывана отделяет всего лишь 40-километровый Зангерзурский коридор, который должен быть и будет открыт.
Как вам известно, это закреплено в совместном Заявлении от 10 ноября. По этому вопросу уже предпринимаются серьезные шаги и на заседаниях, проводимых функционирующей после этого рабочей группой на уровне заместителей премьер-министров Азербайджана, Армении и России. С уверенностью могу сказать, что железнодорожный коридор будет открыт. Пусть никто не сомневается в этом. Конечно, Азербайджан выполнит свои обязательства. Как вам известно, я заложил фундамент железной дороги Горадиз — Агбенд. Здесь будет построен недостающий 15—16 километровый участок — от Ордубада до границы с Арменией. Нахчыванская железная дорога функционирует, сейчас осуществляются как пассажиро-, так и грузоперевозки. То есть после строительства на территории Азербайджана железной дороги Горадиз — Агбенд будет создана вся инфраструктура.
Что касается участка на территории Армении, то, как вам известно, понятия армянские железные дороги нет. Российские железные дороги владеют всеми железными дорогами Армении. Значит, армянские железные дороги принадлежат ей. Поэтому мы больше обсуждаем данный вопрос с российской стороной. Соединение Зангилана, расположенного в регионе Восточного Зангезура, с Западным Зангезуром — нашей древней землей, а вслед за этим через Ордубад — с Нахчываном и Турцией станет нашим очередным историческим достижением. Уверен, что это произойдет, у меня нет никаких сомнений. Еще раз хочу сказать, что Азербайджан выполнит стоящие перед ним задачи и сделает все возможное для того, чтобы в реализации этого проекта не было никаких проблем.
— Господин Президент, сегодня исторический и знаменательный день в жизни нашей страны. Сегодня день рождения великого лидера. Вы сегодня утром посетили могилу великого лидера. А здесь, в Нахчыване, посетили могилу своего деда. Поделитесь Вашими чувствами, пожалуйста.
— Знаете, это — первый день рождения моего отца после исторической Победы. Поэтому я решил после традиционного посещения его могилы приехать на его Родину — в Нахчыван. Считаю, что эта поездка очень символична. Я, как уже отметил, в 15-й раз приезжаю в Нахчыван. Но впервые нахожусь в Нахчыване 10 мая. В нынешний день рождения я непременно должен был быть здесь.
Я посетил могилу моего деда Алирзы Алиева. Алирза Алиев и моя бабушка Иззет ханум подарили азербайджанскому народу такую гениальную личность, как Гейдар Алиев. Гейдар Алиев завоевал большое уважение не только в пределах Азербайджана, но и в мировом масштабе, это личность, которой принадлежат исключительные заслуги. Все, чего Гейдар Алиев добился в жизни, завоевано благодаря его знаниям, умению, уму и самоотверженности, он всегда достойно служил нашему народу. Именно под его руководством Азербайджан в 1970-х годах поднялся на ноги, из самой отсталой союзной республики вышел в самые передовые. Под его руководством здесь, в Нахчыване, нахчыванцы смогли предотвратить армянскую оккупацию, ведь намерение и политика ненавистного врага заключались в том, чтобы оккупировать Нахчыван. Это уже входило в их очередной захватнический план. Такая угроза была, и она была очень серьезной. Никто в то время не помогал Азербайджану. У Азербайджана не было армии, Вооруженных сил. Нахчыванская Автономная Республика утратила связь с основной частью Азербайджана, армяне блокировали Нахчыван. Нахчыван с трех сторон окружен Арменией. В такой ситуации сохранить, защитить Нахчыван и дать отпор врагу — одна из исключительных заслуг великого лидера.
Могу добавить, что находившийся в то время у власти тандем НФА — «Мусават» мобилизовал все возможности для того, чтобы сместить Гейдара Алиева в Нахчыване, назначить своих марионеток и фактически подарить армянам и Нахчыван. Они были готовы и к этому, лишь бы убрать из азербайджанской политики фактор Гейдара Алиева.
Однако решительность, смелость, политическая мудрость великого лидера, самоотверженность нахчыванцев разрушили все эти планы — планы армян и тандема НФА — «Мусават», и Гейдар Алиев защитил Нахчыван так же, как впоследствии смог уберечь Азербайджан от больших бед. В 1993 году наша страна, можно сказать, распадалась, шла гражданская война, и именно благодаря деятельности Гейдара Алиева нам удалось с честью преодолеть это тяжелое испытание. Именно в то время была заложена основа нынешней Победы.
То, что я сегодня нахожусь здесь, имеет особый символический смысл. Нахчыван — наш родной край, Родина Гейдара Алиева. Родной, дорогой край для каждого азербайджанца, и развитие, процветание Нахчывана — уже реальность. Мы сами создали эту реальность. Самое большое внимание, проявляемое сегодня к памяти великого лидера, олицетворяется именно в этом развитии.
— Господин Президент, очередной вопрос связан с Нагорным Карабахом. Некоторые страны и внешние круги говорят о необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Вы неоднократно отмечали, что нагорно-карабахский конфликт уже разрешен. Хотелось бы узнать Ваше отношение к подобным заявлениям.
— Еще раз хочу сказать, я неоднократно говорил об этом после войны, что нагорно-карабахский конфликт урегулирован. Азербайджан в одиночку разрешил этот конфликт и на поле боя, и затем за столом переговоров. Победа, одержанная на поле боя, вынудила врага поднять белый флаг и сдаться, подписать акт о капитуляции. Документ, подписанный 10 ноября, является именно актом о капитуляции Армении.
На территории Азербайджана нет территориальной единицы под названием Нагорный Карабах. Конфликт урегулирован, и я считаю, что возвращаться к данному вопросу бесполезно. Во всяком случае мы продемонстрировали это в период после войны. Во-первых, если кто-то считает, что нагорно-карабахский конфликт не разрешен, то это его проблема. Во-вторых, это очень опасный подход. Если конфликт не урегулирован, то каким должно быть его урегулирование? Не означает ли это, что Заявление, подписанное 10 ноября, утратило силу? То есть я могу понять это так. 10 ноября фактически — де-факто был подписан документ, связанный с разрешением конфликта. Это не только документ о прекращении огня, как некоторые пытаются это представить. Пусть раскроют глаза и посмотрят, сколько там пунктов. В документе о прекращении огня бывает только один пункт — прекращение огня, и все. Здесь есть много пунктов. Есть пункты, охватывающие многие вопросы, в том числе разблокирование коммуникаций. Если конфликт не урегулирован, то о разблокировании каких коммуникаций может идти речь? Если конфликт не урегулирован, то почему встречаются и приходят к соглашению заместители премьер-министров Азербайджана, Армении и России?
Конфликт разрешен, это во-первых. Считаю, что стороны, занимавшиеся данным вопросом, и страны, желающие — не знаю, почему — заняться им, должны учесть это. Потому что порой страны, находящиеся на том конце света, выступают с заявлениями, связанными с конфликтом или же происходящими в Азербайджане процессами. Это неприемлемо. В качестве примера могу привести Канаду. Недавно мне сообщили, что Министерство иностранных дел Канады выступило с заявлением в связи с Азербайджаном, нашими внутренними делами. По какому праву? Кто ему предоставил такое право? Кем возомнила себя Канада? Может, это супердержава, а мы не знали? Может, это второй Люксембург, появилась вторая супердержава, а мы не знали? Пусть занимается своими делами.
Я отвергаю и заявление Министерства иностранных дел Франции. Это неприемлемо. Мы неоднократно выражали французской стороне свои претензии, чтобы они отстали от нас. Идите и занимайтесь своими делами. А то председатель Сената Франции приезжает в Иреван, выступает там с заявлением о том, что Сенат Франции признает Нагорный Карабах. Когда мы обращаемся к правительственным органам Франции по данному вопросу, выражаем свой протест, нам говорят, не обращайте внимания, это — законодательный орган, он не отражает позицию власти. Хорошо, а Министерство иностранных дел, оно тоже не отражает позицию правительства? Что это за заявления? Пусть занимаются своими делами. Должен быть положен конец грязной кампании, проводимой против Азербайджана в связи с Парком военных трофеев. Во французском музее экспонируются черепа убитых лидеров Алжирского национального движения сопротивления. Посмотрите на себя в зеркало, сколько раз я должен об этом говорить. Должен говорить журналистам, иностранным журналистам, зарубежным политикам. Я буду говорить, я не стану молчать. Но и они пусть занимаются своими делами. Они сами погрязли в проблемах. У них тысячи проблем.
Все процессы в Азербайджане идут в позитивном направлении. Поэтому еще раз хочу сказать, если все страны будут заниматься своими делами и не будут пытаться вмешиваться в наши дела, то все пойдет хорошо, и никаких проблем в наших отношениях не будет.
Что касается разговоров некоторых политиков о статусе Нагорного Карабаха, то есть несуществующего образования. Я уже говорил, что если кто-то хочет предоставить статус армянам, проживающим на нашей территории, то я не возражаю, но пусть выберет для них хорошее место в своей стране. Эти места уже давно захвачены армянской диаспорой. Пусть предоставят им там автономию или независимость. Но не в Азербайджане. В Азербайджане этого не будет. Пусть говорят, что хотят. Поэтому советую, чтобы не нервировать нас и не обострять наши отношения, пусть не выступают с какими бы то ни было заявлениями ни о статусе, ни о конфликте. Если выступят, то получат ответ.
— Господин Президент, 8 мая, в день оккупации Шуши, некоторые властные и оппозиционные силы в Армении выступили с заявлениями о возвращении Шуши и высказали реваншистские мысли. Вы неоднократно отмечали, что если они задумаются о реваншистских шагах, то будут разгромлены. Хотелось бы узнать Ваше отношение к этому заявлению.
— Я не отказываюсь от своих слов. Если они перейдут от этих заявлений к каким-либо практическим действиям, то немедленно будут уничтожены. Никто не сможет защитить их. И пусть ни на кого не рассчитывают. На протяжении многих лет они хвалились своей «победоносной и сильной» армией. У Армении нет ни сил, ни воли, ни морального права жить реваншистскими мыслями. Это — самоубийство для них. Еще раз хочу сказать, что пока мы отслеживаем эти заявления. Как власть, так и оппозиция в Армении, можно сказать, все элементы, занимающиеся политикой, высказывают мысли о возвращении Шуши и Гадрута. Мы пока проявляем сдержанность. Но пусть не играют с огнем. Они видели наш кулак. Он на месте. Никто не сможет устоять перед нами. Если мы увидим хоть небольшую угрозу, то немедленно уничтожим их. Уничтожим прямо на месте. И они знают это. У нас есть и сила, и воля, и смелость. И кулак на месте.
— Господин Президент, большое спасибо за то, что ответили на вопросы.
Бакинский рабочий.-2021.- 17 мая.- С.9-10.