Президент Ильхам Алиев посетил Албанскую церковь Святой Девы Марии в поселке Нидж Габалинского района

 

15 мая Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева и их дочь Лейла Алиева посетили Албанскую церковь Святой Девы Марии в поселке Нидж Габалинского района.

 

Глава государства и первая леди были проинформированы о работе, проделанной в церкви:

 

— Реставрация церкви Святой Девы Марии была начата в 2019 году Фондом Гейдара Алиева и завершилась в ноябре 2020 года во время 44-дневной войны. Пожалуйста, Вы можете ознакомиться с ее первоначальным состоянием.

 

Президент Ильхам Алиев: — Она была в таком состоянии?

 

— Да.

 

Президент Ильхам Алиев: — Даже купола не было, он разрушился.

 

— Да, разрушился. В ходе реконструкции было восстановлено около 50 процентов кирпичей, камней этого строения.

 

Президент Ильхам Алиев: — Здравствуйте.

 

— Добро пожаловать, наш дорогой Президент. Добро пожаловать в церковь Девы Марии. Да хранит Вас Аллах, да хранит Аллах Азербайджан.

 

Президент Ильхам Алиев: — Спасибо, большое спасибо.

 

— Также благоустроен приусадебный участок, территория огорожена, созданы родник и три пруда.

 

Президент Ильхам Алиев: — Где родник? Здесь?

 

— Да.

 

Президент Ильхам Алиев: — Здравствуйте.

 

— Здравствуйте, добро пожаловать, господин Президент.

 

Президент Ильхам Алиев: — Спасибо.

 

— Заменены потолок, пол церкви. Нижняя часть церкви была построена в XII веке, Вы также можете увидеть руины. Некоторые из них мы восстановили. Строительство второй части было продолжено и восстановлено в 1898 году.

 

Президент Ильхам Алиев: — Она находилась в разрушенном состоянии.

 

— Была в очень плохом состоянии. Во время реставрации работы велись в соответствии с архитектурой Афин. Ни внутреннее, ни внешнее оформление не было повреждено. Мы постарались использовать строительные материалы, которые использовались при  строительстве в те времена.

 

Президент Ильхам Алиев: — То есть в то время было построено из этих кирпичей?

 

— Да, было построено в 1898 году. Мы заменили около 50 процентов этих кирпичей, но использовали старые кирпичи.

 

Президент Ильхам Алиев: — Лейла мне сказала, что когда она находилась здесь, в ходе беседы поднимался вопрос этой церкви. А она, как только приехала в Баку,  сразу же подняла этот вопрос, после чего был дан старт реставрационным работам. Как известно, открытие этой церкви состоялось во время второй Карабахской войны.

 

— Да, открытие состоялось 7-го числа.

 

Президент Ильхам Алиев: — Да, вновь состоялось открытие.

 

— Наш мудрый Президент, Лейла ханум не только Ваша дочь, но и наша дочь, дочь удинов. Да, она подарила нам эту церковь по одной нашей просьбе. Несмотря на пандемию, 44-дневную войну, реставрационные работы не прекращались ни на один день. Здесь работали представители девяти народов. Большое спасибо. Благодарим.

 

Президент Ильхам Алиев: — У удинского народа большое историческое наследие. Теперь вы совершаете богослужение как на территории  Габалинского района, так и одновременно на освобожденных землях — и в Худавенге, и в Агоглане. Там есть и другие храмы, принадлежащие удинскому народу. Большая их часть находится в разрушенном или полуразрушенном состоянии. Поэтому мы восстановим и их. Вы будете посещать и те церкви. Вы несколько раз были в Худавенге.

 

— Были. Мы вернулись из Лачина, церкви Агоглан 11-го числа. Господин Президент, мы ездили семь раз.

 

Президент Ильхам Алиев: — Очень хорошо, будете ездить и впредь. Потому что это — великое историческое наследие, наше наследие. Недавно представители удинского народа выступали на фестивале «Харыбюльбюль» в Шуше, и там был и ваш представитель. Это еще раз показывает, что все народы в Азербайджане живут как одна семья. В первый день организованного в Шуше после долгого перерыва фестиваля «Харыбюльбюль» на сцену вышли представители народов, проживающих в Азербайджане, и продемонстрировали свою культуру. Одновременно мы все демонстрируем наше единство. Реставрация этой церкви также олицетворяет наше единство.

 

— Да, спасибо сотрудникам Фонда Гейдара Алиева. Выражаем Вам благодарность. Проделана прекрасная реставрационная работа. Поздравляем Вас с праздником.

 

Президент Ильхам Алиев: — Спасибо. Пойдемте посмотрим.

 

— Господин Президент, поскольку некоторые камни здесь сохранились с XII века....

 

Президент Ильхам Алиев: — Древние камни.

 

— Да, древние камни. Мы нашли камни в Турьянчае, обработали их. Также и кирпичи. Люстры, освещение — все создано по древней концепции.

 

Президент Ильхам Алиев: — Да, обработано в том стиле.

 

— Господин Президент, церковь Святой Девы Марии — самая большая кафедральная церковь в Азербайджане. Оформление албанских церквей часто было не очень богатым.

 

Президент Ильхам Алиев: — Да, было простым.

 

— Было простым. Икон не было, все было очень просто.

 

Президент Ильхам Алиев: — Как она использовалась в советское время?

 

— В период колхозов  был фундуковый склад.

 

Президент Ильхам Алиев: — Затем в период независимости здесь была отреставрирована одна церковь.

 

— Да, когда приехал Тур 

 

Хейердал, Министерством культуры и норвежской гуманитарной организацией была отреставрирована одна церковь. Та церковь была восстановлена во времена общенационального лидера. А эта церковь была восстановлена Фондом Гейдара Алиева при поддержке нашей Лейлы ханум.

 

Президент Ильхам Алиев: — Церковь в селе Киш, кажется, меньше этой.

 

— Очень маленькая, это — первая церковь, она маленькая. Самая первая, древняя церковь. Господин Президент, мы восстановили храм в соответствии с албанской, ортодоксальной концепцией. Армяне присвоили ее. Обычно алтарная часть в григорианской церкви у армян бывает выше. А у албанцев состоит из 3 ступеней. Это — ключевой элемент в архитектуре. Когда мы вскрыли ее, то увидели, что армяне ее замуровали. Мы очистили все, албанский крест.

 

Президент Ильхам Алиев: — Это албанский крест?

 

— Да, алтарь тоже был залит цементом. Снаружи были скрыты все узоры. Вообще, албанская церковь отличается от армянской. Символы тоже отличаются.

 

Президент Ильхам Алиев: — Я знаю, в XIX веке хотели присвоить все албанское историческое наследие.

 

— Старались.

 

Президент Ильхам Алиев: — Отняли у вас.

 

— Да, мы просто отказались и сохранили. Они хотели арменизировать нас, хотели арменизировать нас как этнос.

 

Президент Ильхам Алиев: — Я знаю, это была их цель.

 

— Да, старались поглотить нас.

 

Президент Ильхам Алиев: — Да, так и есть, знаю.

 

— Господин Президент, хочу показать Вам очень интересный фрагмент, найденные здесь рукописи, переведенные самыми известными лингвистами мира, это албанский алфавит.

 

Президент Ильхам Алиев: — Какой, этот?

 

— Да, видите, это очень интересно, перевели на 9 языков на основе удинского языка. Это свидетельствует о том, что у албанцев до армянской церкви был свой алфавит. Это уже подтверждено известными европейскими учеными. Каждая страница является оригиналом. Я сам был на Синае, видел. Знаменитые лингвисты приводят имена, видите — это оригинал.

 

Президент Ильхам Алиев: — Надо пропагандировать, изучать этот алфавит.

 

— Ученые перевели эту книгу с оригинала на 9 языков.

 

Президент Ильхам Алиев: — Теперь вы вместе с Министерством культуры должны издавать книги на этом алфавите, чтобы дети тоже знали этот алфавит, и он был восстановлен. Потому что этот алфавит, можно сказать, не используется. Поэтому мы должны его восстановить. Совместно с Академией Наук, Министерством культуры, Фондом Гейдара Алиева.

 

— Мы предоставили копию.

 

Президент Ильхам Алиев: — Займитесь, пусть на этом алфавите издаются и книги. И пусть дети знают этот алфавит, чтобы мы могли восстановить его.

 

— Господин Президент, наша священная книга впервые была переведена на латинский алфавит, мы Вам ее дарим. Это впервые, мы еще не провели презентацию. Это священная книга.

 

Президент Ильхам Алиев: — На албанском языке?

 

— Да, мы сами перевели. Переводчик  — сам Рафик муаллим. Здесь мы использовали 49 букв.

 

Президент Ильхам Алиев: — Состоит из 49 букв?

 

Древний — из 52-х, мы сделали 49, чтобы было легче работать на компьютере. Здесь в наших школах до 4-го класса проводятся уроки родного языка на основе латинского алфавита.

 

Президент Ильхам Алиев: — Очень хорошо, пусть и албанский язык живет,  все удины должны его знать.

 

— Все удины знают, также прекрасно знают азербайджанский язык.

 

Президент Ильхам Алиев: — Это само собой, азербайджанский язык является государственным. Но албанский язык должен широко использоваться не только в быту, но и здесь, среди удин.

 

— Мы издаем священные книги, издаем календари. Потихоньку восстанавливаем.

 

Президент Ильхам Алиев: — Очень хорошо.

 

— Господин Президент, через четыре дня после того, как Вы 24 ноября посетили Агдамскую мечеть, я был там, и Роберт муаллим тоже был.  Вы заявили всему миру, что мы восстановим церкви, мечети и монастыри на освобожденных землях, братья удины приедут сюда. Вы вдохнули в нас жизнь. Мы поехали туда, господин Президент. Мы поехали в Ходжавенд и Туг. Как Вы сказали, братья приедут сюда, да, мы поехали.

 

Президент Ильхам Алиев: — Верно,  восстанавливается историческая справедливость.

 

— Желаем Вам здоровья, долгих лет жизни, да хранит Аллах Вас и Вашу семью. Мы всегда молимся и в этой церкви, и в нашей церкви Елисея, и в Карабахе.

 

Президент Ильхам Алиев: — Спасибо, передайте привет всем нашим удинским братьям, всем представителям общины. Вы знаете, я здесь не в первый раз, в третий раз. Когда я приехал во второй раз, состоялось открытие школы.

 

— Да, мы это очень хорошо помним. Мы посетили школу.

 

Президент Ильхам Алиев: — Сейчас мне сказали, что еще одна школа нуждается в ремонте. Школа, построенная в 1968 году, находится в непригодном состоянии. Я дам и это указание. Будет подписано распоряжение, чтобы мы восстановили эту школу. Будет проделана вся остальная необходимая работа. Я всегда рядом с Вами.

 

— Большое спасибо. У нас есть две школы, которым более 150 лет.

 

Президент Ильхам Алиев: — Две школы?

 

— Да. У нас очень красивый этнографический музей.

 

Президент Ильхам Алиев: — Две школы нуждаются в ремонте или одна? Мне сказали школа №4.

 

— Две.

 

Президент Ильхам Алиев: — А другая какая?

 

— Школа №1.

 

Президент Ильхам Алиев: — Один и четыре.

 

— Да. Во дворе этой школы есть церковь. Но школе №1 больше 150 лет.

 

Президент Ильхам Алиев: — В каком состоянии другая школа?

 

— Тоже в плохом.

 

Первая леди Мехрибан Алиева: — Я поручу отремонтировать ее по линии Фонда Гейдара Алиева.

 

— Одна школа была построена в 1972 году.

 

— Господин Президент, в будущем нашей молодежи очень нужен спортивный комплекс.

 

Президент Ильхам Алиев: — Организуем. Там в селе есть место?

 

— Есть место во дворе этой школы.

 

Президент Ильхам Алиев: — Это школа номер один?

 

— Да.

 

Президент Ильхам Алиев: — Ремонт школы №1, работы, связанные со спортивным комплексом, наверное, выполнит Фонд Гейдара Алиева. А ремонтные работы в школе №4 будут осуществлены по государственной линии.

 

— Во дворе той церкви.

 

Президент Ильхам Алиев: — Во дворе церкви, в которой я был?

 

— Да.

 

Президент Ильхам Алиев: — Давайте пойдем, посмотрим.

 

 Бакинский рабочий.-2021.- 17 мая.- С.21-22.