Незримое искусство

 

Ноу-хау двух музеев

 

12 ноября в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного», организованная Государственным Эрмитажем, Азербайджанским национальным музеем ковра (АНМК) и французским ювелирно-часовым домом Cartier.

 

Не только  для слабовидящих

 

«Незримое искусство. Расширяя границы возможного» - это инклюзивный проект, рассчитанный на слабовидящих и незрячих, однако он будет интересен и широкой публике. Проект соединил в себе наработки двух музеев за последние несколько лет в области «перевода» визуального облика музейных вещей на тактильный язык. 

 

Нашу страну на мероприятии представляли директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова и генеральный консул Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге Султан Гасымов. 

 

Открывая выставку, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что на ней представлено «несколько полуреволюционных и несколько революционных изобретений в области инклюзии». Рассказав о проекте, он поблагодарил АНМК за сотрудничество. 

 

Директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова в свою очередь отметила, что возглавляемый ею музей стал флагманом в области инклюзивной музейной практики в Азербайджане, и рассказала предысторию сотрудничества АНМК с Эрмитажем. 

 

Сергей Владимирович Хирунцев, директор по маркетингу и коммуникациям дома Cartier в Росси и СНГ, в своем выступлении заявил: «Мы счастливы, что Государственный Эрмитаж продолжает искать возможности обеспечения равного доступа к шедеврам мирового искусства для всех людей, независимо от их физических возможностей. Это абсолютно созвучно ценностям и обязательствам дома Cartier».

 

Открытие выставки проходило в режиме онлайн в связи с требованиями ситуации с пандемией. По той же причине посетителям выставки для проведения тактильного осмотра экспонатов выдают одноразовые перчатки. 

 

Рембрандт  в фас и в профиль

 

Одной из частей этого крупного проекта стала рельефная модель картины Рембрандта «Автопортрет с затененными глазами» из собрания Лейденской коллекции (США). Она была впервые представлена публике в Эрмитаже в 2018 году на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». 

 

Экспозиция этой части не только содержит репродукцию полотна и его скульптурное воплощение, но и рассказывает о том, как в Эрмитаже был создан трехмерный портрет этого прославленного художника. Прежде всего двумерное изображение с полотна перевели в трехмерное с помощью компьютерной программы, а затем воссоздали в барельефе. Это была поистине ювелирная работа, зато в результате линия тени от берета, давшей название произведению, в выпуклом скульптурном изображении легла на лицо художника именно так, как на картине, то есть копия получилась идеально точной. Так что зрители теперь имеют возможность посмотреть на Рембрандта не только в фас, как на живописных автопортретах, но и в профиль. 

 

Ожившие басни

 

Следующий раздел выставки посвящен таким экспонатам Эрмитажа, как фрагменты фресок из Пенджикента. Этот зороастрийский город являлся значимым пунктом на Великом Шелковом пути, пока в VIII веке не был разрушен арабами. Ныне близ руин Пенджикента находится одноименный таджикский город. А сами руины стали музеем-заповедником. Их называют «Среднеазиатскими Помпеями», так как они богаты памятниками архитектуры, живописи и скульптуры, в том числе фресками. 

 

Для инклюзивного проекта была взята за основу часть фрески, некогда представлявшей собой роспись парадного зала. Эта фреска носит условное название «Зал амазонки» благодаря верхнему своему ярусу - там изображен неизвестный сюжет с битвой, в которой принимает участие и женщина-воительница. 

 

А в нижнем ярусе приведены басенные сюжеты из Эзопа и «Панчатанры» (о льве и зайце; о кузнеце и обезьяне; о трех мудрецах, воскресивших тигра; о гусыне, несущей золотые яйца). Вот эти поучительные сюжеты, являющиеся одним из прообразов современных комиксов, и стали объектом интереса специалистов из Эрмитажа. Вниманию зрителей представлены барельефы, благодаря которым росписи можно «увидеть» тактильно, а также 60-секундные анимационные фильмы, иллюстрирующие эти басни. 

 

Квадрат,  всадник, олень…

 

Важной частью проекта стало воспроизведение фрагментов текстиля из Пазырыкских курганов на Алтае. Там, в вечной мерзлоте, в середине прошлого века были обнаружены захоронения, в которых имелись в том числе и хорошо сохранившиеся ковры. В данном проекте Эрмитажа были задействованы два пазырыкских ковра - войлочный и ворсовый. 

 

Орнамент древнейшего в мире войлочного ковра, представляющего собой покрытие для юрты, был восстановлен санкт-петербургскими специалистами. Рельефное войлочное изображение выполнено в технике валяния иглой в сочетании с техникой аппликации. Для воссоздания выбрана такая часть орнамента, где показан всадник перед божеством на троне. Также воссоздана объемная войлочная фигурка лебедя - четыре такие фигурки были найдены возле погребальной колесницы. 

 

Фрагменты другого ковра из Пазырыкских курганов, древнейшего ворсового ковра в мире (ему более 2,5 тыс. лет!), стали результатом сотрудничества с Азербайджанским национальным музеем ковра. При этом применялся особый метод ковроткачества, разработанный в отделе традиционных технологий АНМК, когда фон изображения ткется в безворсовой технике, а орнамент - в ворсовой. 

 

В лаборатории Эрмитажа создана шкала цветов Пазырыкского ковра, а в лаборатории АНМК подобрали по ней оттенки шерсти и собственноручно окрасили пряжу натуральными красителями. Затем в отделе традиционных технологий АНМК создали эскизы и соткали по ним реплики трех основных фрагментов этого знаменитого ковра. Два из них повторяются в его бордюрах - это всадник на светлом коне и фигура оленя. Третьим является заключенный в квадрат орнамент, повторяющийся в центральном поле. Именно благодаря расчерченному на квадраты центральному полю некоторые эксперты считают, что данный ковер мог служить «доской» для какой-то игры. 

 

Объединение усилий

 

Директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова рассказала о том, что предшествовало воплощению в жизнь данного проекта:

 

- Несколько лет назад в нашем музее был разработан метод передачи ковровых орнаментов для восприятия тактильным путем, причем с сохранением фактуры ковра. Он базируется на забытой ныне разновидности ковроткачества. Современное его воплощение, рассчитанное прежде всего на слабовидящих, было реализовано при участии членов Общества слепых Азербайджана. Благодаря их содействию были подобраны оптимальные параметры ткачества - высота ворса, плотность и т.д. Таким способом были созданы рельефные реплики наших музейных экспонатов, отражающие различные традиционные орнаменты ковров - они дополнили собой нашу экспозицию. 

 

Данный проект, получивший название «Музей без границ», был презентован общественности в 2019 году. В это время наш музей посетил заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель - он приехал для проведения мастер-классов по консервации ювелирных изделий в рамках программы ЮНЕСКО. И ему понравился наш проект тактильных реплик ковров, о чем он рассказал в Эрмитаже - так и стартовало это прекрасное сотрудничество… 

 

Горизонты  инноваций

 

В дополнение к словам директора АНМК отметим, что Игорь Малкиель стал куратором проекта «Незримое искусство. Расширяя границы возможного». Выступая в репортаже об открытии выставки проекта в Санкт-Петербурге, он подчеркнул, что в Эрмитаже избегают упрощения научного подхода в инклюзивных проектах, и доказательством его слов служит структура выставки. 

 

Помимо итогов каждой из частей проекта, здесь представлены все промежуточные этапы создания этих инновационных экспонатов, начиная с прорисовки: для барельефов показаны этапы перевода из двухмерности в трехмерность, создания пластилиновой копии и формы для отливки, а для текстильных экспонатов - создание эскиза, технического рисунка, процесс ковроткачества и изготовления войлока. 

 

В той части, которая относится к ворсовому пазырыкскому ковру, демонстрируется видеоролик об Азербайджанском национальном музее ковра, его проекте «Музей без границ» и инклюзивной деятельности бакинского музея в целом. 

 

Символом укрепления связей между двумя музеями стал дар Эрмитажа Азербайджанскому национальному музею ковра - реплика фрагмента войлочного пазырыкского ковра со всадником и божеством. Это произведение вручил Ширин Меликовой на открытии выставки Михаил Пиотровский. Помимо этого, бакинскому музею был подарен войлочный лебедь - реплика объемного предмета из алтайского кургана.       

 

Выставка продлится до 12 декабря. М.Пиотровский, отметив мобильность инклюзивных экспонатов, заявил, что в ближайшее время они будут показаны в ряде стран мира в ходе Дней Эрмитажа, ставших уже традицией этого музея. А по словам Ширин Меликовой и Игоря Малкиеля, есть большая вероятность, что первым пунктом назначения выставки станет Баку. 

 

Наиля БАННАЕВА

Искусствовед

 

Бакинский рабочий.-2021.- 16 ноября.- С.7.